"Своя игра"по произведениям Паустовского
план-конспект урока (6 класс)
Данный урок - урок внеклассного чтения по произведениям К.Г.Паустовского, которые были прочитаны обучающимся во внеурочное время. Урок прошёл по принципу телевизионной игры "Своя игра". К каждому разделу подобраны вопросы с определённой тематикой. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по развитию кругозора и устной речи обучающихся. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературного чтения.
Урок может быть полезен педагогам школ, ведущих обучение детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_po_proizvedeniyam_paustovskogo.docx | 139.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Своя игра» по произведениям К.Г.Паустовского
Цель: Формирование интереса к чтению художественной литературы.
Задачи: 1.Учить воспитанников противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное в произведениях К.Г.Паустовского.
2.Развивать речевую практику , умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме.
3.Воспитывать нравственные качества, умения восхищаться окружающей нас природой.
Наглядность и оборудование: табло к игре «Своя игра»;
портрет К.Г.Паустовского;
карточки с заданиями;
выставка книг К.Г.Паустовского.
I.Организационный момент:
- эмоционально-психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас традиционный литературный праздник. На нашем празднике мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский. А помогут нам в этом его рассказы и сказки, адресованные детям.
Сегодня мы пролистаем страницы произведений К.Г.Паустовского, посмотрим, что вам запомнилось, что было интересно, в какой команде - самые внимательные читатели.
II.Сообщение целей занятия.
Сегодня мы вспомним писателя, которого «…называют Волшебником. Он умел писать так, что у человека, читающего его книги, становились волшебными глаза». Большинство произведений этого писателя посвящено России, её людям, её природе.
«…Она (Россия) завладела мною сразу и навсегда. С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля»,- слова, которые принадлежат К.Г.Паустовскому.
Наше мероприятие пройдёт в форме игры на основе телевизионной «Своя игра».
Правила игры. В игре участвуют две команды. Основная цель команд – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее количество баллов. В начале игры на счету каждой команды 0 баллов.
Команды будут отвечать на вопросы различной стоимости, пытаясь, опередить друг друга. Игроки каждой команды по очереди выбирают тему и вопрос. Вопросы выставлены на стенде и зачитывается вслух ведущим. Любой из игроков может дать на него ответ. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту команды. Если игрок отвечает неправильно, то он и его команда теряют баллы. Другая команда может дать правильный ответ и заработать баллы.
Итак, мы начинаем игру.
III.Основная часть.
1.Игра «Шифровка».
Из букв составить названия произведений К.Г.Паустовского.
«Отк юВагор»
«Тлаьсено оекочлк»
«Яьазич ыпал»
«Еинеджохоп кауж-сроонаго»
«Рематгелам»
- Право, предоставляющее команде первой выбрать вопрос, определяется с помощью специального вопроса:
Найдите среди произведений К.Г.Паустовского то, с которым мы ещё не познакомились.
Темы – люди, животные, природа, предметы, о которых рассказывает К.Г.Паустовский в своих произведениях. Чем выше стоимость ответа, тем он сложнее.
Тема 1. Люди в произведениях К.Г.Паустовского.
10 баллов Каким врачом был Карл Петрович ? (Он всю жизнь лечил детей)
20 баллов Как ласково называл боец Варюшу? (Цветок – лепесток в валенках, Анютины глазки с косичками)
30 баллов Почему дед отказался продавать зайца московскому профессору:
а) Тот мало денег предложил
б) Заяц не продажный, он должен жить на воле
в) Дед не хотел расставаться со своим спасителем
40 баллов Кто помог вытащить из-под дома кота –Ворюгу? (Лёнька – сын сапожника)
50 баллов Уберите трижды повторяющиеся буквы и прочитайте, с кем вернулся домой, в родные места жук-носорог.
мпжробмкежадкритжрелкамиа (победители)
Тема 2. Животные в произведениях К.Г.Паустовского.
10 баллов «Всю зиму он жил в избушке самостоятельно, как хозяин...» О ком идёт речь? (Воробей Сидор)
20 баллов С кем пришла на приём в ветеринару бабка Анисья? (С козой)
30 баллов Кто помог мальчику найти Карла Петровича? (аптекарь)
40 баллов Почему Петр огорчился, когда увидел, что жук исчез? (Жука Петру подарил сын, и поэтому он ему был дорог.)
50 баллов Каким образом ребята подружились с котом – Ворюгой? (Они его как следует накормили. )
Тема 3. Природа в произведениях К.Г.Паустовского
10баллов Чем кормил жука-носорога Степа? (травой)
20 баллов Как Варя смогла определить, в каком месте она потеряла колечко? (Она воткнула в снег, в месте, где уронила колечко, старую еловую ветку.)
30 баллов Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
40 баллов От чего Варюша в сказке «Стальное колечко» испытала огромную радость? (Варюша увидела, услышала и почувствовала приход весны)
50 баллов Какие признаки весны заметила Варя? (В лесу распустились подснежники, запели птицы, подул тёплый ветерок, с деревьев полетела пыльца)
Тема 4. Предметы в произведениях К.Г.Паустовского
10 баллов Из букв составьте названия предметов. Из какого произведения данные слова?
20 баллов Каких предметов из тех, что воровал кот, не хватает в списке?
30 баллов Что чинил дед из рассказа «Заячьи лапы», сидя у печки? (Рыболовную сеть)
40 баллов Какими свойствами обладало колечко, если его надеть на тот или иной палец? (средний палец – здоровье, безымянный – большая радость, указательный – белый свет со всеми его чудесами)
50 баллов На что в рассказе «Заячьи лапы» стала похожа дорога после дождя? (На кратеры)
Тема 5. К.Г.Паустовский.
10 баллов В каком городе родился К.Г.Паустовский? Составьте из данных букв название города.
20 баллов Выберите пословицу, которая больше всего подходит к содержанию этого рассказа.
От скуки бери дело в руки.
За добро добром и платят.
Семеро одного не ждут.
30 баллов Варюша счастлива, что дедушка выздоравливает и может отправиться в путешествие в другие страны. Но она не спешит использовать силу волшебного кольца, поскольку любит свой родной край.
Из данных слов составьте пословицу.
Своя земля и в горсти мила.
- Как вы её понимаете?
(Место, где человек родился и провел свое детство, где живут самые близкие люди, навсегда останется в сердце, где бы он ни находился. Когда человек
находится на чужбине, любая вещь, как-то связанная с родным краем, пробуждает в нем теплые воспоминания и придает сил.)
40 баллов Составление по картинкам сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко».
50 баллов Инсценировка «Заячьи лапы»
Автор К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и
принес завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц
плакал и часто моргал красными от слёз глазами... (выходит мальчик со свёртком)
Ветеринар (кричит) Ты что, одурел? Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
Ваня (хриплым шёпотом) А вы не лайтесь, это заяц особенный. Его дед прислал, велел лечить.
Ветеринар От чего лечить-то?
Ваня Лапы у него пожжённые.
Ветеринар (поворачивает Ваню лицом к двери, толкает в спину и кричит вслед)
Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.
Автор Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и
уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под
засаленной курткой.
Бабка (жалостливо) Ты чего, малый? Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте?
Ай случилось что?
Ваня (тихо) Пожжённый он, дедушкин заяц. На лесном пожаре лапы себе пожёг,
бегать не может. Вот-вот, гляди, умрёть.
Бабка Не умрёть, малый. Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.
IV.Подведение итогов.
-Какому писателю была посвящена наша игра?
-Какие произведения вспомнили?
-Захотелось ли вам прочитать другие рассказы К.Г.Паустовского?
Книги Паустовского наполнены добротой и любовью к жизни, поэтому их хочется читать и перечитывать ещё и ещё раз.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Использование Интернет ресурсов
-https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temu-v-gostyah-u-konstantina-paustovskogo-1721063.html
-https://urok.1sept.ru/articles/606118
-https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/12/vneklassnoe-meropriyatie-po-literaturnomu-chteniyu-rasskazy-i
-https://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/vneklasnoe-meroprijatie-po-skazke-paustovskogo-stalnoe-kolechko-dlja-uchaschihsja-nachalnoi-shkoly.html
-https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/4215-po-trope-paustovskogo.html
-https://урок.рф/library/literaturnaya_igra_po_tvorchestvu_kgpaustovskogo_112716.html
Конкурс по чтению для 9 класса
«По страницам литературных произведений».
Цель: повторить изученный по чтению материал в форме конкурса.
Задачи:
I. Дидактические:
- повышение познавательного интереса к предмету через различные занимательно – познавательные задания.
II. Коррекционные:
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении;
- корригировать устную диалогическую и монологическую речь на основе упражнений в выразительном чтении, ответов на вопросы, пересказа;
- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение.
III. Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- презентация, ноутбук, экран, проектор;
- карточки с заданиями, разрезные иллюстрации.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя. А) Отгадайте загадку. Чтобы знаний набираться, Чаще обращайся к ней. Никогда не расставайся, Станешь с ней в сто раз умней. (Книга) Известный писатель С.Я.Маршак так писал о книге: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга». - Как вы понимаете слова этого известного писателя? Книги есть и у вас дома, с ними вы работаете в школе, узнавая из них много нового и интересного. Сегодня мы пролистаем страницы нашего учебника по чтению, посмотрим, что вам запомнилось, что было интересно, в какой команде - самые внимательные читатели. Слайд 2 Б) Правила конкурса: - класс делится на 2 команды; - команда, готовая ответить первой, поднимает руку; - в конкурсах с несколькими заданиями команды дают ответы по очереди; - если одна из команд не может ответить, то возможность дать ответ предоставляется другой команде с сохранением очередности в ответах на следующее задание; - ответы команд оценивает жюри. |
2. «Называй» (Команды отвечают по очереди.) Слайд 3 - Отгадайте загадку. Если книгу ты читаешь, Значит, ты читатель. Ну а если сочиняешь, То уже... (писатель) - Хорошо ли вы помните уроки чтения? Я предлагаю вам вспомнить и назвать поэтов и писателей по их портретам. Слайд 4 |
3. «Вспоминай» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 5 - Перед вами картина известного художника. Слайд 6 - Кто ее автор и как называется картина? - Кто на ней изображен? Слайд 6 - Кто из этих богатырей является главным героем былины «На заставе богатырской»? - Кто написал эту былину? Почему под произведением нет подписи автора?
|
4. «Третий лишний» (Команды отвечают по очереди.) Слайд 7 - Отгадайте загадку: Внимательно рифмы он подбирает, После — в строчки их слагает. Да, непросто быть поэтом, Рифмы подбирать при этом. Хоть старанья нелегки, Вышли складные... (стихи) - Кто из данных авторов, произведения которых вы читали на уроках, писал стихи: Крылов, Гоголь, Некрасов. Слайд 8 Лермонтов, Фет, Чехов. Слайд 9 |
- Перед вами два портрета: маленький мальчик и пожилая женщина. Кто сможет сказать, что объединяет их? Слайд 11 - Какую роль сыграла Арина Родионовна в жизни А.С.Пушкина? - В нашей стране поставлены памятники великому поэту и его няне, например: в Болдино, в Пскове. Слайд 11 |
6. «Кто лишний?» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 12 - Посмотрите внимательно на героев сказок и скажите, кого не было в сказках А.С.Пушкина (по 3 картинки в строке). Можно, объясняя свой выбор, называть и сказки. Жюри оценит ваш подробный ответ. Слайд 13 |
7. «Собирай» (Какая команда быстрее?) Слайд 14 - Соберите разрезную картинку к произведению. - Назовите автора, произведение, изображенных героев. |
8. «Выбирай» (Команды отвечают по очереди.) Слайд 15 - Из данных названий произведений выберите только те, которые были написаны А.С.Пушкиным: Слайды 16 - 19 - «Руслан и Людмила» «Журавль и цапля»; - «Это утро, радость эта…» «Зимнее утро»; - «Помню я: старушка няня…» «Няне»; - «Крестьянские дети» «Барышня-крестьянка». |
9. «Подбирай» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 20 - Не только Пушкин писал сказки. В этом году мы с вами читали еще одну сказку. - Перед вами 2 иллюстрации. Сравните их. Слайд 21 - Одна – к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина, другая – к сказке «Три пояса» В.Жуковского. - Выберите иллюстрацию к сказке В. Жуковского. Объясните свой выбор. Слайд 21 - Чем старушка наградила девушек? Выберите правильный ответ среди картинок. - За что старушка наградила их? - Вспомните, какие были пояса. А какой из них выбрала Людмила? Слайд 21 - Почему Людмила никогда не расставалась с поясом? |
10. «Путаница» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 22 - К названию произведения подберите его автора: И.А.Крылов «Пересолил» Слайд 23 М.Ю.Лермонтов «Три пояса» В.А.Жуковский «Рыцарь на час» А.П.Чехов «Кот и Повар» Н.А.Некрасов «Морская царевна» |
11. «Отгадай» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 24 - Какое из названий произведений спряталось в этих буквах: Слайд 25 1) в гласных: - е е о и («Пересолил») 2) в согласных: - к т п в р («Кот и Повар») |
12. «Продолжай» (Команды отвечают по очереди.) Слайд26 - Команды выбирают из 4-х по 2 карточки с отрывками из стихотворений. - Задание: вы должны выразительно прочитать отрывок и его продолжить (2 – 4 строки); назвать автора стихотворения. а) Тучки небесные, вечные странники! б) На заре ты ее не буди, в) Это утро, радость эта, г) Помню я: старушка-няня |
