Развитие оптико – пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
В материале представлены методические разработки по развитию оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ. Фрагмент тематического планирования для учащихся 1-Х классов с НОДА. Образцы демонстрационных таблиц на разные лексические темы для усвоения понятий "верхний", "нижний", "справа", "слева" и т.д. Данные упражнения полезны также для развития зрительного восприятия, зрительной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotki.docx | 592.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки по теме: «Развитие оптико – пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных диф- ференцировок, зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза начинается с 1-го класса для того, чтобы предупредить смешение кинетически сходных букв на письме в дальнейшем. Упражнения включаются в систему занятий при прохождении грамматических тем, при изучении отдельных звуков и букв, при дифференциации смешиваемых звуков и букв. Для выполнения этих упражнений дети заводят тетради для графических работ.
Образец календарно – тематического планирования для учащихся 1-х классов (с НОДА), ОНР 3 уровня.
Заня- тия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов |
1. 2, 3 4. 5, 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16, 17 18. 19. 20. 21. | Речь. Знакомство с органами речи. Анализ текста. Анализ предложения. Анализ предложения. Слова, обозначающие предмет. Анализ предложения. Слова, обозначающие действие предмета. Анализ предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Анализ предложения. Простое двусоставное нераспространенное предложение Анализ предложения. Составление предложений из 2-х слов: предмет-действие. Составление схемы предложения. Анализ предложения. Составление предложений по графическим схемам. Составление предложений по сюжетной картинке. Анализ предложения. Слова, обозначающие признак предмета Распространение простого двусоставного предложения определением Анализ предложения. Дифференциация понятий «предложение»-«слово» Предложение-слово Деление слов на слоги Слоговый анализ и синтез двусложных слов Слоговый анализ и синтез трехсложных слов Слоговый анализ и синтез слов различной слоговой структуры | Уточнение представлений о речи. Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из сплошного текста) Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Времена года. Слова, отвечающие на вопрос кто? что? Слова, отвечающие на вопрос что делает? Осень. Домашние и дикие животные. Согласование глагола с именем существительным. Семья. Связь слов и предложений. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение Связь слов в предложении. Зоопарк. Связь слов в предложении. Животные. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Связь слов в предложении Связь слов в предложении. Распространение предложений Определение количества слов в предложении и составление его схемы Слогообразующая роль гласных Слогообразующая роль гласных. Фрукты. Слогообразующая роль гласных. Овощи. Слогоритмическая структура слова. Фрукты-овощи | Отработка понятий «правый» -«левый» Ориентация в схеме тела Отработка понятий «правый»-«левый» Ориентация в схеме тела Пробы Хеда Отработка понятий «правый»-«левый» Ориентация в пространстве. Раскрашивание Ориентация в пространстве Штриховка Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Игра «Водители» Ориентация в пространстве по отношению одного предмета к другому. Штриховка Ориентация на плоскости. Узнавание предмета по контурному изображению Ориентация на плоскости. Развитие слухового внимания и памяти Ориентация на плоскости. Рисование бордюров и узоров Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, моторных координаций Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» Игры и задания типа «Чего не хватает?» Запоминание последовательности ряда предметов. Складывание фигур из шнура, спичек, проволоки по образцу и по памяти. Определение последовательности цифрового ряда. Развитие слухового внимания и памяти. Ориентация на плоскости. |
Хотелось бы остановиться на работе с демонстрационными таблицами, которые называются «Найди и назови», «Найди фигуру», «Найди и назови букву» и т.д. Эту форму работы регулярно использую на занятиях. Детям демонстрируется таблица, в клетках которой нарисованы, например, группа предметов, объединенных обобщающим понятием, и предлагается рассмотреть картинки. Варианты заданий могут быть разными: «Покажи в верхнем ряду первую клетку справа», «назови, что между яблоком и грушей», или логопед называет картинку, а ребенок определяет местоположение ее в таблице и т.д.
Выполняя эти упражнения, дети усваивают не только такие понятия, как верхний, нижний (ряд), справа, слева, но и предлоги пространственного значения – над, под, между и т.д.
Образцы таблиц:
Таблица 1. Узнай время года.
В клетках даются пейзажные картинки с изображением времен года.
Зима | Весна | Лето | Осень |
Лето | Осень | Зима | Весна |
Таблица 2. Найди фигуру.
Упражнение направлено на закрепление сенсорных навыков (цвет, геометрические формы).
Таблица 3. Какая ветка?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Деревья»,тренировку в образовании относительных прилагательных. Ребенок должен назвать, ветка какого дерева изображена в клетке.
Кленовая | Березовая | Еловая | Дубовая |
Сосновая | Рябиновая | Ивовая | Липовая |
Таблица 4. Из чего это сделано?
Упражнение направлено на тренировку в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
Стеклянный стакан | Меховая шуба | Кожаные перчатки | Шерстяные носки |
Глиняный кувшин | Деревянная ложка | Золотое кольцо | Пластмассовая ручка |
Резиновые сапоги | Фарфоровая чашка | Металлические ножницы | Кирпичная труба |
Таблица 5. Найди детеныша.
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Дикие животные», тренировку в образовании названий детенышей диких животных(лисенок, лосенок, медвежонок, волчонок, ежонок и т.д.)
Таблица 6. Найди и назови букву.
Упражнение направлено на закрепление графического образа букв.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж |
З | И | Й | К | Л | М | Н | О |
П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Таблица 7. Найди и прочитай слог.
Упражнение направлено на тренировку в чтении прямых и обратных слогов, правильном произнесении звука [р] в слогах.
РА | ЕР | РУ | ОР |
ИР | РО | АР | ЯР |
УР | РЫ | ЮР | ЁР |
Таблица 8. Называй правильно.
Упражнение направлено на закрепление правильного произношения звука [с] в словах, определение его места в слове.
Такие таблицы разрабатываю по различным лексическим темам, изучаемым в ходе коррекционного курса («фрукты», овощи», «осень», домашние животные», «дикие животные», «семья» и т.д.); при изучении звуков речи использую таблицы для автоматизации и дифференциации звуков изолированно, в слогах, словах.
Описанные выше упражнения дают положительный результат. У детей постепенно развиваются оптико-пространственныепредставления, зрительное восприятие, зрительная память, автоматизируются графомоторные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вашему вниманию представлены простые и полезные игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Элементы арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В стаье подводятся некоторые итоги работы с применением методовов арттерапии. Отечается положительное влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей с ОВЗ....
"Нарушение развития пространственных и количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Анализ нарушений развития пространственных и количественных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости. Влияние данных нарушений на овладение школьной программой. Примерное пла...
Развитие семантической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности развития детей с граниченными возможностями выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в речевом общении. Это обус...
Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Специфика оптико-пространственных представлений у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятельность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...
ПРОЕКТ «Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья "
Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности....