"Гигиена дыхания"
план-конспект
Формирование у детей понимания важности правильного дыхания, развитие заботливого отношения к развитию грудной клетки как одному из условий правильного дыхания и повторение знаний о вреде курения и гигиене воздушной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._gigiena_dyhaniya.odt | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гигиена дыхания»
Цель: формирование значения правильного дыхания.
Задачи:
- развивать заботливое отношение к развитии грудной клетки как одному из условий правильного дыхания;
- объяснить, почему чистый воздух это необходимое условие для нормального газообмена в лёгких;
- повторить знания о вреде курения, гигиене воздушной среды.
Актуализация знаний:
1.Состав воздуха;
2.Значение дыхательной системы;
3.Механизм дыхательных движений.
Ход занятия:
Сегодня мы рассмотрим факторы оказывающие влияние на работу дыхательной системы.
Чистый воздух условие для нормального газообмена в лёгких. Когда атмосферный воздух чист и насыщен кислородом то, он полезен сам по себе.
А везде ли атмосферный воздух чист?
В каких местах наиболее чистый воздух? (В лесу).
В нём присутствуют многие биологически активные вещества-продукты жизнедеятельности растений. В их числе фитонциды – биологически активные вещества, способные подавлять рост и развитие болезнетворных бактерий. Особенно много фитонцидов в тёплые дни лета. Учёные установили, что эти летучие вещества стимулируют работу сердца, улучшают состояние сосудистой системы, снижают частоту пульса, повышают содержание гемоглобина в крови, улучшают лёгочную вентиляцию, стимулируют работу систем организма.
Какой ещё воздух обладает оздоровительными функциями? (Морской воздух, воздух соляных копей и шахт).
В морском воздухе высока концентрация йода, солей натрия, кальция, магния. Эти вещества и соли раздражают нервные окончания верхних дыхательных путей, некоторые из них непосредственно всасываются в слизистую оболочку и переходят в кровь и лимфу. Всё это, в конечном счёте оказывает благотворное влияние на состояние организма, помогает от многих недугов. Воздух соляных копей и шахт, насыщенный солями натрия и калия, оказывает ярко выраженное действие на больных бронхиальной астмой или бронхитами.
А что ещё влияет на качество воздуха? В окружающем нас воздухе всегда находится то или иное количество аэроионов, и оно постоянно меняется в зависимости от метеорологических и геофизических условий, времени года, суток и других причин. В чистом атмосферном воздухе находятся практически только лёгкие и отрицательно заряженные ионы, а в условиях загрязнения, в промышленных зонах много тяжёлых и положительно заряженных ионов, которые вредны для здоровья. По содержанию лёгких и тяжёлых аэроионов судят о чистоте воздуха. Поэтому нужно почаще бывать в лесу, на природе, морском берегу, получше проветривать помещения.
А везде ли окружающий нас воздух чист? Наиболее загрязнённый воздух в промышленных зонах, широко развито промышленное производство и транспорт.
Основные загрязнители воздуха:
1.Взвеси - крошечные частицы и капли, находящиеся в воздухе в виде смога или дымки.
Другие загрязнители в газообразном или парообразном состоянии и невидимы. Взвеси
могут переносить других загрязнителей, растворённых в них или приставших к их поверхности.
2.Углеводороды и другие летучие органические соединения. Бензин, растворители для красок, растворы органических чистящих веществ, переходящих в воздух в виде пара.
3. Угарный газ-очень ядовит.
4. Оксиды серы-сернистый газ.
5.Свинец и другие тяжёлые металлы.
6. Оксиды азота.
7. Озон и другие фотохимические окислители. В верхних слоях озон - защитный экран от
ультрафиолетового излучения, в приземной атмосфере-яд.
8. Кислоты (серная, сернистая) присутствуют в виде капель жидкости, образующих кислотные дожди и туманы.
Давайте подумаем, а каков состав воздуха в жилых помещениях? Изменяется ли его химический и физический состав? В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4%кислорода, до 4%углекислого газа и много
водяных паров(40-80г воды в 1 час). В плохо проветриваемых помещениях летучие продукты жизнедеятельности. Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами, в первую очередь табачным дымом, продуктами сгорания горючего газа, СО при печном отоплении, микроорганизмами и пылью. Для восстановления состава воздушной среды в помещении необходимо постоянное замещение загрязнённого воздуха наружным, более чистым, имеющим нормальный химический состав, т.е. воздухообмен. Интенсивность воздухообмена в жилых помещениях при закрытых окнах должна достигать величины, обеспечивающих полную смену всего объема воздуха 1-1,5раза в 1час, в общественных зданиях, где много бывает людей, воздухообмен должен достигать 1,5-3, а для кухон 3-5 объёмов воздуха в 1 час. Воздухообмен осуществляется через поры строительных материалов и микрощели стен.
Для полного воздухообмена общественные здания оборудуются системами искусственной вентиляции, наиболее совершенна приточно-вытяжная вентиляция, кондиционирование воздуха (кондиционер).
