Семинар - практикум для педагогов "Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников"
презентация к уроку

Мастер - класс помогает расширить представления педагогов о нейропсихологических. технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников. Научиться применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx490.22 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

№ 36 «Малышок» города Канска

Семинар - практикум для педагогов

«Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников»

                   Подготовили:

                                                        учитель-дефектолог: Данилова Л.С.

                                                       

Канск, 2024 г.

Тема: «Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников».

Цель: Распространение педагогического опыта по применению нейроупражнений и нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с эффективными нейроупражнениями и нейроиграми, позволяющие повысить интеллектуальные способности и укрепить физическое здоровье дошкольников.
  2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,  вызывая интерес к данному виду деятельности.
  3. Побуждать педагогов использовать в образовательной деятельности современные образовательные технологии – нейропоход.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы рады будем поделиться с вами своим опытом работы и проведем семинар – практикум по теме: «Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников».

Как вы думаете?  Что же такое нейроупражнения? И применяете ли вы эти упражнения в своей педагогической деятельности (ответы педагогов). Да, действительно, в настоящее время, наверное, уже каждый педагог использует элементы нейроподходав своей работе.

Нейроупражнения,или кинезиологические упражнения(от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это комплекс определенных двигательных упражнений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и физического здоровья.

Данный подход является и здоровье сберегающей и игровой технологией.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».Деннисоны обнаружили, что посредством движений, происходит синхронизация  работы полушарий. Огромные возможности физических движений, могут быть использованы для успешного развития и обучения ребенка.

Нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — это ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности.

Большой вклад в развитие кинезиологии внесли работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина. Они доказали влияние манипуляций рук и движений вообще на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

Так, многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе.  

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Сотрудники  Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченовсчитал: «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука».

В настоящее время у многих современных детей отмечается снижение двигательной активности. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Движение является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Нейроупражнения и нейроигры, необходимо использовать

если у ребенка наблюдаются:

- проблемы с памятью;

- снижение внимания при выполнении задания;

- проблемы с усвоением учебного материала;

- нет четкого понимания пространственных представлений (лево - право);

- плохая координация, неуклюжесть;

- излишняя активность или медлительность;

- слабо развита крупная и мелкая моторика;

- быстрая утомляемость и др.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка и является кинезиология.

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Мозг сложен по своей структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.

Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистымтелом, которое находится между полушариями головного в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Как вы думаете, какое полушарие головного мозга доминирует у Вас? Давайте проведем небольшой тест и узнаем, какое полушарие головного мозга у Вас ведущее.

Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминируетправая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛУШАРИЯ

 ГОЛОВНОГО МОЗГА

«Переплетите пальцы»

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки  — букву «Л».

«Поза Наполеона»

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

«Аплодисменты»

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

«Нога на ногу»

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

«Подмигните»

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

«Проба Розенбаха»

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии, какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

«Вращение»

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

«Окружность»

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

Немного фактов о вас

Левое полушарие:

Логическое мышление является основной сферой специализации левого полушария.Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление: левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Математические способности: числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Правое полушарие

Интуиция является основной сферой специализации правого полушария.
Пространственная ориентация: правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом.
Музыкальность: музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария.

Воображение: правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.
Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: за мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: правое полушарие отвечает также и за мечты.

Наиболее эффективны нейроупражнения и нейроигры в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Исследования выявили, что основное развитие межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:у девочек – до 7 лет;у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.Поэтому упражнения можно использовать уже начиная с 2-3-х летнего возраста. Они хороши как гимнастика, как физминутка и просто как увлекательные упражнения. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании, используя любимую динамичную музыку. Не запрещается подпевать, хлопать в ладоши или выполнять упражнение под считалочки или скороговорки. С четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.В большинстве упражнений используется, стихотворная форма, которая дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффект.

