Поговорим о сохранении зрения ребенка.
статья
Зрение - важная составляющая в развитии ребёнка, но если есть трудности в восстановлении зрения...., то данный материал поможет скоррегировать зрение с помощью зрительных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt._igry_na_raznyh_etapah_lecheniya.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений на разных этапах лечебно – восстановительной работы с детьми, имеющими нарушения зрения
I.Этап плеоптического лечения
Цель: нормализация и закрепление правильной фиксации, повышение
остроты зрения
Назначение игр и упражнений: пристальное рассматривание,
перцептивные действия с мелкими
предметами
Условия: все игровые задания выполняются монокулярно, т.е. одним
глазом, в заклейке, по назначенному врачом циклу окклюзий
Направление игровой деятельности | Названия игр. Возможные задания | Примечания |
Рассматривание и раскладывание картинок | «Парные картинки», «Лото», «Домино» | Чем младше ребёнок, чем ниже острота зрения, тем более яркие, чёткие, менее сложные по содержанию картинки |
Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов | По всем лексическим темам | Количество частей с возрастом увеличивается |
Нахождение сходных и отличительных признаков | «Чем похожи? Чем отличаются?», «Найди ошибки в рисунках», «Чего на самом деле не бывает?» | |
Рассматривание предметов, слайдов, иллюстраций | Важно убедиться, видит ли ребёнок с предполагаемого расстояния объект, его информативные признаки | |
Сортировка мелких предметов | Используются пуговицы, семена, камешки, косточки, крупы и т.п. | |
Группировка предметов вокруг образца | «Выложи такую же картинку» | Предлагаются мозаики, наборы геометрических фигур, палочки Кюизенера |
Классификация предметов по заданным признакам | «Выбери все синие предметы», «Выбери только круги» и т.п. | Признаки: цвет, форма, величина, назначение, материал и др. |
Раскрашивание по образцу | Обязательно напоминание о необходимости чётко следовать образцу, соблюдать границы контура, технику закрашивания |
II.Этап ортоптического лечения
Цель: устранение косоглазия (сходящегося и расходящегося),
достижение симметричного положения глаз, формирование
бинокулярного зрения
Назначение игр и упражнений: тренировка глазодвигательных мышц,
развитие зрительно – моторной
координации
Условия:
- все игровые задания выполняются монокулярно, т.е. одним
глазом, в заклейке по назначенному врачом циклу окклюзий;
- имеет место тренировочная окклюзия;
- при сходящемся косоглазии все игры и упражнения выполняются на вертикальной поверхности, па подставке, взор «вверх – вдаль – вперёд»;
- при расходящемся косоглазии все игры и упражнения выполняются на горизонтальной поверхности, взор «вниз»;
- острота зрения должна быть выше, чем 0,3
Направление игровой деятельности | Названия игр. Возможные задания | Примечания |
Наблюдение за движущимися предметами | Инерционные игрушки, радиоуправляемые игрушки, игрушки – каталки | При СХК прокатывание по столу, при РХК – по полу |
Рассматривание и узнавание движущихся предметов | «Расскажи, во что одета идущая девочка», «В синей куртке идёт мужчина или женщина?» и т.п. | Наблюдения во время прогулок, из окна группы, по пути из детского сада, поездок с родителями |
Прослеживание взглядом за движущимися предметами | Прокатывание мячей, шаров | При СХК прокатывание по столу, при РХК – по полу |
Прослеживание пути по дорожкам (сдвоенным, строенным, разноцветным, одноцветным, пересекающимся, петельным, угольным) | «Покажи дорогу Ёжику к норке», Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?» и т.п. | |
Нахождение пути | Лабиринты с препятствиями | Возможно проведение линий по пути следования или прослеживание пути взглядом |
Развитие зрительно – моторной координации Рассматривание картинок с заслонённостью, зашумлённостью предметов, картинок с пересечением контуров предметов | «Соедини предметы, подходящие друг к другу по цвету (форме, величине, назначению), «Соедини предметы и соответствующие им геометрические фигуры прямой линией красного цвета» «Сколько животных спряталось?», «Назови все предметы», «Какой предмет лишний?», «Раскрась только один предмет», «Раскрась так, чтобы яблоко лежало ближе груши» | Соединяются два изображения заданными линиями карандашом или фломастером Чем ниже острота зрения, тем чётче, жирнее контур |
Рисование, вырезывание, выкалывание по нарисованному контуру | «Кто (что) это? Вырежи (выколи, обведи) по контуру», «Выложи по контуру мелкие предметы (мозаику, крупу и т.п.)» | Чем ниже острота зрения, тем чётче, жирнее контур |
Совмещение контурного изображения с силуэтным изображением | Тематические вкладыши, д/и «Заплатки», «Подбери узор», «Чья тень» | |
Рисование через кальку | «Нарисуй предмет», «Перерисуй сюжетное изображение» | Прозрачность кальки соответствует зрительным возможностям ребёнка |
III.Этап диплоптического и стереоскопического лечения
Цель: закрепление бинокулярного зрения, развитие стереоскопического
зрения, пространственного зрения в естественных условиях
Назначение игр и упражнений: выполнение соотносящихся
практических действий,
развитие глазомера
Условия: все игровые задания выполняются при симметричном
положении глаз, которое было достигнуто с помощью
оптической коррекции или операции
Направление игровой деятельности | Названия игр. Возможные задания | Примечания |
Соотносящиеся практические действия с предметами | «Покажи, как правильно собрать из деталей конструктора машинку», «Пришнуруй игрушки к новогодней ёлке», «»Пристегни быстро!», «Нанизывай бусы, чередуя красные и зелёные бусинки» | Обязательно чередование зрительной нагрузки с отдыхом |
Попадание в цель | Метание мячей, мешочков, комков бумаги в цель, прокатывание мячей в ворота, сбивание кеглей, игры «Рыболов», «Надень колечки на палочку», «Прокати мяч между кеглями», «Забей гвоздь» | Учитывается вид косоглазия, острота зрения |
«Настольный футбол», «Настольный баскетбол», «Настольный хоккей» | ||
Рассматривание трёхплановых картин | «Какой предмет ближе всего? Почему так думаешь?», «Что изображено дальше всего? Почему так думаешь?» | Необходимо дать детям представление об изобразительных признаках глубины пространства(дальние предметы всегда меньшего размера, неяркие, нечёткие, с плохо выделенными деталями) |
Определение расстояния с помощью условных мерок | «Что дальше от тебя, берёза или клён? Как проверить?», «Определи, кто ближе к кукле, зайчик или мишка. Расскажи, почему так решил.» и т.п. | |
Лепка из пластилина, глины, солёного теста предметных или сюжетных композиций по образцу или по воображению | Желательно проигрывание результатов продуктивной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение зрения у учащихся
Эта призентация поможет учителю провести гимнастику для глаз ....
памятка для сохранения зрения
В документе приводится памятка по сохранению и укреплению зрения. Зрительная гимнастика по Аветисову. Гимнастика при всех видах близорукости.Перечень продуктов, полезных для зрения....
Навыки сохранения зрения и его коррекции
Компьютер прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Жизнь взрослых, и хоти мы этого или нет наших детей тоже. При чем именно ребята проводят за ним больше времени чем их родители. За исключением т...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».
Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...
«Очки как элемент национальной одежды в целях сохранения зрения в условиях ЯНАО»
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению использования и применения очков в районах Крайнего Севера. В работе представлена краткая история развития очков и их использование в современности, а...
02 Сохранение зрения. Синдром VCS
Сохранение зрения. Синдром VCS...
06 Семь упражнений для сохранения зрения
Семь упр для сохранения зрения...