Учебно-исследовательский проект «Они защищали Родину»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Муханова Ольга Сергеевна

Скоро весь мир будет отмечать 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе была проведена большая подготовительная работа к празднованию Дня Победы. Гражданско-патриотическая работа, проводимая в школе, направлена на формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважению к традициям предков. Обучающиеся школы подготовили мероприятия: «Блокада Ленинграда», «Защитникам Москвы посвящается…» и др., с которыми участвовали в конкурсах и фестивалях. Особо хотелось бы выделить мероприятие, посвященное битве под Москвой, которое стало основой для дальнейшего изучения событий, происходивших в Московской области в период Великой Отечественной Войны. Ребята восхищались мужеством и героизмом солдат и офицеров, защищавших свою страну и свой город. Ребята заинтересовались, каким должен быть человек, посвятивший свою жизнь такой важной и нужной профессии, как военный. Ученики  захотели глубже узнать особенности этой профессии на примере именно этого исторического события, оставившего яркий след в истории ВОВ. Изучая  исторические источники, воспоминания участников тех событий, материалы в сети интернет ребята узнали много нового и ранее неизвестного. Их так заинтересовали  и увлекли полученные данные, что они решили создать макет «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково».

Кроме того, многие ребята посещают военно-патриотические клубы, где их учат чувству верности конституции и воинскому долгу, дис­циплинированности, добросовестному отношению к учебе, своим обязанностям и стремлению к достижению поставленных задач. Это главные качества, которыми должен обладать человек, который выбрал для себя профессию военного.

Таким образом и родилась тема для проекта «Они защищали Родину».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oni_zashchishchali_rodinu.ppt.docx66.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №281»

129344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

VologinaES@edu.mos.ru
ОКПО 301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

Учебно-исследовательский проект

 «Они защищали Родину»

Авторы проекта:

Муханова Ольга Сергеевна

Руководители проекта:

Муханова Ольга Сергеевна - учитель

 

Москва

2022

Содержание

  1. Аннотация...................................................................................................3
  2. Цель проекта………………………………………………………………3
  3. Задачи проекта…………………………………………………………….4
  4. Актуальность проекта…………………………………………………….5
  5. Формы работы…………………………………………………………….6
  6. Основная часть……………………………………………………………7
  7. Создание макета…………………………………………………………16
  8. Заключение………………………………………………………………19
  9. Ожидаемые результаты проекта………………………………………..20
  10. Результаты работы………………………………………………………21
  11. Список литературы……………………………………………………...24

Аннотация

Скоро весь мир будет отмечать 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе была проведена большая подготовительная работа к празднованию Дня Победы. Гражданско-патриотическая работа, проводимая в школе, направлена на формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважению к традициям предков. Обучающиеся школы подготовили мероприятия: «Блокада Ленинграда», «Защитникам Москвы посвящается…» и др., с которыми участвовали в конкурсах и фестивалях. Особо хотелось бы выделить мероприятие, посвященное битве под Москвой, которое стало основой для дальнейшего изучения событий, происходивших в Московской области в период Великой Отечественной Войны. Ребята восхищались мужеством и героизмом солдат и офицеров, защищавших свою страну и свой город. Ребята заинтересовались, каким должен быть человек, посвятивший свою жизнь такой важной и нужной профессии, как военный. Ученики  захотели глубже узнать особенности этой профессии на примере именно этого исторического события, оставившего яркий след в истории ВОВ. Изучая  исторические источники, воспоминания участников тех событий, материалы в сети интернет ребята узнали много нового и ранее неизвестного. Их так заинтересовали  и увлекли полученные данные, что они решили создать макет «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково».

Кроме того, многие ребята посещают военно-патриотические клубы, где их учат чувству верности конституции и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестному отношению к учебе, своим обязанностям и стремлению к достижению поставленных задач. Это главные качества, которыми должен обладать человек, который выбрал для себя профессию военного.

Таким образом и родилась тема для проекта «Они защищали Родину».

