Диагностическая тетрадь для обучающихся 1 класса
методическая разработка
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_tetrad_1_kl.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая тетрадь ученика 1-го класса
- Раздел «Краткие анамнестические данные.
Заполняется на основании беседы с родителями или по медицинской документации.
Наследственность,
протекание беременности и родов у матери,
раннее общее развитие ребёнка,
раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь),
речевая активность,
понимание речи окружающих,
речевая среда.
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, в каком возрасте и по какой причине.
Раздел «Общая и мелкая моторика»
Заполняется по следующим параметрам:
- координация и точность движений;
- объём выполняемых движений;
- скованность, напряжённость движений;
- чувство равновесия;
- навязчивость движений;
- темп, активность, способность к переключению;
Состояние мелкой моторики
- дифференцированность тонких движений пальцев рук;
- объем (полный-неполный);
- точность выполнения движений (плавность, напряженность, одновременность выполнения движений и др.).
Примерные задания:
- перешагивания через препятствия;
- пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
- пройти по положенному на полу шнуру; и т.д.
- Поочерёдно сгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
- Упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
- Проба «кулак-ребро-ладонь» (вначале правой, затем левой рукой); и т.д.
- Какой рукой предпочитает работать.
Раздел Общая осведомлённость
Заполняется по следующим параметрам:
- знание своей фамилии, имени, возраста, ФИО родителей, место их работы, установление родственных отношений;
- временные представления (понимание последовательности времён года, месяцев, частей суток, знаний о явлениях природы, определение сторон тела, положение предметов в пространстве; сформированность понятий, «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас « и т.д.; определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту);
- пространственные представления (ориентировка в схеме тела: прямая, зеркальная; дифференциация понятий: вправо – влево, впереди – сзади, вверху – внизу и т.д.; дифференциация понятий: в – на – за; перед – между, над – под)
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно использование наглядного материала.
Раздел «Психологическое обследование»
1 Субтест–(осведомлённость)
Инструкция: Какое слово подходит?
Месяц зимы | Сентябрь | Октябрь | Февраль | Ноябрь | |
В году | 24 месяца | 3 месяца | 12месяцев | 4 месяца | |
Отец старше сына | Всегда | Часто | Никогда | Редко | |
У дерева всегда есть | Листья | Цветы | Плоды | Корень | |
Пассажирский транспорт | Комбайн | Самосвал | Автобус | Экскаватор | |
Летом всегда | Светит солнце | Тепло | Сухо | Жарко | |
Город России – это | Париж | Москва | Лондон | Варшава | |
Вода всегда | прозрачная | холодная | жидкая | белая | |
Сова всегда спит | ночью | утром | днем | вечером | |
Кто обитает в теплых краях? | медведь | олень | волк | верблюд |
2 Субтест – (классификация)
Какое слово лишнее?
Тюльпан | лилия | слива | ромашка | |
Река | озеро | море | мост | |
Кукла | прыгалка | кирпич | мяч | |
Стол | ковёр | кресло | кровать | |
Курица | петух | орёл | гусь | |
Круг | треугольник | четырёхугольник | указка | |
Саша | Витя | Стасик | Петров | |
Весёлый | быстрый | грустный | вкусный | |
Число | деление | вычитание | сложение | |
Зеленый | красный | мокрый | голубой |
3 Субтест–(аналогии)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы также как «овощ» – к «огурцу».
Огурец – это овощ | Гвоздика | |||||
сорняк | роса | садик | цветок | земля | ||
Огород - Морковь | Сад | |||||
забор | трубы | яблоня | колодец | скамья | ||
Часы - Время | Градусник | |||||
стекло | больной | кровать | врач | температура | ||
Машина - Двигатель | Лодка | |||||
река | маяк | мотор | волна | берег | ||
Стол - Скатерть | Пол | |||||
мебель | ковёр | пыль | доски | гвозди | ||
Пуговица - Пальто | Ботинок | |||||
магазин | нога | шнурок | шляпа | подошва | ||
Бежать - Стоять | Кричать | |||||
молчать | ползать | шуметь | звать | плакать | ||
Лес - Деревья | Библиотека | |||||
сад | двор | город | театр | книги | ||
Цветок - Ваза | Птица | |||||
клюв | чайка | гнездо | яйцо | перья | ||
Учитель - ученик | Врач | |||||
койка | больной | палата | термометр | халат |
4 Субтест–(обобщение)
Каким одним словом их можно назвать?
