План работы по профилактике речевых нарушений.
рабочая программа
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosveshchenie.docx | 54.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений.
Составила: учитель-логопед МБУДО
Дорогобужский ДДТ Дорожкина Ольга Александровна
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.
Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии. Третичная профилактика. Социально — трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Логопедическая работа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Основная цель этой работы — создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Проводится конкурс «Лучший речевой уголок».
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и родители ребенка.
Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.
Работа с родителями условно делится на 2 блока:
Цель - повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедическойнаправленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте, а также профилактику речевых нарушений в школе.
Просветительский блок
1. Выступления на родительских собраниях: « Нарушения речи у дошкольников»; «Речевая готовность детей к школе»; «Развитие мелкой моторики у детей». | В соответствии с годовым планом. |
2. Выступление на тематическом собрании «На пороге школы» | В соответствии с годовым планом. |
4.Обновление логопедических уголков. | В соответствии с годовым планом. |
5.Консультирование родителей с целью повышения педагогической грамотности родителей. | В соответствии с годовым планом |
Практический блок
Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения клинических диагнозов | Все возрастные группы | Сентябрь-октябрь |
Обследования уровня развития речи детей в присутствии родителей. | Все возрастные группы | По запросу |
Предоставление сведений о результатах логопедического обследования. | По запросу родителей | Октябрь, январь, май |
Ознакомление с направлениями коррекционной работы. | Все возрастные группы | В течение года |
Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых) | Все возрастные группы | В течение года |
Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях | Все возрастные группы | В течение года |
Ознакомление с результатами промежуточного и итогового обследования. | Все возрастные группы | Январь Апрель |
Проведение мастер-классов, семинаров, практикумов: - Круглый стол «Многообразие способов развития мелкой моторики у дошкольников»; - Мастер-класс «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»; - Мастер-класс «Приемы коррекционной работы с детьми с ОВЗ». | Все возрастные группы | В течение года |
Проектная деятельность «Профессии наших родителей» | Подготовительная группа | Октябрь-май |
Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями | Все возрастные группы | В течение года |
Создание и практическое применение картотеки игр и упражнений по коррекции речи для родителей детей, слабо владеющих русским языком с целью успешной адаптации в русскоязычной среде. | Все возрастные группы | В течение года |
Условия: - Объявлять на родительских собраниях о времени консультаций для родителей; - Время для консультаций родителей внести в расписание; - Назначать дату и время консультаций (в том числе и для детей старших групп, выпускающихся в школу) | ||
Консультации для родителей | ||
Как организовать логопедические занятия дома? | Все возрастные группы | Октябрь |
Когда обращаться на консультацию к специалистам | Все возрастные группы | Октябрь |
Совершенствуем внимание и память ребенка | Все возрастные группы | Октябрь |
Обогащаем словарь детей | Все возрастные группы | Ноябрь |
Слюнки у трехлетнего ребенка. Что это? | Младшие группы | Ноябрь |
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. | Все возрастные группы | Декабрь |
Как правильно произносить звуки | Все возрастные группы | Январь |
Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков. | Все возрастные группы | Февраль |
Развитие связной речи детей в семье | Все возрастные группы | Март |
Речевая подготовка детей к школе в семье | Все возрастные группы | Апрель |
Выставка книг «В мир детства» | Все возрастные группы | Апрель |
Проектная деятельность «Профессии моих родителей» | Подготовительная группа | Май |
Взаимодействие логопеда со специалистами по профилактике и коррекции речевого недоразвития у детей. | 1.Обследование речи и состояния психических процессов у детей старших и подготовительных групп. | |
2. Совместный анализ результатов обследования старших и подготовительных групп. | ||
3.Обследование речи и состояния психических процессов у детей средних и младших групп. | ||
5. Проведение праздников «Праздник чистой речи». | ||
6.Выступление на педагогическом совете: «Опыт работы педагогов учреждения в подготовке и проведении открытых занятий». | ||
8. Печатные консультации. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков. |
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
Дорогобужский Дом Детского Творчества
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Работа педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами»
Подготовила:
Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2015
Дата проведения: 13.10.2015
Работа педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами.