Цель проекта:

Расширять и систематизировать знания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью о профессии военного, об обязанностях людей, несущих военную службу и чувстве долга. Научить учащихся с умственной отсталостью проводить проектно-исследовательскую деятельность, работая со средствами массовой информации, в том числе с публикациями в интернете, с дополнительной справочной, научной литературой.

Задачи проекта:

  • Вовлечение учащихся в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью выбора будущей профессии; формированию у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения;
  • Представлять результаты исследований в виде публичных выступлений;
  • Осуществлять системную комплексную работу по социокультурному развитию обучающихся  для обеспечения индивидуального развития и коррекции недостатков личности, социальной адаптации, социальной интеграции и личностной самореализации детей с нарушениями интеллектуального развития;
  • Формировать у учащихся с проблемами развития умения в постановке целей и задач в работе над проектом, развивать умение планировать поэтапную деятельность в работе над данной темой;
  • Воспитывать понимание детьми значимости профессии военного;
  • Систематизировать научный, справочный материал и обобщать полученные знания;
  • Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Способствовать формированию интереса к истории своего народа;
  • Формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
  • Формировать у  обучающихся с нарушениями интеллекта целостной картины мира через развитие их познавательной сферы, корригировать недостатки развития и личностных качеств.

Новизна исследования состоит в том, что в ходе работы над проектом, у нас появился новый замысел: мы решили остановиться на проблеме изучения народной памяти о важнейших событиях и результатах Великой Отечественной войны, в частности, Московской битвы, исследовать подвиг героев-Панфиловцев, которые сейчас подвергаются фальсификации отдельными российскими журналистами, историками и некоторыми зарубежными политиками.

Практическая значимость  работы заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу дальнейшей разработки, призванной помочь учащимся в выборе профессии.

Актуальность проекта

В настоящее время мы живем в пореформенной России, когда активно восстанавливается статус военного, даются определенные социальные гарантии и льготы, в совокупности эти факторы делают профессию военного успешной и целесообразной. Кроме экономической стороны взаимных выгод существует и другая сторона. Наша страна является сверхдержавой, а сверхдержава нуждается в надежной защите от наружных и внутренних врагов. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной. В школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Школа должна воспитывать в детях и подростках чувство любви к Родине и чувство ответственности. Профессия военного позволяет участвовать в огромном процессе эффективной работы по поддержанию стабильной обстановки в регионах и всей России, позволяет гарантировать гражданам РФ защиту от проявлений внешнего врага. К тому же работа военного позволяет испытывать чувство того, что гражданин способен защитить себя и свою семью, чувство того, что за спиной огромная армия и флот РФ и вся наша великая и могучая страна - Россия.                      

Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

Формы работы

- Изучение истории и культуры России.

- Уроки мужества.

- Классные часы.

- Праздники и памятные даты.

- Участие в районных, городских и окружных конкурсах.

- Экскурсии в музеи.

- Встречи с ветеранами.

- Сочинения и диспуты.

- Уроки гражданственности.

- Презентации.

- Создание поискового отряда.

Основная часть

Выбор профессии — важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учреждение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. А это влечет за собой разочарование, нереализованность. Проблема выбора профессии актуальна в наши дни. Мы изучили профессии военного, их недостатки и достоинства. 

Профессия военного имеет очень необычную и неповторимую историю развития.
Что можно сказать о тех, кто стал первым работать военнослужащим? Это
однозначно отважные и смелые люди, которые не побоялись защищать свой
народ от врагов. Невозможно определить точную дату возникновения
профессии, никто не скажет, в какое время появились первые военные
офицеры-защитники. 
Главной причиной возникновения официальной профессии военного было формирование государства с законодательством и системой правительства. Но люди, которые управляли командами вооружённых групп, существовали и до становления цивилизованного государства. 

Древнейшими представителями этой профессии были вожди племен, они охраняли свои территории и народ от захватчиков. В средневековье защитой людей занимались рыцари, которые пользовались огромным уважением в своей стране. 