Результаты использования нейроигр и упражнений:

  • повышается общая работоспособность и снижается утомляемость;
  • развиваются: координация, крупная и мелкая моторика, память и мыслительная деятельность, внимание и речь, зрительно-моторная координация;
  • формируется пространственная ориентировка;
  • увеличивается скорость восприятия, и обработки информации;
  • повышаетсяспособность к произвольному контролю;
  • улучшается качество усвоения учебного материала (дислексией-проблемами с чтением и дисграфией- проблемами с письменной речью);
  • развиваются творческие способности;
  • повышается уровень саморегуляции и самоконтроля.

Выделяют два вида движений:

Первый вид – движения, активизирующие действие естественных механизмов. Представьте себе, что ваше тело разделили воображаемой линией на две части – правую и левую. Так вот движения первого вида как-бы пересекают эту среднюю линию и существенно увеличивают скорость передачи получаемых сведений. Это благоприятно влияет на работу нервной системы, а также на непосредственность и непроизвольность психофизических функций.

Второй вид – движения, выполняемые в одностороннем порядке. Они работают на «разъединение движения и мысли». Это фундамент всех произвольных процессов. Здесь движения немного затормаживаются, а идёт усиленная работа ума, тратится много сил и энергии мозга. Поведение в данном случае вполне обычное, какое бывает в моменты стресса или в ситуациях изучения нового материала.

Для человека важны и первый, и второй вид движений, поскольку они являются двумя механизмами, на базе которых строится познавательная и любая другая деятельность нашего мозга.

Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу

в нескольких направлениях:

Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п. 

Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления. 

Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д. 

Выделяют несколько методов и приемовнейроупражнений:

Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями. 

Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе). 

Упржнения для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.

Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения. 

Артикуляционные. Этот блок упражнений задействуют, когда имеют место задержки речевого развития, проблемы с произношением. Элементы нейрогимнастики включают в логоритмику.

Массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса (шарики су-джок, игры с карандашами, массажные шарики).

Нейроигы  -направлены  на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь. 

Нейроупражнения и нейроигры имеют полифункциональную направленность, преимущество упражнений в том, что они для детей проходят не как занятие, а как развлечение.

При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному, и придерживаться следующих несложных правил:

  1. Заниматься каждый день, стараясь, не пропускать, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
  2. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  3. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
  4. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
  5. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Переходим к практике.

  1. Нейрогимнастика
  • «Цепочка»
  • «Заяц-кольцо-цепочка»
  • «Заяц-коза-вилка»
  • «Я Капитан»
  • «Подними и поменяй руку»
  • «Ухо-нос»
  • «Лезгинка»
  • «Погладим животик»

  • «Кулак-ребро-ладонь»
  • Нейродорожки

Упражнение с мячами (мешочками).

Игры в парах:

  • Мяч в противоположной стороне. Перекладываем из руки в руку себе.
  • Мяч в противоположной стороне. Передаем мячик партнеру, по прямой.
  • Мяч в противоположной стороне. Передаем мяч сначала себе, потом партнеру.
  •  Мячики на одной стороне. Передаем мячик по диагонали партнеру.
  •  Мячики на одной стороне. Сначала предаем себе, затем по диагонали партнеру.
  •  Мячики у одного человека. Передаем два мяча одновременно партнеру.
  •  Мячики у одного человека. Два мячика передаем по диагонали партнеру.
  •  Мячики у одного человека. Передаем партнеру по прямой, передаем партнёру по диагонали.
  •  Мячики у одного человека. Два мячика передаем по диагонали партнеру. Сначала правая рука сверху, затем левая рука сверху.

Игра с мячом в круге. У каждого по одному мячику (сенсорному мешочку).

  • Наша левая рука расположена ладонью вверх, наша правая рука всегда ладонью вниз. И таким образом мы передаем мячи против часовой стрелки соседу. Стоп, мы научились делать это упражнение — значит наш мозг сориентировался и сейчас будем выполнять второе упражнение.
  • Левая снизу держит мяч, правая рука сверху на мяче,. Берем левую руку за голову, правая берет, и отдает соседу. Аналогично с другой рукой.

Выполняется в паре. У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый, маленький). Главное динамика и четкий счет.

  1. «Попробуй повтори»

- показывать по одной карточке с изображением движения,и ребенок должен его повторить. Можно использовать нейрокубик и изображенными движениями.

