Рабочие программы по внеурочной деятельности.
рабочая программа
В данном разделе представлены две программы по внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно", "Уроки Волшебницы речи". Данные программы направлены на развитие грамотной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 71.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся говорить правильно»
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Автор-составитель: Дорожкина Ольга Александровна
Пояснительная записка
Программа «Учимся говорить правильно» реализуется с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга.
Артикуляционная гимнастика: гимнастика для щек, губ, языка, нижней челюсти является важным элементом развития речи. По мере овладения упражнениями на занятиях отрабатываются четкие артикуляционные уклады, возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более быстрому, далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп и четкой, ясной дикции. Большое внимание в программе уделяется интонации. Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Для развития мелодико-интонационной стороны речи на занятиях используется маракас. Напоминающий самую первую игрушку погремушку - маракас - ребенок держит за ручку и трясёт. Этот музыкальный инструмент с пересыпающимися шариками внутри, издающий необычный шуршащий звук, способствует развитию у детей фонематического слуха (на начальном этапе работы), чувства ритма и музыкальной памяти, развивает координацию, слаженность и точность движений рук. Вообще, как показывает практика, он многофункционален.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Обучающиеся, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, поэтому на занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, выразительный голос, четкое и правильное произношение звуков - процесс трудоемкий, длительный, так как у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат.
Особое место в работе над дикцией занимает проверка навыков чтения скороговорок и пословиц плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами и баснями.
Эта программа дает дошкольнику реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.
Решение задач программы осуществляется линейно, от группы к группе задания усложняются. При работе по данной программе у обучающихся в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное. Что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Итак, на занятиях по данной программе большое внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, развитию речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми, и сопровождает его в любой деятельности. Чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости используют игры. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Программа показывает пути и средства работы над правильной речью. Помогает обучающемуся совершенствовать ее выразительность.
Цель программы - развитие у детей навыков грамотной речи.
Задачи:
− освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
− развитие понимания устной речи;
− уточнение и расширение словарного запаса;
− развитие лексической системности;
− формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
− формирование диалогической формы общения.
НОВИЗНА - это связь правильной речи с разными науками:
− логопедия;
− педагогика (дидактика и теория воспитания);
− психология (возрастная и педагогическая);
− медицина (физиология и отоларингология);
− лингвистика (структурная и лингвистика текста).
При построении программы учитывались следующие принципы:
− принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия
− системно-деятельностного подхода;
− дифференцированного подхода (возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
− принцип доступности (соответствует возрастным особенностям);
− практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
− комплексности (система занятий построена на межпредметных связях);
− принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Оборудование: игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах, маракас, детские погремушки, пластилин, карандаши, деревянные палочки, веревочки, цветные нити, цветная бархатная бумага, мячи, пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, проекционная аппаратура, компьютор.
ФОРМЫ РАБОТЫ
В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы:
∙ занятия (речевые игры и упражнения, речевые игры с движениями, занимательные задания, импровизации);
∙ беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);
∙ утренники (тематические).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами является формирование следующих умений:
∙ правильно и четко произносить звуки;
∙ правильному речевому дыханию
∙ различать устное и письменное общение;
∙ понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
∙ придумывать заголовки к маленьким текстам;
∙ осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
∙ сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
∙ осознавать роль речи в жизни людей;
∙ оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, правильности, тактичности в данной ситуации;
∙ объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
∙ овладеет значимыми качествами: эмоционального восприятия речи , внимания, памяти, образного мышления, воображения;
∙ научится импровизировать;
∙ полюбит процесс творчества.
Метапредметными результатами является формирование учебных действий
∙ соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
∙ реализовывать простое высказывание на заданную тему;
∙ ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
∙ учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
∙ делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
∙ наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом на протяжении всех занятий с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
∙ открытые занятия на основе пройденного материала;
∙ обсуждение с детьми результатов деятельности;
∙ беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника.
Содержание программы
Кружок «Учимся говорить правильно» общеинтеллектуального направления.
В структуру занятий входят комплексы упражнений, направленные на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия. Программа состоит из 5-и блоков: 1-й «Введение; 2-й «Звуковичок»; 3-й – «Я познаю мир вокруг себя»; 4-й «Мир человека»; 5-й «Что мы умеем».
Количество часов - 66 часов.