Специфика работы с детьми инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависит от вида заболевания, степени и недоразвития различных функций. А также от сохранных способностей ребенка. Не все дети с овз могут посещать школу. Круг общения таких детей сужен и замкнут. И только мы педагоги доп.образования можем помочь таким детям по восстановлению у них разрушенных функций.
Основным видом работы с такими детьми является – индивидуальная работа. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, способности того или иного ребенка. В зависимости от диагноза на каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. Ход занятия зависит от:
- состояния здоровья ребенка;
- его настроения;
- непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдать следующие условия:
- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, - писал Сухомлинский. Не случайно третья часть всех обучающихся в доме творчества детей с овз, занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию мелкой моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им. Рассмотрим особенности проведения занятий с детьми-инвалидами.
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившееся ему задание. Вместе с педагогом представляют, как выглядят изделия, как их можно использовать в быту. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный и только после этого приступают к работе. Вначале занятия, нужно провести разминку и разогрев пальчиков детей, так как у многих плохо работают руки, и происходит непроизвольное дрожание пальцев рук.
Подготовка к учебному занятию по предложенному алгоритму и написание плана – конспекта, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога – это своеобразный урок жизни, урок доброты.
Занятия с такими детьми в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от настроения, поведения ребенка.
На отдельном примере из своей практики могу поделиться опытом работы с такими детьми, диагноз – интеллектуальное нарушение. Ребенок ранее с логопедом не занимался, в силу своего заболевания. За 3 года обучения он научился аккуратно разукрашивать картинку и срисовывать буквы. Счет был сформирован до 15. Словарный запас очень скудный. К тому же ребенок категорически не хотел заниматься, часто болел, что приводило к прерыванию занятий. С 1 дня поняла, что трудно будет придерживаться плана. Надо было больше внимания уделять развитию общей и мелкой моторики, воспитанию слухового внимания, восприятия, памяти, учитывать особенности протекания психических процессов.
Чтобы заинтересовать ребенка в учебе, побудить к выполнению задания, использовала свою систему поощрения. Перед ним лежала картинка, закрытая квадратиком, по мере выполнения заданий, квадратики убирались и появлялось изображение конфеты, игрушки, наклейки, которую вручала ребенку за хорошую работу. Постепенно ребенок привык заниматься, у него выработалась усидчивость и наши занятия стали проходить с успехом. Чтобы выучить букву «у» применяла ассоциативную методику. Рисовали улитку и обводила так, чтобы получилась данная буква. Когда ребенок забывал букву, я напоминала ему про картинку.
Первые буквы «а» и «у» учили около 2 месяцев, а читать и понимать текст стал уже через 2 месяца. Общаться с такими детьми надо спокойным, убедительным тоном и хвалила за любое достижение. Поговорила с родителями, они тоже стали по-семейному поощрять его. У ребенка появилась обязанность старшего брата – учить сестру писать буквы. Постепенно создавалась ситуация успеха, я добилась, что ребенок овладел элементарными навыками письма и чтения. У него появилось желание учиться, он стал проявлять самостоятельность в освоении знаний.
При всем многообразии методов обучения и воспитания важным остается человеческий фактор – взаимоотношения ребенок и педагог. В данном случае любовь к ребенку и вера в его возможности.
Выступление на родительском собрании на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей».
Дата проведения: 18.10.2016год.
Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей.
Задачи: дать представление о взаимосвязанном процессе формирования речи с движениями рук; показать значимость развития ручной моторики для подготовки рук к письму; показать значимость многообразия дидактических игр для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастными особенностями детей; познакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.
Уважаемые родители! Сегодня я хочу вас познакомить с многообразием способов развития мелкой моторики у дошкольников.
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действующих 3 систем: нервной, мышечной, костной.
Многие слышали, что мелкая моторика связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. За последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.
Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер.
К биологическим причинам относят:
- острые и хронические заболевания матери во время беременности;
- наследственные заболевания;
- аллергии матери во время беременности;
- родовые травмы.