- Окунь, карась, лещ …….
- Огурец, помидор, лук …..
- Шкаф, стул, диван …..
- Июнь, июль, сентябрь …..
- Слон, собака, кот ……
- Раздел Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.
Процедура и инструкции:
Подбери по образцу:
а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед
ребенком выложено 5 карточек);
б) геометрические фигуры (6-8 фигур);
в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных
предметов, узнавание реалистических предметов);
г) узнавание контурных изображений (предлагается 5
изображений, контур выполнен черным цветом);
д) узнавание перечеркнутых изображений (5
изображений);
е) узнавание фигур Попелейтора;
ж) узнавание “зашумленных” изображений
(“зашумление” выполнено в виде точек);
з) узнавание недорисованных контурных изображений (5
образцов).
- Раздел «Поведение и эмоционально-волевая сфера».
- Особенности проявления эмоций и чувств (импульсивность-рефлексивность, тревожность-спокойствие, агрессивность-миролюбие).
- Преобладающий тип настроения.
- Проявление волевых качеств (целеустремлённость, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения).
- Положительная мотивация учебной и трудовой деятельности.
- Тенденция к самостоятельности, ответственности, целенаправленным действиям.
- Особенности характера и поведения (активность – пассивность, контактность, организованность – хаотичность, конфликтность, послушание, аккуратность).
- Раздел « Понимание речи» (импрессивная речь).
- Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов (фактология и скрытый смысл)
- Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках).
- Понимание распространенных предложений:
Покажи, где девочка прыгает? Покажи, где девочка играет с большим красивым мячом?
- Восприятие предложных отношений:
Нарисуй грибок справа от цветка.
Положи ключ слева от книги.
- Понимание инвертированных конструкций:
Колю ударил Ваня. Кто драчун?
Автобус обогнал машину .Кто поехал впереди?
- Понимание сравнительных конструкций:
Какая фраза правильная?
Слон больше мухи? Муха больше слона?
Лето перед весной? Весна перед летом?
- Понимание атрибутивных конструкций.
Показать на картинках:
Где собака хозяина? Где хозяин собаки?
Где внучкина бабушка? Где бабушка внучки?
Где ученик учителя? Где учитель ученика?
- Понимание грамматических форм.
Единственное и множественное число имен существительных:
Покажи, где ягода - ягоды, щенок – щенки и т.п.
Совершенный и несовершенный вид глаголов:
Покажи , где мальчик пишет, где мальчик написал ?
Уменьшительно-ласкательные формы существительных:
Покажи дом-домик, куб-кубик, стул-стульчик и т.д.
- Понимание инструкций.
Подними руку----подойди к окну -----открой тетрадь----возьми со стола книгу---.
Возьми со стола тонкую книгу и дай ее мне.
Раздел «Общее звучание речи »
- Степень разборчивости речи:
речь невнятная, мало понятная для окружающих;
разборчивость несколько снижена;
речь смазанная;
разборчивость не нарушена (N).
- Темп речи (N, медленный, ускоренный, запинки, заикание и т.д.)
- Ритм речи (N, растянутый, скандированный)
- Тембр голоса (N, хриплый, сиплый, гнусавый, степень выраженности назализации)
- Сила голоса (слабый, громкий, немодулированный).
- Раздел «Артикуляционный аппарат»
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) прикус (открытый боковой, открытый передний, прогнатия, прогения);
г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной уздечкой).
2. Исследование состояния артикуляционной моторики:
а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
б) для губ: «улыбка с оскалом резцов», попеременно «улыбка – хоботок»;
в) для языка: высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»): попеременно широким – узким; поднять язык за верхние резцы; опустить за нижние резцы; узким языком коснуться правого, затем левого углов рта;
г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом, (язык на нижней губе); произнести «а» с открытым ртом.
В выводах указываем: наличие или отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность движений (точно, неточно); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (быстрый, медленный, нормальный); наличие синкинезий; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; слюнотечение (повышенная саливация); отклонение маленького язычка в сторону; сглаженность носогубных складок.