Введение 11 часов
Познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи. Виды речи. Устная и письменная речь. Развитие памяти. Игровое упражнение: Как Вини -Пух нашел дорогу в школу. Органы речи. Речевое дыхание. Игры, формирующие эмоциональную сторону речи. Экскурсия «Волшебница осень»
«Звуковичок» – 21 час.
Неречевые звуки. Звукоподражания. Звуки речи. Артикуляция звуков. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. Формирование длительного речевого выдоха. Развитие высоты голоса. На занятиях применяются мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). Словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры в рифму, некоторые игры под рубрикой “Полминутки для шутки”. Творческое воспроизведение литературного текста, народных сказок, коротких рассказов. Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Упражнения на развитие мелодико-интонационной стороны речи с помощью маракасов. «Чудесные превращения бумажного листа» - знакомство с оригами, выполнение игрушек в технике оригами и использование их для игровых ситуаций, для постановки сказок «Теремок» и др.
«Я познаю мир вокруг себя» – 16 часов.
Игры и упражнения для продолжения развития фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза, расширения и активизации словарного запаса в тематических циклах: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники», «Дикие звери наших лесов и их детеныши», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран», «Перелетные птицы», «Насекомые».
«Мир человека»- 14 часов.
∙ Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
∙ Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
∙ Составление рассказов: по серии сюжетных картинок; по одной сюжетной картинке; по предложенному началу; по заданному плану.
Тематические циклы: «Наш поселок», «Наше тело и уход за ним», «Одежда»,«Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
«Что мы умеем» Итоговые занятия – 4часа.
Инсценирование сказки «Теремок».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2018.
2. Коноваленко В.В. Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2020
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.Санкт-Петербург, 2009
4. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2017.
5. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 2005
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Введение- 11 часов | |||||
№ | Тема | Игры и упражнения | Количество часов | ||
1 | Речь. Виды речи. | «Как Винни-Пух нашел дорогу в школу». | 1 | ||
2-3 | Органы речи. | Речевая подвижная игра «Найдем хозяина», сказка о «Веселом язычке». | 2 | ||
4-5 | Речевое дыхание. | “Задуй свечу”, “Мыльные пузыри”, “Больной зуб”, “Капризуля”, “Колыбельная”. | 2 | ||
6-7 | Речь и движение. | «Часики», «Кот-хвастун», «Эй, ребята, что вы спите?!». | 2 | ||
8-9 | Речь и интонации. Эмоциональная речь. | «Какой мальчик говорит?», «Прочитай письмо». | 2 | ||
10-11 | Экскурсия «Волшебница Осень». | «По листочкам мы ходили», Паровоз привез нас в лес». | 2 | ||
«Звуковичок» - 21 ч. | |||||
12/1-13/2 | Неречевые звуки. Звукоподражания. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру. | «Кто это?», «По звуку угадай предмет, транспорт». | 2 | ||
14/3-15/4 | Звуки речи. Артикуляция звуков. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. | Сказка первая о «веселом» язычке. Упражнения дыхательной гимнастики « Снег». «Школа радистов» | 2 | ||
16/5-18/7 | Высота, громкость, тембр голоса. Ритм. Темп речи. | «Дудочка», «Солисты», «Передай телеграмму». | 3 |
«Учимся говорить правильно»
19/8- 20/9 | Развитие мелодико-интонационной стороны речи с помощью маракасов | «Отхлопай ритм», стихи с движениями, «Вверху-внизу», «Походка», «Ритмический диктант». | 2 |
21/10- 22/11 | Скороговорки, чистоговорки, загадки | Разучивание скороговорок, чистоговорок, отгадывание загадок. | 2 |
23/12-24/13 | Что такое оригами. | Показ оригами. Д/и «Мы сено косили». Базовые формы оригами. | 2 |
25/14-26/15 | Веселая геометрия. | Обобщение знаний о геометрических фигурах. | 2 |
27/16-28/17 | Квадрат - основная фигура оригами. | П/р способ заготовки квадрата. Д/и «По листочкам мы ходили». | 2 |
29/18- 32/21 | Пальчиковый театр «Расскажи сказку». | П/р оригами: щенок, котенок, лисенок. Д/и «Вершки и корешки». | 4 |
«Я познаю мир вокруг себя»- 16 ч.