К социально-психологическим относят:
- двуязычие в семье;
- гиперопека;
- неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи.;
- ограниченное общение родителей с ребенком. Дети редко делают что-то своими руками, т.к. современные игрушки устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (обувь застегивают при помощи липучек, вместо шнурков; книжки с наклейками, вместо вырезания).
Зачем же развивать мелкую моторику?
Насколько развита мелкая моторика рук ребенка, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположенные рядом. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки. На ладони находится около 1000 важных биологических активных точек.
Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развита память, внимание и логическое мышление. Значит у него психическое развитие в норме.
Дошкольники с низким уровнем развития мелкой моторики быстро утомляются. Им трудно выполнять задания, связанные с письмом, его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги, что приводит к отставанию в учебе.
Дети с хорошо развитой мелкой моторики умеют логично рассуждать, обширный словарный запас, отличную память и более общительные. Есть такой метод определения речевого развития: надо попросить ребенка показать 1,2,3 пальца (сначала показываете сами). Детям, которым легко удаются изолированные движения, умеют хорошо говорить. Если пальцы не слушаются, поднимают все вместе или вялые, следовательно, речь нужно развивать интенсивно.
Я хочу познакомить вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми:
- пальчиковая гимнастика (игровое упражнение «забавные узелочки»);
- логоритмика;
- логосказки;
- лепка;
-массаж;
-работа с крупой.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны. Они увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость и умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Сейчас я вас познакомлю с игровыми упражнениями «Забавные узелочки».
Нам понадобиться веревка диаметром 4-6мм, и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок вместе мамой перебирает пальцами со словами:
Лезет, лезет альпинист
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Также перебирая узелки можно пропеть слоги или звуки.
Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки и поиграть вместе с ребенком, в ходе игры повторяя движения взрослого, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальчиковый театр - материал для развития воображения, мышления и речи.
В системе логопедической работы я включаю логоритмические упражнения – они простые для выполнения, направлены на согласование речи с движениями. Ребенок сопряжено со взрослым проговаривает слоги синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Логосказки – способствуют развитию всех сторон речи, так же развивается как мелкая, так и общая моторика.
Я вас познакомлю с персонажем сказки «Репка»
Репа – показываем руками круг.
Дед- показываем бороду, соединяем руки под подбородком.
Баба – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком.
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком.
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный пальцы.
Кошка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный пальцы.
Мышка – показываем кулачок.
Потом вместе рассказываем сказку «Репка».
Также хочу представить вашему вниманию специальные упражнения для развития мелкой моторики:
- раскрашивание картинок;
- обведение плоских фигур;
- обведение трафаретов;
- рисование по точкам;
- штриховка.
Предложить ребенку карандашом обводить свои ладошки, а также любые предметы.
Еще одним из важных методов развития мелкой моторики является массаж. Это очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые процессы мозга. Такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Идя с малышом по улице за руку, немного помассируйте ладошку, разрешите ему потереть песок, соль между ладошками и собрать мелкие камешки в ведро, готовите тесто – выделите кусочек ребенку. И конечно же говорите с ребенком, обсуждайте все, что происходит.
Активно использую пальчиковые бассейны, которые можно изготовить своими руками. Бассейн заполняем мелкими камешками, горохом, фасолью, песком. Их основное значение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Они используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанную игрушку», «Найди фигуру».
Обычные бельевые прищепки – это готовый тренажер для развития мелкой моторики. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Из прищепок можно сделать ромашку, ежика.
Описан еще один способ использования прищепок. Рецепторы на кончиках пальцев стимулируют не только механические и тепловые раздражители, но и воздействие давления, легкое сжатие. Есть методика воздействия сжатием с помощью прищепки пальцев рук. Сеансы прищепкотерапии проводятся 2 недели по 2-3 минуты: 1-3 день – прищепка надевается на большой палец, 4-6 день – на большой и указательный палей, 7-9 день – на большой, указательный и средний.
Дети любят играть с мелкими предметами, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробки и складывание их обратно, перетирать между ладонями. Благодаря пуговичному массажу происходит сенсомоторное развитие. Простое упражнение – разложить их в три отделения в соответствии с диаметром.