Какой вред могут нанести микроорганизмы, попадающие в организм человека с воздухом? Среди них есть очень много болезнетворных бактерий и вирусов.
Какие болезни органов дыхания, вызванные болезнетворными микроорганизмами, вы знаете? Воспаление лёгких, бронхит, туберкулёз. Вирусы вызывают грипп, ОРВИ, коклюш, туберкулёз.
Для избежания заражения необходимо соблюдать правила гигиены.
Какие вы знаете гигиенические мероприятия?
1.Изолировать больных людей, при чихании и кашле использовать носовой платок.
2.Проветривать помещение, влажная уборка,
3.Использование лекарственных средств (антибиотиков), соблюдение режима.
Одним из мощнейших источников загрязнения вдыхаемого воздуха является курение. При сгорании табака в табачном дыме образуются ядовитые вещества, среди которых никотин (1/3 всей ток5сичности), но остальные 2/3 приходятся на действие СО, сажи, бензпирена, муравьиной кислоты, NО, аммиака, мышьяка, синильной кислоты и других веществ, в том числе и радиоактивных (80 в-в).
Ребята, какие вы знаете факты об отрицательном влиянии курения?
Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающие стенки дыхательных путей, вследствие чего в лёгких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязного цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом, 80% курящих страдают легочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объём грудной клетки в 25% меньше, чем у некурящих. Кроме того, никотин-наркотик, к нему организм привыкает, и курение становится неотъемлемой частью жизни человека.
О вреде курения можно говорить очень много, какой же мы должны сделать вывод? Лучше не начинать! А если начал - скорее бросить!
Значение правильного дыхания.
Для того чтобы газообмен в лёгких осуществлялся полно, необходимо правильно дышать:
- Вдох короче выдоха, дыхание ритмичное, глубокое.
- Правильное положение тела при стоянии и сидении (правильная осанка).
- При дыхании использовать грудную клетку и диафрагму.
- Носовое дыхание.
- Проветривать помещение, воздух не должен быть пыльным, слишком сухим или слишком влажным.
Одно из условий правильного дыхания-это хорошо развитая грудная клетка, её развитию способствует дыхательная гимнастика, физические упражнения, развивающие мускулатуру, приводящую к движению грудную клетку. Особенно полезны такие виды спорта, как плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах.
Носовое дыхание.
Дышать через нос. При дыхании через нос, создаётся своего рода барьер, препятствующий проникновению в дыхательные пути микроорганизмов пылевых частиц. При прохождении через узкие ходы полости носа воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. При затруднении носового дыхания появляются головные боли, быстро возникает утомление.
Закрепление:
Сегодня мы рассмотрели факторы, влияющие на дыхательную систему. Давайте вспомним их.
1.Экологическое загрязнение воздуха (заболевания органов дыхания):
а) Взвеси.
б) Угарный газ.
в) Углеводороды и другие органические соединения.
г) Свинец и другие тяжёлые металлы.
д) Оксиды азота
е) Оксиды серы, сернистый газ.
ё) Кислоты азотная и серная.
ж) Озон и другие фотохимические окислители.
2.Пыль, пыльца, летучие вещества и шерсть животных (аллергия, бронхиальная астма)
3.Возбудители инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, туберкулёз, коклюш).
4.Курение (рак лёгких, туберкулёз, эмфизема лёгких, бронхит курильщика).
5.Неправильное дыхание.
Условия правильного дыхания:
1.Глубокое, ритмичное дыхание через нос.
2.Для полной вентиляции лёгких при дыхании используют грудную клетку и диафрагму.
3.Правильное положение тела во время стояния и сидения.
4.Проветривать помещения.
5.Воздух в помещениях не должен быть пыльным, слишком сухим и слишком сырым.
Заполните таблицу: ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ
Основные правила гигиены дыхания | Обоснование гигиенических правил |
1.Дышать надо глубоко и размеренно. | |
2.Полезно бывать на свежем воздухе. | |
3.Дышать надо через нос. | |
4.При кашле и чихании следует закрыватьрот и нос платком. | |
5.Важно бороться с пылью на улице и в помещении. | |
6.Для правильного дыхания важна правильная осанка. | |
7.Курение вредно для органов дыхания и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Гигиена дыхания".
Предлагаемый урок биологии рекомендуется для проведения в 8 классе.Основные задачи урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»;- развить креативное и логическое мышление, ум...
Урок биологии в 8 классе по теме "Гигиена дыхания"
Данный урок проводится как обобщающий по теме "Дыхание".Цель: Обучающая: дать понятие о заболеваниях органов дыхания и их предупреждении; убедить учащихся в необходимости соблюдения норм гигиеныР...
Презентация к уроку "Гигиена дыхания"
Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 8 классе по теме "Гигиена дыхания"...
Буклет Гигиена дыхания
Буклет раскрывает правила гигиены дыхания...
Интегрированный урок "Гигиена дыхания"
Интегрированный урок (биология-ОБЖ) по теме "Дыхание", 8 класс...
«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...
Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...