33/1-34/2 | Овощи. | Игры: «Чудесный мешочек»; «Один - много»; «Назови ласково»; «Что пропустили»; «Поваренок" (приготовить словесный салат из овощей). | 2 |
35/3-36/4 | Фрукты. | «Загадки Зайца»; «Один - много»; «Назови ласково»; «Что убрали»; «Чудесный мешочек» «Разрезные картинки»; «Чего не хватает». | 2 |
37/5 | Деревья и кустарники. | «Обведи по контуру», д/и «Деревья», «Я по веточкам шагаю», «Что у нас, а что в лесу». | 1 |
38/6 | Дикие звери наших лесов. | «Мы картиночки берем», «Какой?», «Кто где живет?», «Обведи по контуру». Д/и «Детеныши». | 1 |
39/7-40/8 | Домашние птицы. | «Сердитая гусыня», «Испуганный утенок», «Найди птенцам маму», «Для кого корм? «(предлог «для»: для курицы, для индюка). | 2 |
41/9 | Домашние животные. | «Мы с картинками играем», «Кто, как кричит», «У кого кто?». | 1 |
42/10-43/11 | Животные жарких стран. | «Что у кого», « Обезьянки-кривляки». | 2 |
44/12-45/13 | Животные холодных стран. | «Кто кого кормит», «Кто около?». | 2 |
46/14 | Перелетные птицы. | «Чем питаются птицы», «Объясни слова», «Перелетные птицы». | 1 |
47/15-48/16 | Насекомые. | Сказка про бабочку, п/и «Кто как передвигается», оригами «Бабочка». | 2 |
«Мир человека»- 14 ч. Итоговые мероприятия-4ч.
49/1-50/2 | Наш поселок. Адрес. | «Чего много в поселке», «Я по домикам шагаю», «Наша улица». | 2 |
51/3-52/4 | Наше тело и уход за ним. | «Что у Тани, а что у детей», «Будь внимательный», «Найди хозяина». | 2 |
53/5-54/6 | Одежда. | «Скажи наоборот», «Одеваемся на прогулку». | 2 |
55/7-56/8 | Мебель. | «Играем со стульчиками», оригами «Стол, стул - мебель». | 2 |
57/9-58/10 | Посуда. | «Сделай и расскажи», «Сосчитай слоги», «С чем чайник?». | 2 |
59/11-60/12 | Продукты питания. | «Объясни слова», «Что это?», «Магазин». | 2 |
61,62/13,14 | Транспорт. | «Объясни слова», п/р «Машина». | 2 |
63-66 | Что мы умеем. | «Теремок». | 4 |
Пишем, читаем- 12 ч.
1/55 | Профессии. | «Повтори слова», «Кто водит транспорт», «Кому это нужно». | 1 |
2/56 | «В городе родственных слов». | «Почему так говорят?», «Подбери слова». | 1 |
3/57 | Русские народные сказки. «Прояви смекалку». | 1 | |
4/58 | Весна. | «Я по лужицам шагаю», «Без чего не бывает весны». | 1 |
5/59 | "Путешествие в страну красивой речи». | Работа над словом. | 1 |
6/60 | «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка», «Как я помогаю маме». | 1 | |
7/61 | Подготовка к полёту на Марс. | Игра – путешествие. | 1 |
8/62 | Исправь ошибку! | Сочиняем предложения. | 1 |
9/63 | Универмаг. | «Найди меньшее слово в большем», «Рифмы». | 1 |
10-11/64-65 | Редактор. | «Найди спрятанное слово». | 2 |
12/66 | Слово в слове | «Какие слова спрятались в словах». | 1 |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Уроки Волшебницы Речи для младших школьников»
Срок реализации: 2020-2021 уч. год (2 часа в неделю)
Срок реализации: 2021-2022 уч.год.
Составитель: учитель-логопед
МБУДО Дорогобужский ДДТ
Дорожкина Ольга Александровна
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Уроки Волшебницы Речи» являются:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Другие нормативно-правовые документы, действующие в сфере дополнительного образования.
В качестве методологической основы выступают системный (II, II. Капустин, Ю.А. Конаржсвский, П.И. Третьяков, Т. И Шамова) и личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев. Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский. О.С. Газман, П.Я. Гальперин, М.В. Давер, А.К. Дусавицкий, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн. В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская) подходы к развитию, формированию и воспитанию личности).
В соответствии с современными требованиями программа:
- соответствует принципам развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей школьного возраста:
(авторы: О.М. Князева, Р.Б. С Теркина) и других, программа «Уроки Волшебницы Речи» построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности школьника.
Программа «Уроки Волшебницы Речи» определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития школьников.
Цель - оказание помощи учителям, родителям в организации системного взаимодействия и самостоятельной работы детей, в ходе которого создаются условия, способствующие развитию личности ребёнка.
Задача - способствовать формированию готовности детей дошкольного и школьного возраста к обучению в игровой деятельности.
Область применения программы:
- в общеобразовательных учреждениях;
- в старших и средних группах (полного дня, кратковременного пребывания) на базе детских садов;
- в группах подготовки к школе на базе общеобразовательных учреждений и в учреждениях дополнительного образования);
- в семейной деятельности при подготовке детей к обучению в школе.
Сроки освоения, программы: 1-2 года обучения (в зависимости от времени пребывания ребёнка в логопедической группе).
Программа рассчитана на 68 занятий (2 занятия в неделю) - совместной деятельности ребёнка и учителя-логопеда; 68 занятия (2 занятия в неделю) - самостоятельной деятельности детей, включая занятия с применением компьютерного практикума.
Содержание программы интегрирует следующие направления, представленные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Основные цели познавательно-речевого развития: формирование познавательных интересов, расширение кругозора, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие устной речи, подготовка к освоению письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления.
Основные цели социально-личностного развития: формирование мотивации учения, способности произвольного регулирования деятельности, содействие становлению ценностных ориентации.
Основные цели художественно-эстетического развития: способствование художественно-эстетическому развитию детей путём обогащения сенсорного и чувственного опыта ребёнка и удовлетворения потребности в творческом самовыражении.
Каждая тема включает совокупность перечисленных направлений развития ребёнка, предоставляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности.
Комплект учебно-методического обеспечения программы включает:
- сборник обучающих историй «Сказки Волшебницы Речи»;
- рабочую тетрадь «Уроки Волшебницы Речи»;
- компьютерный практикум «Учимся с Логошей».
Сборник обучающих историй «Сказки Волшебницы Речи» представляет собой пособие, направленное на организацию деятельности по подготовке дошкольников и школьников к овладению читательской и языковой компетентностью, математической грамотностью, общей осведомлённостью через формирование предметных знаний, универсальных учебных действий, развитие индивидуальных качеств личности ребёнка.
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей:
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, по и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой школьного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая тетрадь «Уроки Волшебницы Речи» и компьютерный практикум «Учимся с Логошей» представляют собой материалы для организации самостоятельной деятельности детей по закреплению полученных знаний, выявления недостаточности имеющихся знаний, формирования решения получения новых знаний, а также универсальных учебных действий, под контролем учителя-логопеда, развитие индивидуальных качеств личности ребёнка.
Предполагается, что сначала взрослый читает обучающие истории ребёнку, задаёт вопросы, разучивает стихотворный материал, беседует по содержанию прочитанного текста, выясняя степень освоения материала. Затем ребенок выполняет задания из рабочей тетради или из компьютерного практикума (в соответствии с изученной темой), с постепенным увеличением доли своей самостоятельной деятельности.
Выполнение практической части программы в рабочей тетради предполагает как освоение минимально возможного количества заданий для каждого ребёнка, исхода из его особенностей за выделенное для самостоятельной деятельности время, гак и предоставление ребёнку для освоения большего количества заданий.
Компьютерный практикум «Учимся с Логошей» представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление полученных в ходе освоения учебной программы знаний, умений и навыков в форме проведения дидактических компьютерных игр. Предполагается, что дошкольник и школьник выполняет задания на компьютере два раза в неделю по одной теме, но при необходимости выполнение темы можно повторить.
Как показал опыт, использование компьютерных игр естественно вписывается в систему дошкольного образования и носит полифункциональный характер: в ходе компьютерных занятий происходит не только усвоение, закрепление знаний и развитие познавательных способностей ребенка, но и формирование его самооценки как результата анализа своей деятельности и соотнесения ее с деятельностью других детей. И, конечно, очень важным результатом взаимодействия с компьютером является эмоциональная удовлетворенность дошкольников, желание проводить такие занятия как можно чаще.
