Презентации по профилактике речевых нарушений.
презентация к уроку
В данном разделе представлены презентации и конспекты по профилактике речевых нарушений у детей, проведенные учителем-логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2019.docx | 26.84 КБ |
master-klass_dorozhkinoy_2019_prezentatsiya.pptx | 2.13 МБ |
master-klass2020.docx | 32.96 КБ |
prezentatsiya_master-klassa_2020.ppt | 2.57 МБ |
metod.sovet_dorozhkina_2021.docx | 32.66 КБ |
ovz._ped.sovet_.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Мастер-класс на тему: «Приемы коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма».
Учитель-логопед: Ольга Александровна Дорожкина
2019
г. Дорогобуж
«Приемы коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма».
28.03.2019г
Цель нашего семинара: Ознакомление педагогов с упражнениями, направленными на коррекцию дисграфических ошибок.
План семинара: Понятие дисграфии. Причины возникновения. Классификация дисграфии. Рекомендации по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи. Практическая часть. Итоги.
Однак, контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях обучение в специальных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи; другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при таких школах логопедических пунктах.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
Дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене, искажениях звуков, букв.
Дисграфия и дислексия в последнее время стало довольно распространённой проблемой начальной школы.
В школе появилось много необучаемых детей. И правила знают и дополнительно занимаются, а пишут – увы!
Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...
Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Неслучайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма.
Причины специфических ошибок:
Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух.
Нарушение зрительного восприятия детей.
Отставание в речевом развитии.
Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения.
Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи.
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
У детей, делающих дисграфические ошибки, как правило, снижение активности мозговой коры, сочетающееся с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления.
Вот наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь:
Пропуск букв и слогов (моко – молоко, комата, всят).
Не дописывание слов (сосн-сосна).
Перестановка букв, слогов (мотолок).
Слитное написание слов в предложении (Мыкупались вморе). Орфографические ошибки при знании правил (снига, лыжы).
Замена букв (сапка, шираф). Данные ошибки могут иметь как стойкий, так и временный характер.
Надо отметить, что педагоги, которые используют в своей практике такой вид работы с обучающимися как «работа над ошибками» после выполнения домашней и классной работ, а не только после выполнения контрольных работ, добиваются положительных результатов.
А сейчас переходим к практической части. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются работы учеников, с дисграфическими ошибками. Цель такая: необходимо ознакомиться с работами, найти и исправить допущенные ошибки. Предлагаю Вам определить виды обнаруженных ошибок .
Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать? ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. В играх представленных нами предусматривается развитие всех необходимых функций и особенно произвольности.
У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление. Игры делают уроки привлекательными, интересными для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения. Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи.
Пропуск букв и слогов, их перестановка «Магазин». Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый).
«Наборщик». Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.
«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски». Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.
«Рассыпушки». Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке.
«Волшебный домик». На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове.
Недописывание слов, слитное написание слов «Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
«Неудачный робот». Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние.
«Слова зовут на помощь». На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.
«Хвостоглав». Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме .
Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой «Много и один». Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря, выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.
«Зоркий глаз, чёткое ухо». Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
«Не соглашайся». Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами.
«Назови много предметов». Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.
Приближаясь к завершению нашего семинара, хочется дать несколько советов учителям. Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
Так как Вы являетесь не только учителями, но и родителями, предлагаем вашему вниманию несколько советов. …Эти же советы вы можете предложить родителям ваших учеников. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Научите ребёнка «собирать умные мысли» (искать цитаты в книгах). Играйте в «рифмы», сочиняйте стихи, записывайте их в тетрадь. Бананы, орехи, мёд и лимоны – полезная пища «для ума». Свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности. Сопровождайте их словесными играми.
Спасибо!
Учитель-логопед ________________________О.А. Дорожкина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с упражнениями, направленными на коррекцию дисграфических ошибок. План мастер-класса: Понятие дисграфии . Причины возникновения. Классификация дисграфии . Практическая часть. Рекомендации по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи. Итоги.
Дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене, искажениях звуков и букв. Причины дисграфии : несформированность фонетико-фонематических процессов; несформированность лексико-грамматической стороны речи; биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Понятие дисграфии
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. 1. Акустическая дисграфия :
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;- добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв . 2. Оптическая дисграфия :
3.Аграмматическая дисграфия : Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").
Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (" настоле ", "на ступила"). 4. Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза :
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Мастер-класс на тему: «Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Учитель-логопед: Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2020
«Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Дата проведения: 26 марта 2020.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе учителя начальных классов по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Прослушайте стихотворение:
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в паЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
Я предлагаю вам из слова заморозки составить как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом заморозки).
