Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления"
рабочая программа (5 класс)

Потапова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" с КТП 5 класс для обучающихся индивидульно на дому 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematicheskie_predstavleniya_s_ktp.docx71.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" предметной области "Математика" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.

Пояснительная записка.

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений иумений и применение их в повседневной жизни.

Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала        по        математике,        необходимы        ему        для        ориентировки                в                окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого- то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных                пирожков,        изготовленных        блокнотов.        Изучая        цифры,        у        обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на формирование элементарных математических представлений у обучающихся с ОВЗ. Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие у обучающихся сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно- перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у обучающихся крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления». Программа предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего года обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомится с числами.

Основной формой организации учебного процесса является:

  • урок с элементами игры;
  • урок, с элементами практического занятия;
  • экскурсия.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Математические представления» в соответствии учебным планом ГКОУ С(К)Ш на 2023/2024 учебный год рассчитана на 33 часа в год 1  раз в неделю (исходя из 34 учебных недель в году)

Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

              Раздел "Количественные представления".

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2- х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Планируемые результаты Личностные результаты:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование уважительного отношения к окружающим;
  4. овладение        начальными        навыками        адаптации        в        динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

Пространственные представления:

  • Умение ориентироваться в схеме тела (правая, левая рука, нога), в пространстве, на плоскости (на листе бумаги).
  • Умение ориентироваться в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево.
  • Умение определять отношения порядка следования: первый,

последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.

  • Определять, месторасположения предметов в ряду.

Представления о величине:

  • Умение различать и сравнивать предметы по величине.
  • Умение измерять с помощью мерки (линейки).

Представление о форме:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме.
  • Умение построить фигуру по точкам с применением линейки.

Временные представления:

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.

Количественные представления:

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение        представлять        множество        двумя        другими        множествами        в пределах 10-ти.
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.
  • Умение решать задачи простые задачи.
  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Название

раздела

Количество часов по четвертям

Проведено за год

I ч

II ч

III ч

VI ч

1

Мониторинг

1

-

-

-

1 час

2

Количественные

представления

2

3

8

5

18 часов

3

Представление о форме

2

-

1

-

3 часа

4

Представления о величине

1

-

-

-

1 час

5

Пространственные

представления

1

3

1

-

5 часов

6

Временные представления

-

1

-

-

1 час

7

Тестирование

1

1

1

1

4 часа

Итого:

8

часов

8

часов

11

часов

6

часов

33 часа

Тема

Кол- во

часов

Дата проведения

Планируемый результат

Средства обучения

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

I четверть - 8 часов

1

Мониторинг

1

06.09.23

2

Число и цифра 1,2,3,4,5

1

13.09.23

Умеет соотносить число с

количеством

Цифры

Узнавание цифр.

Соотнесение количества предметов с числом

Развитие наглядно- образного и словесно- логического

мышления

3

Порядковый счѐт до 5

1

20.09.23

Считает в

пределах

Считают в предела

4

Геометрические

фигуры: круг, квадрат, треугольник

1

27.09.23

Знает геометрические фигуры. Умеет штриховать не

выходя за границы

Геометрич еские

фигуры

Узнавание (различение) геометрических тел. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами.

Рисование и штриховка произвольной (заданной) величины

Развитие

абстрактных математических понятий

5

Штриховка геометрических фигур

1

4.10.23

6

«Больше-меньше, равные», «длинный- короткий», «длиннее- короче», одинаковой длины»

1

11.10.23

Умеет сравнивать предметы

Раздаточны й материал

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

Сравнение 2-3-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения

Развитие зрительного восприятия и узнавания

7

Тестирование

1

18.10.23

8

Развитие пространственных представлений

1

25.10.23

Научится ориентироватьс я в пространстве

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая

(левая) рука (нога, сторона тела)

Развитие пространственных представлений и ориентации

Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»

на 2023-2024 уч.год (33 часа)

II четверть – 8часов

9

Близко-далеко

1

8.11.23

Умеет сравнивать предметы

Раздаточны й материал

Определение месторасположения предметов в пространстве

Развитие

абстрактных математических понятий

10

Наблюдения за погодными явлениями

1

15.11.23

Умение распознавать времена года

Сюжетные картинки

Различение времен года.

Знание порядка следования сезонов в году

Развитие основных

мыслительных операций

11-12

«Письмо» цифры

1,2,3,4,5

2

22.11.23

29.11.23

Умеет выполнять задания по

образцу

Тетради

Обводят цифру по трафарету, точкам. Написание цифр.

Совместно с учителем находят состав чисел 2,3

Развитие зрительного восприятия и

мелкой моторики

13

Состав чисел 2,3

1

6.12.23

14

Знакомство с часами

1

13.12.23

Научится ориентироватьс я на листе бумаги,

сформируется представление о часах

Раздаточны й материал

Выполняют инструкцию учителя

Развитие пространственных представлений и ориентации

15

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в

середине (центре)

1

20.12.23

16

Тестирование

1

27.12.23

III четверть - 11 час

17

Число и цифра 6

1

10.01.24

Умеет соотносить число с количеством

Цифры

Узнавание цифр.

Соотнесение количества предметов с числом

развитие наглядно- образного и словесно- логического

мышления

18

«Письмо» цифр 5,6

1

17.01.24

Научится писать цифры

Тетрадь

Обводят цифры по трафарету, точкам. Написание цифр в тетради по образцу

Развитие мелкой моторики

19

Сравнение и различение геометрических фигур

1

24.01.24

Умеет различать геометрические фигуры

Геометрич еские

фигуры

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

Сборка геометрической фигуры из 2-х (3-х, 4-х) частей

Развитие зрительного восприятия

20

Ориентация на плоскости. Рисование треугольника, круга,

квадрата

1

31.01.24

Научится ориентироватьс я на бумаге

Лист А4, геометрич.

фигуры

Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз

Развитие пространственных представлений и

ориентации

21-23

Решение примеров на

сложение в пределе 5

3

07.02.24

14.02.24

21.02.24

Научится решать примеры в

пределах 5

Тетрадь

С помощью учителя решают примеры

Развитие зрительного восприятия

24-26

Решение примеров на

вычитание в пределе 5

3

28.02.24

06.03.24

13.03.24

27

Тестирование

1

20.03.24

IV четверть – 6 часов

28

Числовой ряд от 1 до 6

1

03.04.24

Научится считать от 1 до 5

Сенсорная комната

Выполняют инструкцию учителя

Развитие

абстрактных мат.понятий

29-30

Составление задач по

картинкам

2

10.04.24

17.04.24

Научится составлять задачи по картинкам

Тетрадь. Картинки

С помощью учителя составляют задачи

Развитие зрительного восприятия

31

Тестирование

1

24.04.24

32

Решение в пределах 5

1

15.05.24

33

Состав числа 4,5,6

1

22.05.24

Умеет выполнять задания по образцу

Тетради

Обводят цифру по трафарету, точкам. Написание цифр.

Совместно с учителем находят состав числа 4,5,6

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Прописи, раскраски;
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Блоки Дьенеша
  • Палочки Кюзенера
  • Магнитные цифры
  • Счетный материал
  • Трафареты цифр
  • Конструкторы
  • Объемные формы
  • Емкости различного объема, игрушки и предметы разной величины
  • Сборно-разборные игрушки
  • Счетные палочки

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;        обучающие        компьютерные        программы,        способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 "Математические представления".

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;

  1. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными

деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,

составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" Программа со

Программа разработана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления"

Данная рабочая программа составлена на основе программы Баряевой Л.Б. "Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстлостью" для учащихся 6 клсса (7 год обучения) 2 вариан...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...