Базовые ожидаемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
- Овладение операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация);
- Выполнение инструкций взрослого), действия по образцу, коррекция деятельности на основе инструкции, контроль результата деятельности;
- Умение внимательно слушать текст, рассматривать иллюстрации в книге, выделять элементы, самостоятельно пользоваться книгой;
- Восприятие, понимание, ответ на вопрос, умение задавать вопросы;
- Обсуждение доступной темы.
Формирование сенсорного опыта и представление о форме:
- Ориентация в пространстве, определение цвета;
- Узнавание, называние, сравнение геометрических фигур.
Представления о числах, цифрах, арифметических действиях:
- Оценка количества предметов числом (в пределах 10);
- Обозначение числа на письме цифрой (в пределах 10);
- Счёт от 1 до 10;
- Сложение и вычитание чисел (в пределах 10).
Представления об окружающем мире
Знание и использование в практической деятельности знаний опредставителях деревьев, кустарников, трав; животных (насекомых, птиц, зверей): предметах быта.
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи
- Умение слышать, произносить, различать звуки на основе сформированного эталонного произношения и представлений о конкретных качествах звука;
- Сопоставление звука и его изображения в виде печатных букв, узнавание знакомых очертаний букв;
- Различение и выделение звуков на фоне слова;
- Умение делить слово на части;
5.Умение называть героев текста определять последовательность событий,
восстанавливать цепь событий, понимать мотивы поступков героев, пересказывать.
Деление материала по разделам, а не по классам, как это было принято ранее, позволит логопеду планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается в школе, и уровнем его речевого развития.
Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся.
Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации, восприятия, внимания и зрительной памяти и мышления. Для ознакомления с компьютером нужно дать возможность детям поучиться работать с манипулятором "Мышь". Приведенные здесь упражнения могут быть успешно использованы на занятиях по пространственным понятиям (право, лево, верх, низ). Такие лёгкие игры учат детей "видеть" экран компьютера, ориентироваться на нём, двигать "Мышью". Дети охотно и быстро выполняют упражнения. Даже если в кабинете один компьютер и 4-5 человек в группе, то за 8-10 минут все успевают индивидуально выполнить задание. Удобнее всего отводить на это время в конце урока, и первым пойдёт к компьютеру тот, кто закончил без ошибок задание в тетради. Дети любят дух соревнования, уже с этого для них начинается игра. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков. Здесь есть одно немаловажное обстоятельство - условное обозначение звуков. В программе "Гармония", например, оно сильно отличается от привычных для нас цветовых карточек. Чтобы избежать путаницы, учитель-логопед должен сделать схемы соответствия или каким-либо другим способом объяснить детям разные условные знаки для обозначения звуков. Например, раздать учащимся для работы на уроке двусторонние квадратики, которые с одной стороны будут цветные, а с другой будут иметь соответствующие обозначения звука по программе "Гармония". Такой подход облегчит детям выполнение упражнений по составлению схем слова и тренировка в этом виде работы станет для них доступной и интересной. В компьютерном практикуме этот- вид работы представлен очень широко и разнообразно. Здесь обозначения гласных и согласных звуков дано цветными квадратами. Сначала рисунки на экране появляются чёрно-белые. Если схема слова выбрана верно, то рисунок становиться цветным. Для читающих детей можно "вытащить" название картинки, указав на нее курсором, чтобы посчитать буквы, увидеть какой по счёту в слове нужный звук, если по заданию его нужно вставить в слово. Уже со второго полугодия первоклассники прибегают к этой "хитрости" и используют ее при затруднении.
Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему.
Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру "Укажи картинку". Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляет понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней.
Практика показывает, что многие виды заданий первоначально стоит потренировать у доски. Например, при составлении слов (игра "Составь слова"). Из слова "гастроном" можно получить: гном, трон, нора, ром, монстр, рог. нога, астроном и множество других (в сборнике приведено 90 таких слов), но над этим надо подумать, а многие дети не укладываются во время, отведённое компьютером. Компьютер звуковым сигналом указывает ребенку на ошибку, и пока она не будет' исправлена, работа над упражнением останавливается. Отсутствие успеха может снизить интерес к занятиям, поэтому трудные места учитель-логопед должен предвидеть и заранее готовить детей к их выполнению.
Порой обучающиеся не прочитывают задание или не понимают его. Учитель и здесь должен сориентировать ребят на то, какие задания он предлагает на уроке. Конечно, ученики 2-4-х классов могут самостоятельно разбираться с заданиями, быстрее их выполнять, но первоклассникам помощь ещё нужна.
Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексико-грамматического развития детей. Упражнения "Составь словосочетание", "Выбери признак", "Подбери родственное слово" и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.
Упражнения раздела "Развитие индивидуальных качеств учащихся" уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.
Как показал наш опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. С его помощью легко проследить степень усвоения материала, развивать внимание, зрительную память, мышление. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы дети не уставали. Есть различные варианты организации такой работы. Многое зависит от возможностей школы и творчества педагогов.
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | «ЗВУКИ И БУКВЫ» - распознавание звуков и букв. | 4 |
2 | "ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ" – обучение грамоте. | 4 |
3 | "УКАЖИ" - выбор символа или слова из набора. | 4 |
4 | УКАЖИ РИСУНОК" - выбор графического объекта из набора | 4 |
5 | "ВЫБЕРИ" - выбор одной из двух групп символов по определенным признакам | 4 |
6 | "ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ» - звукобуквенный анализ слов | 6 |
7 | "СТЫКОВКА" - нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним или несколькими признаками | 2 |
8 | "СОЕДИНИ" - нахождение соответствия по заданным признакам между графическими объектами | 2 |
9 | "СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" - подстановка слов (словосочетаний) в текст | 3 |
10 | "МОСТИК" - составление символьных последовательностей по определенным правилам | 3 |
11 | "РАЗДЕЛИ РИСУНКИ" - разделение графических объектов на две группы по определенным признакам | 6 |
12 | "РАЗБЕЙ НА ГРУППЫ" - распределение слов на несколько групп по заданным признакам | 3 |
13 | "УКАЖИ КАРТИНКУ" - развитие техники чтения | 3 |
14 | "СОСТАВЬ СЛОВА" - составление слов из букв заданного слова | 3 |
15 | "АНАГРАММА" - решение анаграмм | 3 |
16 | "ПРОДОЛЖИ УЗОР" - построение орнаментов по заданному шаблону | 6 |
17 | "ЗАПОМНИ!" - запоминание местоположения предметов на плоскости. | 3 |
18 | "СОСТАВЬ КАРТИНУ" - тренажер манипулятора "Мышь" (передвижение и нажатие ее левой клавиши) | 3 |
19 | "РАСКРАСКА» - графический редактор для раскрашивания черно-белых рисунков | 3 |
ИТОГО | 68 |
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п\п | Тему занятия | Количество часов | Дата |
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи | |||
1 | Гласные и согласные звуки | 1 | |
| Гласный звук [А]. Буква "А" | 1 | |
2 | Звук-буква [О] | 1 | |
| Звук-буква [У] | 1 | |
3 | Звук-буква [И] | 1 | |
Звук-буква [Ы] | 1 | ||
4 | Звук-буква [И] | 1 | |
Звук-буква [С]. Дифференциация [С-С′] | 1 | ||
5 | Звук-буква [К]. Дифференциация [К-К'] | 1 | |
Звук-буква [Т]. Дифференциация [Т-Т′] | 1 | ||
6 | Звук-буква [Л]. Дифференциация [Л-Л'] | 1 | |
Звук-буква [Р]. Дифференциация [Р-Р'] | 1 | ||
7 | Дифференциация [Л-Р′] | 1 | |
Звук-буква [В]. Дифференциация [В-В'] | 1 | ||
8 | Звук [ИЭ]. Буква [Е] | 1 | |
Звук-буква [Р]. Дифференциация [Р-Р'] | 1 | ||
9 | Звук-буква [П] Дифференциация [П-П′] | 1 | |
Звук-буква [М]. Дифференциация [М-М'] | 1 | ||
10 | Звук-буква [3]. Дифференциация [3-3'] | 1 | |
Дифференциация [3-С]. | 1 | ||
11 | Звук-буква [Б]. Дифференциация [Б-Б'] | 1 | |
Дифференциация [Б-П] | 1 | ||
12 | Звук-буква [Д]. Дифференциация [Д-Д′] | 1 | |
Дифференциация [Д-Т, Д'-Т′] | 1 | ||
13 | Дифференциация [Б-Д] | 1 | |
Звук [ЙА]. Буква [Я] | 1 | ||
14 | Звук-буква [Г]. Дифференциация [Г-Г′] | 1 | |
Дифференциация [Г-К] | 1 | ||
15 | Звук-буква [Ч] | 1 | |
Дифференциация [Ч-Т'] | 1 | ||
16 | Звук-буква [Ш] | 1 | |
Звук-буква [Ж] | 1 | ||
17 | Дифференциация [Ш-Ж] | 1 | |
Дифференциация [С-Ш] | 1 | ||
18 | Дифференциация [З-Ж] | 1 | |
Звук [ЙО]. Буква [Ё] | 1 | ||
19 | Звук-буква [Й] | 1 | |
Звук-буква [X] | 1 | ||
20 | Дифференциация [Х-К] | 1 | |
Звук [ЙУ]. Буква [Ю] | 1 | ||
21 | Звук-буква [Ц] | 1 | |
Дифференциация [С-Ц] | 1 | ||
22 | Дифференциация [Ч-Ц] | 1 | |
Звук-буква [Э] | 1 | ||
23 | Звук-буква [Щ] | 1 | |
Дифференциация [Ш-Щ] | 1 | ||
24 | Дифференциация [С'-Щ] | 1 | |
Звук-буква [Ф] Дифференциация [Ф-В] | 1 | ||
25 | Дифференциация гласных "ы-и". | 1 | |
Дифференциация гласных "а-я".. | 1 | ||
26 | Дифференциация гласных "о-ё".. | 1 | |
Дифференциация гласных "у-ю". | 1 | ||
27 | Дифференциация гласных "э-е". | 1 | |
Буквы "э", "и" и "й" в словах | 1 | ||
28 | Звуковой анализ слов | 1 | |
Буквы: "е", "ё", "ю", "я" | 1 | ||
29 | Составление слов из слогов Ударение | 1 | |
Деление слов на слоги. Перенос слов | 1 | ||
30 | Русская азбука. Алфавит | 1 | |
Буквы "а", "у"- "и" после шипящих | 1 | ||
31 | Правописание словарных слов | 1 | |
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях | 1 | ||
32 | Безударные гласные | 1 | |
Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | ||
33 | Разделительный мягкий знак | 1 | |
Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | ||
34 | Правописание мягкого знака после шипящих | 1 | |
Парные звонкие и глухие согласные Правописание непроизносимых согласных Слова с двойными согласными | 1 | ||
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | |||
35 | Слово | 1 | |
Слова, обозначающие предметы | |||
36 | Слова, обозначающие признак предмета | 1 | |
Слова, обозначающие действие предмета | |||
37 | Имя существительное | 1 | |
Склонение имен существительных | |||
38 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе | |||
39 | Имя прилагательное | 1 | |
Глагол | |||
40 | Предлог | 1 | |
Местоимение | |||
41 | Наречие | 1 | |
Части речи. Обобщение | |||
42 | Синонимы. Антонимы | 1 | |
Родственные слова. Корень слова | |||
43 | Корень | 1 | |
Окончание | |||
44 | Приставка | 1 | |
Суффиксы | |||
45 | Обобщение знаний учащихся о составе слова | 1 | |
Правописание гласных и согласных в приставке | |||
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | |||
46 | Связь имени прилагательного с именем существительным (составление словосочетаний существительного с прилагательным с учетом лексического значения и грамматических признаков этих частей речи) | 1 | |
Словосочетания по типу управления | |||
47 | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | 1 | |
Словосочетание и предложение | |||
48 | Составление предложений | 1 | |
Распознавание и нахождение границ предложений | |||
49 | Восстановление деформированных предложений | 1 | |
Составление повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений | |||
50 | Постановка знаков препинания | 1 | |
Разбор предложения | |||
51 | Предложения с однородными членами, с союзами (и, а, но), без союзов. | 1 | |
52 | Текст | 1 | |
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ | |||
53 | Развитие внимания и зрительной памяти | 1 | |
54 | Развитие внимания путем составления простейших орнаментов из | 1 | |
55 | Развитие устойчивости внимания путем прямого и обратного счета | 1 | |
56 | Развитие зрительной памяти путем запоминания местоположения различных | 1 | |
57 | Развитие буквенного гнозиса | 1 | |
58 | Развитие речевого восприятия | 1 | |
59 | Развитие зрительного восприятия | 1 | |
60 | Развитие когнитивных способностей | 1 | |
61 | Классификация. Обобщение | 2 | |
62 | Исключение лишнего | 2 | |
63 | Обобщение. Часть и целое | 2 | |
64 | Развитие комбинаторного мышления | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...