- Раздел «Звукопроизношение»
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения
произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах)
- Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза».
1. При исследовании фонематических функций отмечается:
а) способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: аист, осы;
- выделение звука из слова: звук (с): сом, мак, нос;
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом;
- составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с;
- Количественный анализ (определение количества звуков в слове);
- Позиционный анализ (определение места звука по отношению к другим звукам в слове);
- Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: назвать слова, в которых есть звук «ш»; назвать слова, в которых 3 (4,5) звука).
б) слухо-произносительная дифференциация звуков:
- не смешиваемых в произношении: почка-бочка;
- смешиваемых в произношении: рак-лак; суп-зуб; миска-мишка
- при повторении серий слогов: та-да, ня-на, ка-ка-га.
В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
- Раздел «Активный словарь»
- Словарный запас.
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.).
- Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря;
- Количественная характеристика:
- Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен);
- Наличие в самостоятельных высказываниях разных частей речи;
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?
- Раздел «Звуко - слоговая структура слова».
При воспроизведении звуко-слоговой структуры слов отмечается:
-правильное воспроизведение структуры слова;
-замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
-изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);
-нарушение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов).
Велосипед, солнышко ,сковорода ,аквариум, милиционер ,стихотворение и т. д.
Повторение предложений, включающих многосложные слова :
Ребята слепили снеговика.
Сапожник чинит сапоги.
Дрессировщик дрессирует животных.
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.
В выводах отмечается возможность воспроизведения звуко-слоговой структуры слов (разной сложности).
- Раздел «Грамматический строй»
- Словообразование.
А. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
- Дом-домик
- Стол-
- Гриб-
- Гнездо- и т.д.
- Образование прилагательных от существительных:
- Стол из дерева-деревянный
- Крыша из железа-
- Сумка из кожи-
Б. Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
- Работа-работник
- Чертеж-
- Сапог-
- Печь-
- Стекло-
В. Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
- Волк-волчица-волчата-волчонок
- Медведь-
- Заяц-
- Кот-
Г. Образование притяжательных существительных (по картинкам):
- Чей хвост?, чей дом?, чья лапа?
- Префиксальное словообразование: шел-пришел, лить-и т.д.
- Словоизменение.
- Образование множественного числа существительных:
Стул - стулья
Воробей-
Перо-
Ухо-
Утенок-
Рукав - и т.д.
- Образование форм родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Дерево-деревьев
Куст-
Ягода-
Воробей- и т.д.
- Изменение формы существительных в сочетаниях с числительными:
Стул-два стула –три стула –четыре стула
Кукла-
Помидор-
Ведро-
Рыбка- и т.д.
- Существительные единственного и множественного числа в различных падежах (по сюжетным картинкам).
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов (по картинкам).
Раздел «Связная речь»
Предлагается рассказ по серии сюжетных картинок (для детей старше 6 лет).
- Раздел «Письмо».
Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.
- Раздел «Чтение».
Определяется характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных), текста.
- Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
- Определить скорость чтения.
- Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
19. Раздел «Математические представления».
1.Пересчет предметов до 5-10.
2.Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев, цифрой.
3.Выделение предметов из множеств(2-5) по слову, образцу, показу.
4.Сравнение множеств (больше, меньше, равно).
5.Счетные операции:
- на конкретном материале – счет вслух,
- на конкретном материале - счет про себя,
- отвлеченно (без конкретного материала).
6.Решение простых задач (6 лет):
- на конкретном материале,
- отвлеченно.
Оценочная шкала по определению уровня успешности (для учащихся 1-5 классов)
- 100 – 90% - очень высокий уровень
- 90 – 74% - выше среднего
- 74 – 47% - средний уровень
- 47 – 10% - ниже среднего
- 10 – 0% - не соответствует своему возрасту
В поле зрения специалиста находятся дети с уровнем развития ниже среднего.
Формула определения уровня успешности.
m - количество правильно выполненных ребёнком заданий
n - общее количество заданий
х - уровень успешности
х = m х 100
n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая тетрадь для обучающихся 2 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 3 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 4 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 5 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 6 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 7 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 8 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...