В дальнейшем, с развитием профессии, военные офицеры
занимались сбором налогов, а также исполняли функции полицейских. В
Российской империи мальчиков из семей дворян регистрировали в
действующем полку и с наступлением совершеннолетия они становились
офицерами. В этом звании они служили своему государству.

Кто такие военные?

«Есть такая профессия – Родину защищать», - так говорят о военных. Конечно же, - это общее описание, поскольку их деятельность заключается не только в том, чтобы держать оружие в руках, ведь есть военные медики, юристы, журналисты. Сама военная служба - это особый вид госслужбы, исполняемый гражданами при федеральных органах исполнительной власти, которая осуществляется по призыву или по контракту.

Сейчас, когда в мире нестабильная политическая обстановка в некоторых странах, когда другие страны наращивают ядерный потенциал и увеличивают закупку оружия, наша страна нуждается в надежной обороне на случай нападения противника, поэтому профессия военного всегда будет являться востребованной и никогда не исчезнет.

Обязанности военнослужащего зависят от должности, которую он занимает, а должность – от полученного им образования, присвоенного воинского звания и стажа или опыта работы. Есть военнослужащие, работающие с личным составом – солдатами, есть – сидящие в штабе и Люди в погонах всегда считались людьми чести и пользовались всеобщим уважением. Но все же попробуем разобраться, благодарная ли это профессия.

Если говорить о минусах, то первый из них - это то, что военный может получить увечья, заболевания или даже умереть в ходе исполнения своих обязанностей. Второй заключается в том, что служащих часто переводят с места на место, что может вызвать проблемы в личной жизни. Ещё на их судьбу могут припасть трудные климатические условия. Да и быть психически готовым убить человека - это тоже довольно трудно. Поэтому - это люди большой силы воли и выдержки.

Что касается плюсов: 

  • довольно достойный заработок (только с 2012 года зарплаты военнослужащих увеличились в три раза)
  • сравнительно большие пенсии (бюджет на выплаты пенсий людей в погонах в 2014 году составил 557,79 млрд рублей)
  • различные льготы и выплаты (надбавка за классную квалификацию, которая выплачивается каждый месяц, надбавка за особые условия службы и т. д.)
  • Военные - это те люди, которые никогда не останутся без внимания власти, так как они стоят на постах охраны безопасности и порядка в государстве.
    Но в то же время - люди в погонах полностью зависимы от того, какие люди стоят у власти.

Есть в профессии защитника Отечества и свои трудности: полное самоотречение, беспрекословное подчинение и самопожертвование. Ведь каждого военного готовят, прежде всего, к войне (неважно будет она или нет). Напряженность учебы и службы, значительные по сравнению с гражданской жизнью трудности быта и личной жизни (уставная регламентация всей деятельности) не каждому по плечу. Несмотря на все эти тяготы ежегодно в военные училища поступают тысячи и тысячи юношей и девушек.

Военные девушки? Мужчина ведь всегда был воином и добытчиком, а женщины оберегали домашний уют. Но в наше время можно наблюдать тенденцию заполнения военных ВУЗов девушками. Они не боятся ограничений в макияже, строгих правил в одежде, причёске и поведении. Они хотят служить.

Чаще всего, конечно, молодые женщины и девушки работают телефонистками, радистками, инженерами, экономистами либо переводчицами в штабе. Они получают военные звания офицеров или прапорщиков. И обязанности свои они выполняют не хуже.

Наверное, профессия военного всегда будет актуальной и
военные звания будут поводом для гордости. Только не исключено, что
вскоре среди заслуженных мужчин будет появляться всё больше и больше
женщин.

