Ресурсное пространство как инклюзивная среда для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья
Ресурсное пространство – это специальная образовательная среда как место социализации и обучения детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ресурсное пространство школы | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
КАК ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Целевая группа: дети с интеллектуальными нарушениями, РАС, учителя-дефектологи, учителя – логопеды, педагоги – психологи, тьюторы, социальные педагоги, родители.
1 сентября 2017 года в МБОУ СШ № 84 г. Красноярска впервые открыла свои двери для обучающихся с РАС. Дети были инклюзированы в классы. Для учащихся, которым ТПМПК рекомендовано частичное включение в образовательный процесс, было создано ресурсное пространство.
Одной из главных проблем в образовании детей с РАС являются нарушение коммуникации и трудности в установлении контактов с окружающими людьми. Как же социализировать и адаптировать детей с РАС в школьное сообщество? Для этого нужна целая система по адаптации и социализации учащихся с РАС.
Задачи, которые поможет решить дана практика:
- создать адекватную образовательную среду, направленную на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества (вступление в городскую систему базовых площадок по работе с детьми с РАС; создание ППК с целью комплексного сопровождения коррекционного процесса таких учащищихся в школе);
- использовать опыт и навыки визуального и слухового восприятия (карточки пэкс, визуальное расписание);
- научить снимать эмоциональное напряжение (инд подход, учет особенностей);
- научить адекватно переживать новые сенсорные впечатления (научение ребенка социально – приемлемому поведению, разрабатываем инд систему поощрения, избегание сенсорного перегруза);
- создать условия для эффективного взаимодействия с родителями (беседы, консультации – обсуждение результатов занятий, домашие занятия, онлайн мероприятия, чаты);
- развивать толерантную культуру среди обучающихся МБОУ (совместные с родителями, педагогами и узкими специалистами, мероприятия в рамках школы и других учреждений - Сознание);
- обобщить и систематизировать имеющийся в школе опыт (делимся опытом с другими учреждениями - РМО, конференции, открытые занятия дефектолога как наставников – для знакомства молодых специалистов с этой категорией детей, и в рамках супервизии. Для сотрудников ресурсно-практического центра.
Ресурсное пространство – это специальная образовательная среда как место социализации и обучения детей с особыми потребностями, представленная через совокупность следующих компонентов:
- пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения – доступная среда; обеспеченность средствами и системами, соответствующими особым образовательным потребностям детей: оборудование рабочего места специальными защитными экранами, зрительным полем для обучающихся, включающим в себя визуальное сопровождение: календарь, расписание уроков, этапы уроков, зрительные опоры, схемы, таблицы, модулями для сенсорного развития, наличие зоны психо – эмоциональной разгрузки, которое помогает детям включиться в учебный процесс.
- содержательно - методический компонент (возможность обучения по адаптированной образовательной программе, вариативность и разноуровневость содержания образования, гибкость образовательно - воспитательных методик, форм и средств, психолого-педагогическое сопровождение);
- коммуникативно - организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в интегрированной группе).
Работа по нашему направленю проводится следующим образом:
- кроме того, что для детей с РАС разработана АОП, я также создала методическое пособие, которое успешно применяю в работе; вся наша работа начинается с диагностики, т.е. исследования и ценки базовых речевых и учебных навыков по протоколу ABLLS-R (короткое описание аблс).
- создано и успешно функционирует школьное методическое объединение службы психолого – педагогического сопровождения (кадровый состав узких специалистов сформирован и укомплектован согласно рекомендациям ТПМПК);
- создана система вовлечения детей с РАС на школьном, районном уровне. Обучающиеся МБОУ №84 принимали участие в школьной акции - «День толерантности», в районном калейдоскопе образовательных практик, в коррекционно – развивающем квесте «Космос».
- разработан и действует сайт школы с разделом – инклюзивное образование, который содержит разделы дефектолога, логопеда, психолога, а также раздел методическая копилка; а также страничка в социальных сетях для информирования родителей и участников коррекционно – образовательного процесса;
- проводятся открытые коррекционно – развивающие занятия
Мы активно работаем в направлении развития «Ресурсного пространства как инклюзивной образовательной среды».
- Развиваем коммуникативные навыки детей с РАС:
- Оказываем методическую и психологическую поддержку родителям;
- Создаем благоприятную среду для социализации обучающихся с РАС в условиях общеобразовательной школы;
- Успешно осуществляем сетевое взаимодействие с различными организациями.
- Транслируем данный опыт в другие образовательные учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В Твери пройдет Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных организаций
C 9 по 13 октября 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации проводит в городе Твери Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными ...
ПОСТ-РЕЛИЗ Итоги Всероссийского конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательных организаций (9-13 октября 2017 г., г. Тверь)
9 - 13 октября 2017 года в городе Твери состоялся Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – Конкурс).Основной Целью Конку...
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа 2 класс ТМНР...
Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .
Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . ...
Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...
презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
№1 Здравствуй те уважаемые коллеги! педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна государственного образовательного казенного учреждения специальной кор...
Статья. РЕСУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Статья о необходимости создания специальной образовательной среды для обучающихся с ментальными нарушениями, как места социализации в пространстве общеобразовательной школы....