Доклад. «Работа учителя-дефектолога в общеобразовательном учреждении»
статья
Построение учебно-воспитательного процесса предполагает создание в общеобразовательном учреждении системы коррекционно- развивающего обучения, обеспечивающей детям с ОВЗ оптимальные педагогические условия обучения.
В основу определения и создания необходимых условий для вышеназванных категорий учащихся в общеобразовательном учреждении, может быть положена деятельность учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
«Работа учителя-дефектолога
в общеобразовательном учреждении»
На современном этапе развития педагогики и психологии особый интерес вызывают вопросы организации процессов обучения, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения призваны обеспечивать обучающимся с нарушениями развития (глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим и поздноослепшим, детям с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением
опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталым детям) реабилитацию, а также уровень освоения реализуемых образовательных программ, определенных
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Однако социальные изменения, общая гуманизация общества повлияли на переосмысление деятельности общеобразовательных учреждений. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) отмечается приоритет формирования сетевой деятельности образовательных, медицинских, научных организаций, что позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Построение учебно-воспитательного процесса предполагает создание в общеобразовательном учреждении системы коррекционно- развивающего обучения, обеспечивающей детям с ОВЗ оптимальные педагогические условия обучения.
В основу определения и создания необходимых условий для вышеназванных категорий учащихся в общеобразовательном учреждении, может быть положена деятельность учителя-дефектолога.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ.
На ставку дефектолога закрепляется 12 детей с ОВЗ.
Задержка психического развития у детей – это отставание темпов психического развития детей, а также незрелость эмоциональной и волевой сферы. Своевременная коррекция задержки психического развития помогает преодолеть данные нарушения. Характерные симптомы задержки развития – несформированная моторика, внимание, речь, логика, отсутствие самоконтроля, примитивные и неустойчивые эмоции, низкая успеваемость.
У́мственная отста́лость, — олигофрени́я. Органическая патология головного мозга, врождённая или приобретённая в период развития, неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, ведущая к социальной дезадаптации. Страдает эмоциональная сфера, воля, речь, крупная и мелкая моторика.
Ведущую роль в решении вопросов определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ играет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
- в общеобразовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального, общего, среднего образования), где ребенок с ограниченными возможностями здоровья
обучается совместно в общеобразовательном классе. В таких условиях коррекция нарушений происходит на индивидуальных занятиях с учителем – дефектологом.
Организационно-методические основы деятельности
учителя-дефектолога в общеобразовательной организации
1. Диагностическое направление.
Диагностическое направление проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных программы, форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
2. Коррекционное направление деятельности.
1. Формирование/ коррекция высших психических функций:
- восприятия, внимания, памяти, мышления
2. Формирование/ коррекция/ развитие предметной деятельности.
игровой деятельности. учебной деятельности, навыков коммуникации и речи. пространственной ориентировки. временной ориентировки. крупной и мелкой моторики. графических умений и навыков.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной деятельности.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных
навыков.
занятия длятся 20 минут.
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий построена так, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер и много другого разнообразного дидактического материала.
3.Консультативно-просветительское и профилактическое
направление.
Данное направление предполагает оказание помощи, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах решения коррекционно-воспитательных задач, профилактике последующих нарушений развития у детей с ОВЗ.
4.Организационно-методическое направление.
Подготовку к педагогическому совету, методических объединений, организацию обследования в рамках деятельности ПМПк. При подготовке к проведению консилиума на каждого учащегося оформляется представление от учителя-дефектолога, которое содержит основные значимые характеристики особенностей развития ребенка.
Виды отчетной документации учителя-дефектолога
1. План работы учителя-дефектолога на год.
2. Протокол обследования учащихся.
3. График работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем образовательной организации.
4. Расписание коррекционных мероприятий, занятий, утвержденное административным лицом образовательной организации (методистом).
5. Список учащихся, рекомендованных к зачислению на занятия (индивидуальные/ групповые/подгрупповые) с учителем- дефектологом (в соответствии с заключением ПМПК).
6. Состав групп.
7. Перспективный план работы с группой/подгруппой (составляется в соответствии с выявленной первичной проблемой, ведущим нарушением).
8. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.
9. Журнал посещаемости занятий.
10. Журнал консультаций.
11. Должностная инструкция.
12. Годовой отчет учителя-дефектолога.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно
включается во все сферы образовательного процесса. Он организует
свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия
специалистов (психологом, логопедом, учителями предметниками, тьютером)
09.01.2023 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении...
Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...
План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год
Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
«Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»
laquo;Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»...
Работа учителя-дефектолога в общеобразовательном учреждении.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, трудности которых носят стойкий характер и требуют более...