Доклад. «Работа учителя-дефектолога в общеобразовательном учреждении»
статья

Хатькова Елена Александровна

Построение учебно-воспитательного процесса предполагает  создание в общеобразовательном учреждении системы коррекционно- развивающего обучения, обеспечивающей детям с ОВЗ оптимальные педагогические условия обучения.

В основу определения и создания необходимых условий для вышеназванных категорий учащихся в общеобразовательном учреждении, может быть положена деятельность учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

 «Работа учителя-дефектолога
в общеобразовательном учреждении»

На современном этапе развития педагогики и психологии особый интерес вызывают вопросы организации процессов обучения, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения призваны обеспечивать обучающимся с нарушениями развития (глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим и поздноослепшим, детям с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением

опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталым детям) реабилитацию, а также уровень освоения реализуемых образовательных программ, определенных

Министерством образования и науки Российской Федерации.

Однако социальные изменения, общая гуманизация общества повлияли на переосмысление деятельности общеобразовательных учреждений. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) отмечается приоритет формирования сетевой деятельности образовательных, медицинских, научных организаций, что позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Построение учебно-воспитательного процесса предполагает  создание в общеобразовательном учреждении системы коррекционно- развивающего обучения, обеспечивающей детям с ОВЗ оптимальные педагогические условия обучения.

В основу определения и создания необходимых условий для вышеназванных категорий учащихся в общеобразовательном учреждении, может быть положена деятельность учителя-дефектолога.

 Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ.

На ставку дефектолога закрепляется 12 детей с ОВЗ.

Задержка психического развития у детей – это отставание темпов психического развития детей, а также незрелость эмоциональной и волевой сферы. Своевременная коррекция задержки психического развития помогает преодолеть данные нарушения. Характерные симптомы задержки развития – несформированная моторика, внимание, речь, логика, отсутствие самоконтроля, примитивные и неустойчивые эмоции, низкая успеваемость.

У́мственная отста́лость,  —  олигофрени́я. Органическая патология головного мозга, врождённая или приобретённая в период развития,  неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, ведущая к социальной дезадаптации. Страдает эмоциональная сфера, воля, речь, крупная и мелкая моторика.

Ведущую роль в решении вопросов определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ играет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

- в общеобразовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального, общего, среднего образования), где ребенок с ограниченными возможностями здоровья

обучается совместно в общеобразовательном классе.  В таких условиях коррекция нарушений происходит на индивидуальных занятиях с учителем – дефектологом.

Организационно-методические основы деятельности

учителя-дефектолога в общеобразовательной организации

1. Диагностическое направление.

Диагностическое направление проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных программы, форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

2. Коррекционное направление деятельности.

1. Формирование/ коррекция высших психических функций:

- восприятия, внимания, памяти, мышления

2. Формирование/ коррекция/ развитие  предметной деятельности.

игровой деятельности. учебной деятельности, навыков коммуникации и речи. пространственной ориентировки. временной ориентировки. крупной и мелкой моторики. графических умений и навыков.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной деятельности.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

● создание условий для развития сохранных функций;

● формирование положительной мотивации к обучению;

● повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных

навыков.

занятия длятся 20 минут.

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий построена так, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся.  На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер и много другого разнообразного дидактического материала.

3.Консультативно-просветительское и профилактическое

направление.

Данное направление предполагает оказание помощи, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах решения коррекционно-воспитательных задач, профилактике последующих нарушений развития у детей с ОВЗ.

4.Организационно-методическое направление.

Подготовку к педагогическому совету,  методических объединений,  организацию обследования в рамках деятельности ПМПк. При подготовке к проведению консилиума на каждого учащегося оформляется представление от учителя-дефектолога, которое содержит основные значимые характеристики особенностей развития ребенка.

Виды отчетной документации учителя-дефектолога

1. План работы учителя-дефектолога на год.

2. Протокол обследования учащихся.

3. График работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем образовательной организации.

4. Расписание коррекционных мероприятий, занятий, утвержденное административным лицом образовательной организации (методистом).

5. Список учащихся, рекомендованных к зачислению на занятия (индивидуальные/ групповые/подгрупповые) с учителем- дефектологом (в соответствии с заключением ПМПК).

6. Состав групп.

7. Перспективный план работы с группой/подгруппой (составляется в соответствии с выявленной первичной проблемой, ведущим нарушением).

8. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.

9. Журнал посещаемости занятий.

10. Журнал консультаций.

11. Должностная инструкция.

12. Годовой отчет учителя-дефектолога.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно

включается во все сферы образовательного процесса. Он организует

свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия

специалистов (психологом,  логопедом,  учителями предметниками, тьютером)

                                                                                                                09.01.2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении

Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении...

Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

«Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»

laquo;Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»...

Работа учителя-дефектолога в общеобразовательном учреждении.

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, трудности которых носят стойкий характер и требуют более...