Самым главным в коррекционной работе является массаж пальцев рук. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнить с помощью карандаша. С карандашом можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием слогов.
Активно используется иппликатор Кузнецова, приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору в течение 40 секунд, после чего он снимается, давая рукам отдых в течение 1 минуты, кисти рук массируют и поглаживают.
Как использовать крупы для развития мелкой моторики: знакомимся с крупами. Сначала трогаем крупы, перетираем крупу, найти игрушку, разложить по формам, нарисовать что-нибудь.
Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям и удержать его?
- Вызывать положительные эмоции у ребенка. Употребляя слова и фразы, несущие оптимистическую окраску: «Как интересно!», «Вот здорово». «Какой ты молодец».
- Наберитесь терпения. Не критикуйте ребенка, а тактично указывайте на ошибки.
- Упражнения выполняйте совместно.
- Не допускайте переутомления. Начинайте с простого задания и постепенно усложнят.
- Создать мотивацию. Расскажите ему для чего нужно выполнить задание.
Правила по развитию мелкой моторики:
- Упражнения проводятся регулярно.
- начинать с более легких упражнений.
- чередовать старые и новые игры.
- занятия проводятся эмоционально, активно.
- хвалить ребенка.
Если ребенок не проявляет интерес – значит ему рано, ведь у каждого ребенка индивидуальный темп развития.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающая среда, как фактор развития речи детей».
Дата проведения: 15.05.2015 год.
Цель – применение здоровьесберегающих технологий на занятиях.
Задачи – познакомить педагогов с разнообразием методов и приемов, которые оказывают положительное влияние на речь детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.
В настоящее время у большинства детей наблюдаются следующие нарушения в развитии: артикуляционный уклад, нарушения дыхания, мелкой и общей моторики и др. Значит это ребенок будет с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, несформированность произвольных психических процессов.
Преодолеть это все возможно через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм и методов.
В своей работе я активно использую следующие технологии:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- массаж;
- гимнастика для глаз;
- дыхательные упражнения;
-логоритмические упражнения.
Благодаря этому, у детей происходит улучшение памяти, эмоционального состояния, повышается работоспособность, улучшается качество речи, формируется правильное дыхание.
- Дыхательные упражнения.
Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что улучшает ритмику организма.
Я использую дыхательные упражнения в зависимости от темы занятия.
«Самолетик»
Самолетик-самолет (руки в стороны, голову вверх – вдох)
Отправляется в полет (задерживаем дыхание).
Жу – жу (поворот - вправо),
Жу – жу (выдох).
Постою и отдохну (встать прямо, руки вниз).
Я налево полечу (голову вверх, вдох),
Жу – жу (поворот - влево),
Жу – жу (выдох).
Постою и отдохну (прямо – руки вниз).
«Сдуй шарик» и многое другое.
Дыхательная гимнастика используется в разных моментах и проводится ежедневно. Не рекомендуется делать детям, имеющие травмы головного мозга, травмы позвоночника, высокое АД.
- Пальчиковая гимнастика и массаж.
Развитие руки находится в связи с развитием речи ребенка и его мышлением, что является одним из составляющих психоэмоционального здоровья. Я использую разные пальчиковые гимнастики. Давайте сделаем упражнения вместе.
«Прилетайте птички».
Прилетайте, птички! (зовущие движения пальцев)
Сала дам синичке (трущие движения одной ладони по другой)
Приготовила крошки
Хлебушка немножко (пальцы щепоткой – крошим хлеб)
Эти крошки – голубям (вытянуть правую руку)
Эти крошки – воробьям (вытянуть левую руку)
Галки и вороны, ешьте макароны (тереть ладонью о ладонь, катая из хлеба макароны).
«Зайчик»
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке
Отморозил носик, отморозил хвостик.
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Удивительные результаты дает массаж рук с помощью прищепок, карандашей. Такой массаж активизирует мозг, иннервацию речедвигательного анализатора, способствует развитию речи, памяти.
