Ресурсное пространство как инклюзивная среда для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья

Сазанова Наталья Анатольевна

Ресурсное пространство – это специальная образовательная среда как место социализации и обучения детей с особыми потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ресурсное пространство школы21.49 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

КАК  ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Целевая группа: дети с интеллектуальными нарушениями, РАС, учителя-дефектологи, учителя – логопеды, педагоги – психологи, тьюторы, социальные педагоги, родители.

1 сентября 2017 года в МБОУ СШ № 84 г. Красноярска впервые открыла свои двери для обучающихся с РАС. Дети были инклюзированы в классы. Для учащихся, которым ТПМПК рекомендовано частичное включение в образовательный процесс, было создано ресурсное пространство.

Одной из главных проблем в образовании детей с РАС являются нарушение коммуникации и трудности в установлении контактов с окружающими людьми. Как же социализировать и адаптировать детей с РАС в школьное сообщество? Для этого нужна целая система по адаптации и социализации учащихся с РАС.

Задачи, которые поможет решить дана практика:

- создать    адекватную    образовательную     среду,     направленную на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества (вступление в городскую систему базовых площадок по работе с детьми с РАС; создание ППК с целью комплексного сопровождения коррекционного процесса таких учащищихся в школе);

- использовать опыт и навыки визуального и слухового восприятия (карточки пэкс, визуальное расписание);

- научить снимать эмоциональное напряжение (инд подход, учет особенностей);

- научить адекватно переживать новые сенсорные впечатления (научение ребенка социально – приемлемому поведению, разрабатываем инд систему поощрения, избегание сенсорного перегруза);

- создать условия для эффективного взаимодействия с родителями (беседы, консультации – обсуждение результатов занятий, домашие занятия, онлайн мероприятия, чаты);

- развивать толерантную культуру среди обучающихся МБОУ (совместные с родителями, педагогами и узкими специалистами,  мероприятия в рамках школы и других учреждений - Сознание);

- обобщить и систематизировать имеющийся в школе опыт (делимся опытом с другими учреждениями  - РМО, конференции, открытые занятия дефектолога как наставников – для знакомства молодых специалистов с этой категорией детей, и в рамках супервизии. Для сотрудников ресурсно-практического центра.

Ресурсное пространство – это специальная образовательная среда как место социализации и обучения детей с особыми потребностями, представленная через совокупность следующих компонентов:

- пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения – доступная среда; обеспеченность средствами и системами, соответствующими особым образовательным потребностям детей: оборудование рабочего места специальными защитными экранами, зрительным полем для обучающихся, включающим в себя визуальное сопровождение: календарь, расписание уроков, этапы уроков, зрительные опоры, схемы, таблицы, модулями для сенсорного развития, наличие зоны психо – эмоциональной разгрузки, которое помогает детям включиться в учебный процесс.

- содержательно - методический компонент   (возможность   обучения по адаптированной   образовательной   программе,   вариативность и разноуровневость содержания образования, гибкость образовательно - воспитательных методик, форм и средств, психолого-педагогическое сопровождение);

- коммуникативно - организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в интегрированной группе).

Работа по нашему направленю проводится следующим образом:

- кроме того, что для детей с РАС разработана АОП, я  также создала методическое пособие, которое успешно применяю в работе; вся наша работа начинается с диагностики, т.е. исследования и ценки базовых речевых и учебных навыков по протоколу ABLLS-R (короткое описание аблс).

- создано и успешно функционирует школьное методическое объединение службы психолого – педагогического сопровождения (кадровый состав узких специалистов сформирован и укомплектован согласно рекомендациям ТПМПК);

- создана   система   вовлечения детей с РАС на школьном, районном уровне. Обучающиеся МБОУ №84 принимали участие в школьной акции - «День толерантности», в районном калейдоскопе образовательных практик, в коррекционно – развивающем квесте «Космос».

- разработан и действует сайт школы с разделом – инклюзивное образование, который содержит разделы дефектолога, логопеда, психолога, а также раздел методическая копилка; а также страничка в социальных сетях для информирования родителей и участников коррекционно – образовательного процесса;

-  проводятся открытые коррекционно – развивающие занятия

Мы активно работаем в направлении развития «Ресурсного пространства как инклюзивной образовательной среды».

  1. Развиваем коммуникативные навыки детей с РАС:
  2. Оказываем методическую и психологическую поддержку родителям;
  3. Создаем благоприятную среду для социализации обучающихся с РАС в условиях общеобразовательной школы;
  4. Успешно осуществляем сетевое взаимодействие с различными организациями.
  5. Транслируем данный опыт в другие образовательные учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В Твери пройдет Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных организаций

C 9 по 13 октября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит в городе Твери Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными ...

ПОСТ-РЕЛИЗ Итоги Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных организаций (9-13 октября 2017 г., г. Тверь)

9 - 13 октября 2017 года в городе Твери состоялся Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – Конкурс).Основной Целью Конку...

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . ...

Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...

презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»

№1  Здравствуй те уважаемые коллеги!   педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна  государственного образовательного казенного учреждения специальной кор...

Статья. РЕСУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Статья о необходимости создания специальной образовательной среды для обучающихся с ментальными нарушениями, как места социализации в пространстве общеобразовательной школы....