Права и гарантии

Поскольку все военнослужащие в силу своего особого статуса обладают некоторыми ограничениями, государство вместе с этим наделяет их определенными правами и дает некоторые гарантии. Уже после десяти лет службы при отдельных условиях военнослужащий получает право на приобретение жилья. Также он имеет право на более ранний выход на пенсию - от 20 лет службы, так называемую - "за выслугу лет". Помимо этого массу гарантий приобретают и члены его семьи. Жена имеет преимущество при приеме на работу, хотя вряд ли это сейчас соблюдается, в отпуск она может ходить не в соответствии с графиком, а вместе с мужем, ребенка обязаны принять в детский садик вне очереди - и много других гарантий.

Самой же приятной гарантией являются повышенные заработные платы военнослужащих по сравнению с другими видами государственной службы. Размер их зарплат значительно превышает средние показатели по стране и позволяет им достойно жить, удовлетворяя свои потребности.

Профессиональные качества - совокупность определенных знаний, навыков, умений личности в различных сферах, и возможности качественно и эффективно реализовать свои способности в трудовой деятельности.

Профессиональные качества военнослужащего - совокупность боевых, морально-психологических, духовно-культурных, физических, технических способностей, знаний, навыков и умений, действия которых применяются военнослужащим для реализации обязанностей и функций в процессе воинской службы.

Сущность профессионализма выражается (военно-профессиональной компетентности) в сформированности комплекса качеств военнослужащего отвечающих требованиям воинского труда. Содержание профессионализма по условиям:

*социально - правовая регламентация военной службы;

*экстремальность условий выполнения обязанностей;

*коллективный характер и непосредственное взаимодействие военнослужащих в процессе деятельности и общения.

Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется:

глубиной знаний (насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, закономерность сложных явлений).

гибкость знаний (отражает способность военнослужащего творчески использовать их меняющихся условиях).

прочность знаний (сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях).

Глубина гибкость и прочность знаний позволяет обеспечить их действенность, то есть воплощение в практических действиях.

Что касается навыков и умений, то они представляют собой действия военнослужащего применяемые им для реализации обязанностей и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда.

В военных науках выделяются четыре основных группы профессиональных качеств военнослужащих, не обходимых для выполнения ими функционально-профессионального предназначения (воинской службы):

I. Общие качества военного профессионала.

II. Морально боевые качества, необходимые для выполнения учебно- боевых задач.

III. Качества воинской специализации.

IV. Служебно-должностные качества.

Основными показателями сформированности профессиональных качеств у военнослужащих является:

устойчивость,

быстрота,

безошибочное выполнение действий,

качество выполняемых действий,

результативность.

Основную группу профессиональных качеств составляет личностно-психологические, морально-духовные показатели. Что говорит о том, что военнослужащий должен обладать не только физической силой и техническими навыками, но и высокими психологическими предрасположенностями. Способными обеспечить высокий моральный дух в ходе несения воинской службы, как в мирное время, так и в военное.

За весь период существования вооруженных сил накопился большой опыт в формировании профессиональных качеств у военнослужащих. Он заключается в обучении, воспитании военнослужащих, а также большой работы по различным сферам деятельности воинской службы.

военное образование, в частности – это, во-первых, процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и социального развития, а, во-вторых, построение многоуровневой системы. Образование – это процесс, который формирует ум, характер, физические способности человека, процесс, посредством которого общество передает свой исторически накопленный опыт во всех сферах жизни и деятельности. Конечным продуктом является то, что человек способен, опираясь на прошлый опыт и накопленные знания, системно участвовать в развитии общества.

Военное образование не может существовать отдельно от системы образования, принятой в обществе, и оно базируется на тех первичных знаниях, которое дает так называемое общее среднее образование: это физика, математика, химия, прикладные науки, понимание процессов, происходящих в природе, технике. Естественно, одной из платформ военного образования является общее образование. Далее происходит формирование высоких профессиональных знаний и навыков, которые помогают эксплуатировать технику и извлекать из нее максимум возможностей. Это триединая задача военного образования.

После того, как офицеры различных родов войск получили так называемый первый уровень военного образования и имеют определенный набор знаний и навыков, применимый в конкретном подразделении, в конкретной части, на уровне своих войск, они могут совершенствоваться методом вторичного образования. Это военная академия, где основной задачей является формирование образа мышления организатора и руководителя, способного обеспечить выполнение задач в деятельности войск на более высоком уровне. Венцом системы военного образования является академия Генерального штаба, где готовятся специалисты высшей квалификации, способные управлять единой системой функционирования всех элементов боевых порядков, оперативных построений войск для достижения главной цели – победы в бою, операции или войне.

Такая система военного образования как была, так и существует сегодня. И надо сказать, что уровень военного образования и сейчас остается относительно высоким.

В числе приоритетов военного образования на первом месте такие качества, которые, скорее, носят социальный характер: это верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность, массовый героизм, любовь к своей технике. Эти основы военно-патриотического воспитания, наверное, никогда не сойдут на вторые позиции. Военным нельзя быть по форме, а можно только стать по содержанию. Второй приоритет – это практические навыки, которые должны быть выработаны в процессе обучения, в том числе тренировка на определенных видах техники. Система военного образования должна быть нацелена на подготовку профессионально грамотных специалистов. Пусть эти навыки являются первичными, их в процессе дальнейшей деятельности можно совершенствовать, но эта основа должна быть. Возьмем простой пример. Летчик, начитавшись уйму книг и наслушавшись сотни часов лекций, не сможет полететь, если он в процессе обучения не сидел за штурвалом самолета. Связист не сможет обеспечить связь, если он, условно говоря, не подходил к станции и не сидел в аппаратной.

Армия не существует в отрыве от науки, экономики, производства. Вооруженные силы любого государства – это отражение в зеркале социального благополучия, мощи, силы и способности этого государства защитить себя. Гражданские должны иметь власть, а военные – её олицетворять. Если военные выглядят красиво, но не с точки зрения наличия аксельбантов и прочей атрибутики, а по сути, то тем сильнее у нас гражданская власть. Поэтому естественно существует связь с обществом, с его «настройкой», промышленностью, наукой, образованием, всё это напрямую отражается на вооруженных силах, которые как раз призваны защищать эти, сформированные государством и обществом, ценности.

Привлечение внимания молодежи к профессиям - дело большой государственной важности. Однако нельзя допустить, чтобы эта работа привела к необоснованному, искусственному снижению престижа военных профессий. Конечно, не может быть речи о какой-либо конкуренции между военными и гражданскими профессиями, но следует подчеркнуть необходимость установления определенного равновесия между ними в престижной шкале профессий.

Почему мужчины становятся военными? Наверное, кто-то из-за всевозможных материальных благ и льгот. Но хочется верить, что многие наши сверстники испытывают чувство патриотизма. Они хотят быть полезными своей стране, стать ее опорой и защитой.

Мальчишка, вчерашний школьник или студент, уходит на срочную службу, чтобы буквально через год вернуться окрепшим, повзрослевшим и возмужавшим гражданином своей Родины. Армейская школа дает осознание значимости каждого в отдельности для всеобщего блага.

Все мы знаем, что когда пограничник с собакой бежит в ночи в поисках диверсантов, он бережет неприкосновенность границ. Когда военный моряк стоит с биноклем на борту корабля или у перископа подводной лодки, он охраняет территориальные воды. Ну а когда солдат ПВО зорко следит за небом, он контролирует воздушное пространство страны. Каждый род войск выполняет определенную функцию, стараясь воспитать в своих рядах достойных, грамотных, ну а главное, отважных защитников Отечества.

Создание макета

Скоро весь мир будет отмечать 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы с ребятами решили сделать макет: «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково». Перед началом работы в нашей школе прошло очень интересное познавательное интерактивное мероприятие: литературно-музыкальная композиция, посвященная 82 годовщине битве под Москвой. С большим чувством ребята исполняли очень красивые песни «У деревни Крюково», «Дорогая моя столица». Мероприятие и песни не оставили равнодушными ни одно детское сердце, а, напротив, вызвали интерес и желание более подробно изучить события минувших дней. В течение ряда лет в нашей школе работает музей «Защитникам Москвы посвящается…». Ребята с энтузиазмом пополняют экспозицию музея своими творческими работами: макетами, рисунками, воспоминаниями своих близких. Мы решили для своего проекта выбрать тему, посвященную одному из самих трагических периодов Московской битвы (выпавшего на ноябрь-декабрь 1941года), одному из восьми направлений наступления немцев на Москву – Волоколамскому направлению, где бойцы 316 дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова стояли насмерть, ведя оборонительные бои с превосходящими силами противника. И в силу своих возможностей и существующих источников постараемся разобраться в событиях происходивших районе разъезда Дубосеково и деревни Крюково.

 «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково» - так называется наш макет - это один из эпизодов Великой Московской битвы. Фашисты задействовали все силы, всю свою злобу и ярость, но наши войска выстояли.

Здесь в ноябре-декабре 1941г. стояли насмерть защитники Родины. Отсюда они начали свой победный путь на запад. В истории великой битвы за Москву бой под Крюково - одна из ярких ее страниц. В конце ноября 1941г. в этот район прорвались две группы немецко-фашистских войск. Враг стремился с ходу взломать оборону войск и прорваться к столице.

Защита Крюково происходила на Западном фронте под командованием Г.К. Жукова. В состав Западного фронта входила 16 армия под командованием К.К. Рокоссовского. Непосредственно станцию Крюково и близлежащие деревни довелось защищать воинам 8-й Гвардейской дивизии имени И.В. Панфилова, 2-му Гвардейскому корпусу генерала Л.M. Доватора и 1-ой Гвардейской танковой бригаде генерала М.Е. Катукова.

Особенно нас заинтересовала история 8-й гвардейской стрелковой дивизии. Сформирована она была в Средней Азии как 316 стрелковая дивизия, командиром стал участник Гражданской войны, опытный командир генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.

Лучше всего о генерале Панфилове написано в книге А. Бека "Волоколамское шоссе": "...Бой ума с умом сегодня выигран нами, выигран Панфиловым". "...У нас сила, которая разит тело и дух, которая заставила немцев мгновенно позабыть дисциплину и гордость, позабыть, что они "высшая" раса, завоеватели мира, непобедимая армия".

В восемь часов утра около укреплений показались первые фашисты. Как только большинство немцев взобралось на высоту перед позициями, Добробабин коротко свистнул. Подпустив немцев на 100-150 метров, бойцы открыли огонь. 70 гитлеровцев было уничтожено, остальные отступили. После этого первого столкновения потерь у 2-го взвода не оказалось вовсе. Вскоре на железнодорожный переезд обрушился огонь немецкой артиллерии, после чего немецкие автоматчики пошли в атаку. Она снова была отбита и снова без потерь. После полудня у Дубосеково показались два немецких танка в сопровождении взвода пехоты. Бойцам 2-го взвода удалось уничтожить несколько гитлеровцев и поджечь один танк, после чего враг снова отступил. Относительное затишье у Дубосеково объяснялось тем, что на позициях 5-й и 6-й роты 2 батальона уже давно кипел бой. После очередного артиллерийского обстрела, около полудня, пошли в атаку немецкие танки, причем развернутым фронтом волнами по 15-20 танков в группе. На участок всего полка наступало более 50 танков, но главный удар был направлен на позиции взвода Добробабина. Этот участок был наиболее уязвим для танковой атаки. Два противотанковых ружья, которые могли перебить разве только гусеницу, конечно, не смогли остановить наступление десятка немецких танков. Бойцам приходилось выскакивать из окопов под орудийным и пулеметным огнем, чтобы метнуть связку противотанковых гранат или бутылку с зажигательной смесью. При этом еще приходилось отражать атаки вражеских автоматчиков, стрелять по танкистам, выскакивающим из загоревшихся танков. Оставшийся в живых панфиловец И.Р. Васильев вспоминал, что, когда танки совсем приблизились, то из люка одного из них показался немецкий офицер и крикнул: «Рус, сдавайтесь в плен». Выстрелы панфиловцев сразили его. В этот момент из окопа панфиловцев выскочил струсивший боец. Он поднял руки вверх, но Васильев застрелил предателя. Один за другим погибали бойцы взвода Добробабина, но счет подбитых танков также рос. Наконец, потеряв перед переездом 14 танков и до двух взводов пехоты, противник начал отступать. Одним из последних выпущенных немцами снарядов тяжело контузило Добробабина, он надолго потерял сознание. 