Озимка, морока, маркиз, кариоз, разок,мороз,мазок,корма, комар, кирза,измор,замор замок, зазор, ром,роза, омар, икра, мрак, мир, маки, корм, кора, кома, коза,зима, рок, рак, раз, око, мор, мак, маз, ком, зам….
Сейчас вашему вниманию предлагаю слова в правильной форме, и как произносят дети с речевым нарушением:
ТЕРМОМЕТР - «темометр»
САМОВАР - «масовар»
ПРАВИЛЬНО - «правирно»
ШОКОЛАД - «кошолад»
ТАРЕЛКА - «талерка»
СКОВОРОДА - «свокорода»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово, раз его структура нарушается. (Высказывания учителей)
Слайд….
В словаре Даля представлено несколько определений:
1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.
2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.
3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.
4. Разговор. Беседа.
А структура - это состав, ряд компонент.
А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
Одна из проблем современности это увеличение числа детей страдающих нарушениями речи. Речевое нарушение у детей с ОВЗ представляет собой специфическое формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми с ОВЗ.
Слайд…
Актуальность темы.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Часто на первый план в младшем школьном возрасте выдвигается несформированность слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей.
Слайд….
Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, учителя и родителей.
Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - учебной, но т.к. дети приходят из д/с со слабой мотивацией к учебе, то как инструмент здесь выступают игры и наглядность. Коррекция нарушения слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
3. Теоретическая часть.
Слайд…
Наши обучающиеся допускают разнообразные ошибки.
Типы ошибок, характеризующих нарушение слоговой структуры слова:
- Нарушение количества слогов:
- сокращение слога (моциклист) – мотоциклист;
- опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (мололоко) – молоко.
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов (аклавангист) – аквалангист;
- перестановка звуков соседних слогов (моцотыкл) – мотоцикл.
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных: (тол) – стол;
- вставки согласных в слог: лампа – (лампта).
- Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
- Персеверации-(застревание в речи били… били… билитекарь)
- Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы) -ананасы.
- Контаминации (смешение элементов слов): (в холодильнице) – в холодильнике и хлебнице.
Этапы работы над слоговой структурой слова.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
- подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Сейчас хочу познакомить с некоторыми примерными играми и упражнениями на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
- «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности).
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
- Совершенствование движений общей моторики
- Совершенствование мелкой моторики
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие чувства темпа
- Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
- «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
- «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
4.Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические игры, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова:
Игра «Лишнее слово»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Ход: каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать лишнее (самое короткое или самое длинное слово).
Слайд….
Сом, щука, карась, сазан.
Воробей, снегирь, ласточка, свиристель
Капуста, репа, картофель, помидор.
Волк, медведь, тигр, ёж.
Игра «Гусеница»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал)
Слайд..
Игра «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход игры: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах, найти место слога в слове.
Слайд…
Игра «Паровоз»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, упражнять в соотношении количества слогов с цифрой.
Ход: ребенок определяет количество слогов в слове и от каждого слова проводит линию к вагончику (цифра на вагончике соответствует количеству слогов в слове).
Слайд..
Игра «Путешествие на кораблике»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину кораблика так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана флажке, четко произнося слово по слогам.
Игра «Башенки»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Ход игры: рассмотри картинки и подбери к каждой картинке необходимое количество деталей конструктора, чтобы получилась башенка (один слог- одна деталь ,два –две детали и т.д.)
Слайд..
Игра «Бусы»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: предлагается собрать слова из слогов, которые написаны на кружочках, затем нанизать их на веревочку, чтобы получились слова.
Слайд..
Игра «Найди одинаковую картинку со слогом»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход игры: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах, найти место слога в слове, определить ударный слог.
Слайд..
Игра «Домино»
Цель: развивать умение находить нужный слог, для образования слова, закрепить понятие начало слова
Ход игры: посмотри на картинку и подбери слог в начало слова
Слайд..
Игра «Рассади животных по домам»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: дома, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить животных» в дома в соответствии с количеством слогов.
Слайд..
Игра «Послушай и ответь»
Цель: отработать умение создавать слова от заданного слога, одновременно выполняя механическое действие
Ход игры: Я вам бросаю мяч и говорю начало слова (или конец) вы его заканчивайте, добавляя слог (да, ка, по)
Слайд…
Игра «Кроссворд»
Цель: развитие навыка синтезировать слова из слогов
развитие логики, словарного запаса.
Слайд…
Игра «Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать умение находить слова начинающиеся с последнего слога заданного слова, закрепления понятия начало и конец слова, развитие произвольного внимания.