Согреем наши руки при помощи карандашей (прокатывание карандашей между ладонями).
Задание с мячиком:
Я мячиком круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко.
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
- Артикуляционная гимнастика.
С помощью артикуляционной гимнастики вырабатываются плавные движения органов артикуляции, нужные для произношения звуков. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психологическое состояние ребенка, мешает ему развиваться и общаться. Чтобы этого избежать, нужно раньше заниматься артикуляционной гимнастикой и логоритмикой.
«Улыбочка» - максимально растянуть губки в улыбке.
«Чашечка» - рот открыт, поставить широкий кончик языка за верхние зубки.
«Чистим зубки».
Сочетание ритма, музыки, движений, речевых упражнений в процессе логоритмики активно воздействуют на ЦНС, положительно влияют на состояние ВПФ. Способствует развитию эмоциональности, навыкам общения, расширяется словарный запас у детей.
«Хлопья белые»
Хлопья белые летят (руки поднимаем, опускаем),
Холоднее стало, (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны влево-вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте)
Нет, нет, ты не испугала.
- Глазодвигительная гимнастика.
Цель зрительной гимнастики – формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Использую для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.
Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, тренажеры. Проводить по словесным указаниям, с использованием потешек.
«Филин, филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми под счет от 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми от 1-6. Выполнить 3-4 раза.
«Белка и дятел»
Белка дятла ожидала (перемещаем взгляд вправо – влево)
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри (смотрим вверх, вниз)
Вот орешки: 1,2,3.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками)
И пошел играть в горелки (закрыть глаза).
- Релаксация.
Это комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжения мышц рук и ног. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
«Огонь и лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление тела.
Все перечисленные технологии способствуют коррекции физического и психического нарушения детей, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, способствует формированию полноценной личности.
Также рекомендую Вам активно использовать эти технологии на своих занятиях.
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дорогобужский Дом Детского Творчества
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: «РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ».
Учитель-логопед:
Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2018
«Речевая готовность ребенка к школе»
Мне часто приходиться слышать вопросы обеспокоенных родителей:
- Когда мой малыш должен начать говорить?
- А нам два года, мы молчим – это нормально?
- Мой 4летний ребенок не говорит звук р, нам подождать или нет?
Эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка нормам речевого развития. Сталкиваться приходится и с повышенной тревожностью родителей (А вот соседский малыш уже стихи рассказывает, а наш молчит?) и с небрежным отношением к речевому развитию (А, захочет, заговорит. Маленький еще – подрастет и заговорит).
Безусловно, у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития, много зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.
Причиной, по которой в речи 3 ребенка неправильное произношение звуков ж,ш,щ. может короткая подъязычная связка. Для правильного произношения звуков нужен достаточный подъем языка.
Если ребенку около 2,5-3 года и он молчит, или говорит несколько слов, отсутствует фраза – это повод для консультации со специалистами (логопедом, психологом, невропатологом). В таких случаях логопеды и неврологи ставят ЗРР.
Если ребенок начал заикаться, то чем раньше вы обратитесь к логопеду и неврологу – тем больше шансов, что заикание не закрепится.
Беспокоиться раньше 2,5 лет можно, если – ребенок 1,5-2 лет не понимает простой инструкции, заметно отличается от своих сверстников, игры однообразны, стереотипны, ребенок не проявляет интереса.
При обследовании мы оцениваем понимание речи ребенка, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ), состояние зрительного и слухового восприятия.
Речь ребенка развивается в двух случаях, когда он слышит чужую речь и говорит сам. Чем больше вы говорите с ребенком, заинтересованней рассказываете об окружающем мире, отвечаете на вопросы, и сами задаете их, тем лучше будет развиваться речь ребенка.
Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Продолжительность занятия 20 минут. Обязательно хвалить ребенка за самые маленькие успехи.
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.
Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Основные показатели речевой готовности:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа aн; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей: 1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне. 3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды. Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1.Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с]. 2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р]. 4.Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с]. 5.Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6.Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам……. 8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она… Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.
Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....
«Профилактика речевых нарушений»
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди ...
семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
как помочь родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....
«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»
В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...