13. «Составляй» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 27 - Посмотрите на иллюстрацию и назовите произведение, к содержанию которого она подходит. Слайд 28 - Кто автор этого стихотворения? - Из 6 стихотворных строк на карточках составьте текст отрывка из этого произведения (поставьте на карточках № строк), выразительно прочитайте и сдайте карточки на проверку жюри. - Вот какой текст должен был у вас получиться: Саше случалось знавать и печали. Слайд 28 Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез. Там из-под старой, нахмуренной ели Красные грозды калины глядели. |
14. «Отгадай героя» Слайд 29 - Отгадайте загадку. Он один из главных лиц Сказок, басней, небылиц. Может быть он необычным, Может быть он фантастичным, Может быть, как мы с тобой, И зовется он... (герой) - В этом конкурсе будет 2 задания. - Команды выбирают из 4-х по 2 карточки с описанием героинь. - Задание 1: вы должны выразительно прочитать описание героини; отгадать по описанию героиню, автора произведения и его название, но, о ком вы прочитали, отгадывать будет противоположная команда. - Команды читают текст на карточках, а противоположная команда отгадывает, какая из героинь прочитанных произведений описана. Затем называют произведение и его автора. (Команды отвечают по очереди.) а) Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон. (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»). б) Девушка на поре семнадцатой весны, робко оглядываясь, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто. (Ганна, «Майская ночь, или утопленница»). в) Невольно кудри золотые С лилейных плеч приподняла; Невольно волосы густые Рукой небрежной заплела; Вздохнув, оделась и с досады Тихонько плакать начала; Однако с верного стекла, Вздыхая не сводила взора, И девице пришло на ум Примерить шапку Черномора. (Людмила, «Руслан и Людмила»). г) Окно тихо отворилось, и та же самая головка, которой отражение он видел в пруде, выглянула, внимательно прислушиваясь к песне. Длинные речницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как прекрасна! (Панночка, «Майская ночь, или утопленница»). - К этим произведениям мы с вами смотрели отрывки из кинофильмов. - Задание 2: назовите героинь по кадкам из просмотренных фильмов. (Команды отвечают по очереди.) Слайды 30 - 33 |
15. «Подумай» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 34 - К какой из этих героинь относятся слова эпиграфа: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»? (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»). Слайд 35 - Как вы понимаете этот эпиграф? |
16. «Отгадай произведение» (Какая команда быстрее даст ответ?) Слайд 36 - По иллюстрации назовите автора и его произведение. Слайды 37 - 41 |
17. «Доскажи словечко» (Команды отвечают по очереди.) Слайд 42 - Доскажите последнее слово в пословицах. Слайды 43 - 48 а) Век живи – век …(учись). б) Ученье – свет, а неученье … (тьма). в) Корень учения горек, а плод его …(сладок). г) Грамоте учиться всегда …(пригодится). д) Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал…(умнее.) е) Кто хочет много знать, тому надо мало…(спать). - Назовите, на какую тему были все пословицы. - Как вы считаете, подходят ли эти пословицы к нашему конкурсу? Докажите свое мнение. |
18. Подведение итогов конкурса жюри. Слайд 49 |
Использованные источники:
1) Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. Москва, «Просвещение», 2007.
2) Иллюстрации для разрезных картинок –
- http://i037.radikal.ru/0802/c4/55c2e662cb41.jpg
- http://s57.radikal.ru/i156/1107/e3/52704a70068c.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своя игра. По следам прочитанных произведений
Данный материал представляет презентацию в форме "Своей игры" по следам прочитанных произведений для учащихся 6 классов. Материал составлен по учебнику В.Я Коровина и позволяет повторить изученное по ...
" Своя игра" по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Данная работа содержит материал для интеллектуальной игры после изучения произведения М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...
Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Урок литературы в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...
Своя игра (по произведениям А.С.Пушкина)
Своя игра(по произведениям А.С.Пушкина)...
Контрольно-обобщающий урок по произведению "Слово о полку Игореве" в форме игры "Своя игра"
quot;Своя игра" по произведению "Слово о полку Игореве" - это нестандартная форма проведения заключительного урока (после которого последует контрольная работа или контрольное сочинени...
Своя игра по литературе по произведению Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" для 5 класса
Игра-викторина созданная по мотивам российской телепередачи "Своя игра"Табло с категориями , в каждой категории есть несколько вопросов,которые отличаются сложностью и количеством баллов....
Своя игра по произведениям А.С.Пушкина
конспект...