Слайд…
Спасибо за работу!
Учитель-логопед ___________________________ О.А.Дорожкина
ЗАМОРОЗКИ
ЗАМОРОЗКИ
ЗАМОРОЗКИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАМОРОЗКИ мороз, роза, коза, мир, комар, кора, кома, рак, рок, око, кариоз, мрак, маки, зима, замок, морока, икра, зазор, раз, замор, измор, озимка, ком, замок, ар, ром, маз, мор, кир, микроз, разок…
Этапы работы над слоговой структурой слова В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа: - подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале; - собственно коррекционный , цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям: формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; развитие временно-пространственной ориентировки; развитие динамической и темпо-ритмической организации движений .
Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки 1. Ориентировка в собственном теле «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). 2. Ориентировка в трехмерном пространстве «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?») «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
Развитие временно-пространственной ориентировки «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?) «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий). «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений Направления работы: Совершенствование движений общей моторики Совершенствование мелкой моторики Развитие артикуляционной моторики Развитие чувства темпа Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной Цель : развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений. «Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону. «Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются. Артикуляционные упражнения Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. «Мышка и кошка» . Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Формирование чувства ритма Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные, неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений . «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). Графические упражнения на переключение : «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов). Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность , на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
Коррекционный этап Выделяются следующие уровни: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Работа над гласными Произнесение ряда из двух, трех и более звуков: в сопровождении символов («Человечки — звуки») без зрительной опоры. Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого. «Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч. Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Выступление на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».
Учитель-логопед: Ольга Александровна Дорожкина
Дорогобуж
2021
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегательные технологии на логопедических занятиях»
Цель работы: формирование и развитие фонетико-фонематической стороны речи, моторики, а также активизация психических процессов через использование нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой следующие
задачи:
1. Активизация речевой моторики.
2. Развитие силы голоса и дыхания.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, путём повышения адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства и устойчивость к заболеваниям).
В связи с увеличением количества детей с речевой патологией получило широкое применение здоровьесберегающая практика на логопедических занятиях. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах. Кроме того, нетрадиционные методики и альтернативные приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Прежде всего, все логопеды нацелены на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.
Хочу познакомить вас с нетрадиционными методиками и здоровьесберегающими технологиями, которые на сегодняшний день получили широкое распространение на моих логопедических занятиях.
Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике:
- артикуляционная гимнастика
- биоэнергопластика
- кинезилогогические упражнения
- развитие мелкой моторики
- логопедический массаж и самомассаж
- дыхательная гимнастика.
- музыкотерапия – воздействие музыки на человека
- крупотерапия – игры с крупой
- гимнастика для глаз
- хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
Итак,
Артикуляционная гимнастика
является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
(Трубочка, лопаточка, чашечка, качели, лошадка, хоботок, трубочка и т.д)
Развитие мелкой моторики. Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Используется японская методика пальцевого массажа
(методика Йосиро Цуцуми)
- Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.
Работа рук способствует:
- - психическому успокоению;
- - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;
Если дети волнуются и вертят в руках предметы во время речи, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа рук:
- Массаж пальцев рук с большого до мизинца путем растирания.
- Массаж грецкими орехами: катать между пальцев, удерживать между растопыренными пальцами.
- Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном положении, катать между ладонями.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма; снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде; развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме.
Пуговичный массаж. Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие. Можно делать упражнения пальцами ног. Необходимо заполнить коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море»;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывайте щепотки пуговиц.
Воздействие на подушечки пальцев с помощью аппликатора Кузнецова.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки с элементами музыкотерапии. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы обучающихся. Поэтому использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных) для создания положительного эмоционального фона.
Дыхательная гимнастика. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие неречевого и речевого дыхания. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру:
– “Хомячок”. Пошмыгать носом (рот закрыт).
– “Собачке жарко”. Часто подышать с высунутым языком.
При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.
– “Шарик”. Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
- «Надуй пузырь» с помощью мыльных пузырей.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа используемого в моей практике:
- массаж кистей рук,
- самомассаж лица, мочек ушей.
Для сохранения и укрепления психического здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:
для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Хромотерапия- терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- -вегетативной нервной системы
- -эндокринных желез
Здоровьесберегающая технология цветового воздействия при обучении.
- С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.
- Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
Воздействие света на организм ребенка:
Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)
И последнее - кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!
1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок,
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем,
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5,
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 ½,
Закрепили кольца-слова!
Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.
Учитель-логопед О.А.Дорожкина
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Выступление на тему:
«Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ».
Учитель-логопед
О.А.Дорожкина
2021
Дорогобуж
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.
Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы:
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от диагностики и раннего начала коррекционно - реабилитационной работы с ним. Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной форме. Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. |
Коррекционная логопедическая работа с детьми с ОВЗ проводится по следующим направлениям:
1 .Развитие психических функций
2.Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.
3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
4. Развитие импрессивной речи
5. Развитие экспрессивной речи.
Особенности работы с неговорящими детьми:
1. Развитие психических функций
Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Многие исследователи (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.
В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине (большой, маленький). Формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.
Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.
Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).
Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.
3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:
1) формированием: долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.
Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.
2) формированием простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.
Упражнения для языка: движение языка вперед — назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.
В последнее время в практической работе с детьми с ОВЗ, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Для работы по данному направлению необходимо пройти специальное обучение, курсы подготовки. Я думаю, что у вас возникает вопрос «А можно ли учителям-логопедам, работающим на логопунктах применять логопедический массаж». Не только можно, но и нужно! Если вы, еще раз повторюсь, пройдете специальное обучение, заручитесь поддержкой родителей, которые в свою очередь получат от невролога специальные рекомендации, что ребенку просто жизненно необходим логопедический массаж, вы можете смело использовать в своей практике данный вид коррекции речевых нарушений.
Ни для кого не секрет, что поставить звук, а тем более его автоматизировать ребенку с ОВЗ очень сложно, этот процесс занимает достаточно длительный период, который вы вполне можете сократить за счет использование логопедического массажа, который улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус.
В зависимости от диагноза в своей практике я применяю расслабляющий или активизирующий массаж. Для уменьшения гиперкинезов провожу специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж.
Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, например, несформированность хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки, карандаша, в работе с детьми использую элементы самомассажа, Су-джок - массажеры.
Применяю на практике специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, игры с крышками от бутылок, упражнения с веревочками.
Массаж мышц артикуляционного аппарата может производиться пальцами, специальными щеточками, массажными щеточками для десен младенцев, как самим ребенком, так и логопедом.
Однако наилучшие результаты достигаются при использовании специально сконструированных зондов. Несмотря на многолетнее распространение методики зондового массажа, приходится констатировать, что ситуация с этой методикой противоречивая. И это противоречие с каждым годом растет. С одной стороны, количество детей с ОВЗ, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами с каждым годом увеличивается, но логопеды чаще всего отказывают в помощи таким детям, так как не знают, как эти нарушения исправлять. С другой стороны, существует эффективная методика зондового массажа по Рау, Е.В. Новиковой, С.М. Томилиной запатентованная и проверенная практикой, которую логопеды избегают использовать, так как не имеют достаточных навыков и специального образования.
Задача логопеда - оживить, заставить работать поражённые мышцы и восстановить нарушенное звукопроизношение. Проведение зондового массажа нормализует спастическое или паретическое состояние различных групп мышц. Я провожу массаж языка, скул, губ, щёк, мягкого нёба по отдельности или в различном сочетании. Возможно использование зондозаменителей.
4.Развитие импрессивной речи
Дети с ОВЗ даже в дошкольном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:
1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..
2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.
Нужно заметить, что не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек, а иногда и натуральных объектов, например овощей или фруктов. Позже учим детей устанавливать сходство предмета и его изображения.
3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Когда он достаточно хорошо сможет выполнять действия по инструкции, можно перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек. В процессе организованной логопедом игры ребенку даются задания типа: посади куклу, положи мишку спать т.д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.
Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»
4) Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?
Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Постепенно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов, поставленных к сюжетной картинке.
5) Узнавание предмета по назначению.
6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.
7) Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов.
8) Соотнесение слов «большой- маленький» с величиной предмета.
Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то нужно ограничиться сличением предметов по их цвету или величине.
9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями – ы (-и)
(шар - шары, мяч- мячи), с окончаниями -а(-я) ( дом -дома).
5.Развитие экспрессивной речи
Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Логопеду следует понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность. Некоторые дети «говорят» во время движения, другие — когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.
Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:
Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.
1). Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).
Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.
2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.
3) Просьбы («дай», «на»).
После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных слов.
Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).
Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
Профилактика речевых нарушений. Советы логопеда.
Советы логопеда для родителей детей 2-4 лет. Что необходио делать, чтобы ребенок хорошо говорил....
«Профилактика речевых нарушений»
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди ...
семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"
как помочь родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....
«Требования к организации предметной среды с целью речевого развития и профилактики речевых нарушений»
В статье изложен материал о нормативных требованиях к организации предметно-пространственной среде группы, значение для речевого развития. Даны методические рекомендации по содержанию речевого центра,...