Командование принял старший политрук 4-й роты В.Г. Клочков, посланный на позиции второго взвода командиром роты Гундиловичем. Как свидетельствовал выживший после боя Васильев, политрук, заметив приближение новой группы танков, сказал слова, ставшие знаменитыми на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Главный бой с танками продолжался около часа. Еще было уничтожено четыре танка ценой жизни последних оставшихся в строю бойцов, выскочивших из окопов с гранатами в руках во главе с Клочковым. Политрук был сражен пулеметной очередью, не успев добежать к танку. К концу дня, несмотря на упорное сопротивление, 1075 полк был вынужден отступить из своих позиций. За два дня боев 16-17 ноября полк потерял 400 человек убитыми, 100 ранеными, и 600 человек пропавшими без вести. От четвертой роты, оборонявшей Дубосеково, осталась лишь пятая часть.

Это была рота без артиллерии, без прикрытия с воздуха, были лишь ружья, связки гранат и «коктейль Молотова» т.е. бутылки с зажигательной смесью. На неё вышла колонна танков, более 50 машин и двигалась в направлении разъезда Дубосеково, где занимал оборону 2-й взвод. Казалось, человек не может остановить танк – это противоречит законам природы. Панфиловцы остановили эти танки. Как им это удалось, уму непостижимо. Поэтому бой у Дубосекова - пример самопожертвования, героизма защитников Москвы.


Заключение

Завершив работу над проектом-исследованием «Они защищали Родину», мы пришли к следующим выводам:

  1. Профессия военный дана не каждому. И ее нельзя получить, когда вам исполнилось 30 лет, даже уже в 25 лет это поздно. Вы спросите, почему не каждому дано стать военным? Все очень просто. Для получения этой профессии есть много требований и среди них такие, которые вообще не зависят от вас. В первую очередь – здоровье. Это самое главное требование – отличные физические данные. Вторая особенность это склад ума и знания. Не каждому дано иметь аналитический склад ума и далеко не каждый может сдать экзамен при поступлении в военное училище, например в училище военной топографии. Профессия военный, в данном случае, будет вам доступна только при колоссальной подготовке, как физической, так и теоретической. Из-за этого большинство военных начинают профессиональный путь после окончания девятого класса, поступая в суворовское училище.
  2. Профессия военный подразумевает еще и наличие многих личных качеств у ее обладателя. Нужно быть хорошим организатором, профессия военный не может осуществляться без карьерного роста, хоть малым подразделением обязательно придется командовать. Не застрахована профессия военный и от риска, возможно, что вам придется познакомиться в процессе работы с «горячими точками», где проходят боевые действия или миротворческие компании. Нужно уметь быстро и адекватно принимать решения. Ведь «на карте» могут стоять человеческие жизни. Прогнозирование развития дальнейшей обстановки. Контроль своего эмоционального состояния.
  3. Профессия военный, это не профессия вовсе, это – призвание. Существуют целые семейные династии военных, им честь и хвала. Есть такое призвание – Родину защищать.
  4. Работа для человека данной профессии найдется в любой точке России, военные нужны всегда и везде.
  5. Прошло 82 года со дня Московской битвы, и мы должны с благодарностью вспоминать защитников Москвы, кто, не жалея своей жизни, спасал Москву. Именами героев названы улицы, созданы памятники и мемориалы. Но, главное, на примере героев Великой Отечественной войны, таких, как И. В. Панфилов и его отважные бойцы, учиться не бояться трудностей и неудач, учиться верности и долгу, преданности Отечеству.
  6. Работая над темой исследования и проведя опрос среди учащихся школы, мы пришли к выводу, что наши одноклассники знают мало о Московской битве, о полководцах, руководивших битвой, о подвиге героев-Панфиловцев. Материал нашей проектной работы и макет стали одной из тем, по которой актив школьного музея проводит беседы, экскурсии, выступает с сообщениями о профессии военного для младших школьников на классных часах.

Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта ожидается:

-    подвести детей к осознанному выбору профессии военного;

- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;

-    обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;

-  привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;

- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;

-   формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;

-  формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;

-  формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.

Результаты работы:

В ходе реализации проекта мы узнали, что такое профессия военного, что представляет труд людей данной профессии, чем занимаются люди этой профессии, а также какими качествами, какими знаниями должен обладать человек данной профессии, как взаимосвязан труд людей данной профессии с другими профессиями и какие трудности существуют в работе данной профессии.

В процессе работы над проектом мы провели исследования исторических источников, в результате которых нам представилась возможность воплотить свои знания в создание макета реконструкции боя «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково». Нами была проделана большая работа по исследованию событий, анализу различных источников информации. 

В ходе реализации проекта мы глубже познакомились с историей Московской битвы, её ролью в Великой Отечественной войне, а также с теми видами военной техники, которые в ней участвовали. Улучшили свои навыки и умения при создании макета сражения «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково» в технике диорамостроения. При изготовлении макета научились выбирать материал для работы, а также развили пространственное воображение и технологическое мышление.

Макет «Битва под Москвой. Фрагмент боя у деревни Крюково» занял достойное место в школьном музее «Защитникам Москвы посвящается…» и наглядно показывает события, происходившие в те страшные годы для нашей страны. Ведь Московская битва была главным переломным военным событием и оказала влияние на весь ход Великой Отечественной войны.

Использование полученных нами в ходе работы материалов и макета способствует укреплению сформировавшейся в нашей школе традиции проведения памятных мероприятий, связанных с Великой Отечественной войной, используя экспозиции музея: беседы, экскурсии, посвященные памятным датам для обучающихся, гостей школы, классные часы, интерактивные занятия, встречи с ветеранами ВОВ. Это мероприятия, через которые формируется гражданская позиция, уважение и любовь к заслугам наших защитников и победителей, знания по истории России. Мы всегда будем помнить и чтить память героев, отдавших свои жизни за наше будущее, чтобы могли жить в свободной мирной стране!

Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните!


Список литературы

  1. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. - Воронеж, 1995.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1989.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979.
  6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.
  8. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. - Рязань, 1992.
  9. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. - Чебоксары, 1988.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2000.
  11. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. - М., 1991.
  12. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев, 1980.
  13. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. - Тюмень, 2001.
  14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
  15. Профессиональная ориентация молодёжи. - М., 1989.
  16. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. - М.: Экономика, 1979.
  17. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
  18. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1987.
  19. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. - М., 1990.
  20. Психологическая диагностика детей и подростков. - М., 1995.
  21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
  22. Реан А.А., Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
  23. Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. - Л., 1991.
  24. Формирование личности старшеклассника. - М., 1989.
  25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.
  26. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.
  27. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.
  28. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии». - 2001. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

проект по теме:" Они защищали Родину"

Групповая работа учащихся учеников 7 б класса МБОУ СОШ № 5 г.Зверево РОстовской области.Цель работы: найти неизвестные факты из жизни своих родственников в годы Великой Отечественной войны, развить в ...

Защищать Родину - это почетный долг

Презентация создана в рамках месячника патриотической работы "Овеянные славой флаг наш и герб"...

Урок памяти "Они защищали родину"

Внеклассное мероприятие посвященное 9 мая....

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ

Учебно-исследовательская работа (проект). ЭБРУ – РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ.   Введение. История возникновения эбру. Секреты создания эбру. Технология традиционного эбру. Эбру в наши дни....

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»...