- карточки положить по кругу на пол или прикрепить на спинку стула. Дети под музыку ходят по кругу, когда музыка  остановилась, ребенок выполняет задание, напротив которого остановился.

- показать ряд движений изображенные в определенной последовательности. Дети последовательно выполняют в ритм (хло-хлоп, топ-топ, хлоп-топ и т.д.).

- на столе лежат предметы или предметные картинки. Каждый предмет или картинка будет обозначать определенное действие. Например: ручка-хлопни, карандаш – топни, мяч – хлопни по коленям.

4.«Найди и повтори»

- на экране изображен квадрат с цифрами. Под каждым квадратом изображено движение. Ведущий называет цифру, необходимо выполнить движение, которое изображено под цифрой.

5. «Рисование двумя руками»

- «Нейропрописи» - обводим по контуру линии или изображение. От простого к сложному.

- рисовать на бумаге или песке – по слову «Нарисуй круг, квадрат, прямую линию, кривую, волнистую слева круг, справа прямую линию и т.д.» или по представленной карточке.

- «Нейрокубик» - на одном кубике изображены точки разными цветами, на втором разнообразные линии. Бросаем одновременно два кубика и проводим на листе линию ицвет, которые выпали на кубике.

Придумай нейроигру.

У вас на столах лежат разнообразные предметы. Ваша задача придумать нейроигру из представленных предметов. Приступаем. Вы молодцы, все справились.

Нейроигры

  1. «Возьми предмет». Необходимо одновременно двумя руками брать два одинаковых предмета по цвету, форме, размеру и т.д. можно брать из коробочки, по схеме, в сыпучих предметах и т.д. исходя из возраста игру можно усложнять или упрощать.

  1. «Игры с карандашами»

- взять 3- 4 карандаша, плотно зажать между ладонями и катать вперед, назад.

- собираем карандаши в кулак, сначала правой, потом левой рукой или одновременно двумя руками. Затем выкладываем карандаши обратно по одному.

- одноименными пальцами обеих рук (мизинец, безымянный, средний и т.д.) в любой последовательности поднять карандаши или ручки, стараясь их не уронить.

3.  Игры на переключения внимания «Найди и покажи»

-    одной рукой ребенок показывает цвет и называет цифру или показывает цвет и показывает количество пальцев, соответствующее цвету.

- по предложенной карточке с цифрами одной или двумя руками одновременно показывает количество пальцев, соответствующее цифре.

- по инструкции педагога, одновременно левой и правой рукой найти и показать заданный цвет.

- покажи двумя руками одновременно два одинаковых предмета (цветы, бабочки, мячи и т.д.).

4.«Пупырки».Двумя руками одновременно, необходимо хлопать пузырьки на игрушке по инструкции педагога или по заданной схеме.

5.«Зеркальный узор». Выложить узор предложенный педагогом из счетных палочек в зеркальном отражении.

6. Кинезиологическа сказка «Яблонька» (упражнение на расслабление)

(способ организации – стоя)

Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю.

(Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.)

Семечко поливал дождик, пригревало солнышко и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку.

 (Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь).

 К яблоньке часто прилетал её дружок – ветерок и играл с ней

 (Руки вверх, развести пальцы в стороны, покачаться из стороны – в сторону).

Стала яблонька большой и выросли на ней вкусные яблочки. Пришли к яблоньке дети.

(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений).

И стали рвать сочные и румяные яблочки

 (Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать» яблоко. Нагнуться и «положить яблоко» в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками).

Дети сказали яблоньке спасибо

 (Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ей из стороны в сторону).

И пошли домой

(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»

Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...

Семинар-практикум "Память. Способы эффективного запоминания".

Память и ее функции. Способы эффективног запоминания....

«Предметно-развивающая среда, как средство всестороннего развития дошкольников»

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в п...

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....

Семинар - практикум для родителей старшей группы по теме: "Безопасность дошкольника"

Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с работой дошкольной образовательной организации по  ОБЖ и с  игровыми приемами на закрепления знаний детей старшего дошкольного возрас...

Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов ...