Диагностическая тетрадь для обучающихся 3 класса
методическая разработка
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_tetrad_3kl.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая тетрадь ученика 3-го класса
- Раздел «Краткие анамнестические данные.
Заполняется на основании беседы с родителями или по медицинской документации.
Наследственность,
протекание беременности и родов у матери,
раннее общее развитие ребёнка,
раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь),
речевая активность,
понимание речи окружающих,
речевая среда.
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, в каком возрасте и по какой причине.
Раздел «Данные медицинского обследования
Заполняется на основании медицинской карты, находящейся в медпункте данного образовательного учреждения.
Раздел «Общая и мелкая моторика»
Заполняется по следующим параметрам:
- координация и точность движений;
- объём выполняемых движений;
- скованность, напряжённость движений;
- чувство равновесия;
- навязчивость движений;
- темп, активность, способность к переключению;
Состояние мелкой моторики
- дифференцированность тонких движений пальцев рук;
- объем (полный-неполный);
- точность выполнения движений (плавность, напряженность, одновременность выполнения движений и др.).
Примерные задания:
- перешагивания через препятствия;
- пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
- пройти по положенному на полу шнуру; и т.д.
- Поочерёдно сгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
- Упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
- Проба «кулак-ребро-ладонь» (вначале правой, затем левой рукой); и т.д.
- Какой рукой предпочитает работать.
Раздел Общая осведомлённость»
Заполняется по следующим параметрам:
- знание своей фамилии, имени, возраста, ФИО родителей, место их работы, установление родственных отношений;
- временные представления (понимание последовательности времён года, месяцев, частей суток, знаний о явлениях природы, определение сторон тела, положение предметов в пространстве; сформированность понятий, «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас « и т.д.; определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту);
- пространственные представления (ориентировка в схеме тела: прямая, зеркальная; дифференциация понятий: вправо – влево, впереди – сзади, вверху – внизу и т.д.; дифференциация понятий: в – на – за; перед – между, над – под)
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно использование наглядного материала.
1 Субтест –(осведомлённость)
Подчеркни одно слово, которым можно закончить предложение?
На ветвях деревьев всегда есть | иней | плоды | почки | кора | листья | |
У каждой собаки есть | чёрное ухо | пушистый хвост | четыре лапы | длинная шерсть | мокрый нос | |
У лошади всегда есть | конюшня | подкова | уздечка | грива | седло | |
Год, месяц, неделя, минута – это | Времена года | дни | время | длина | век | |
Крылатая летательная машина – это | самолёт | ракета | вертолёт | воздушный шар | метеор | |
У кустарника всегда есть | листья | корень | плоды | цветы | тень | |
Километр, метр, сантиметр, миллиметр - это | длина | сумма | масса | площадь | объём | |
В предложении всегда есть | точка | восклицательный знак | вопросительный знак | слово | запятая | |
Сутки – это | 20 часов | 12 часов | 10 часов | 23 часа | 24 часа | |
Число 25 делится без остатка на | 5 | 6 | 3 | 8 | 7 |
2 Субтест –(классификация)
В каждом ряду слов зачеркни лишнее.
- Метр, дециметр, килограмм, сантиметр, километр.
- Сахар, соль мука, вода, чашка.
- Дождь, град, лёд, ветер, снег.
- Плащ, костюм, платье, туфли, пальто.
- Солнце, свеча, звезда, река, лампа.
- Минута, секунда, час, день, утро.
- Около, кольцо, колоть, колесить, околица.
- Капуста, помидор, морковь, лук, яблоко.
- Колхоз, дежурный, однажды, пятница, лопата.
- Корень, суффикс, окончание, прилагательное, приставка.
3 Субтест –(аналогии)
Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний, приведённых ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.
Хлеб – зерно | Река | |||||
ручей | вода | родник | море | лужа | ||
2. | Добро – зло | Нежность | ||||
грубость | любовь | жадность | ненависть | зависть | ||
3. | Дерево – ветка | Книга | ||||
буква | древесина | картинка | слово | страница | ||
4. | Дядя Стёпа – Гулливер | Дюймовочка | ||||
мышка | гном | Иванушка | мальчик – с – пальчик | лилипут | ||
5. | Птица – самолёт | Рыба | ||||
Подводная лодка | вертолёт | машина | корабль | чайка | ||
6. | Вишня – сад | Колос | ||||
Лес | поле | земля | зерно | луг | ||
7. | Число – цифры | Слово | ||||
книга | фраза | буквы | читать | рассказ | ||
8. | Болезнь – лечение | Поломка | ||||
мастер | ремонт | деталь | смазка | мастерская | ||
9. | Бежать – кричать | Стоять | ||||
молчать | шептать | шуметь | звать | говорить | ||
10. | Паровоз – вагоны | Конь | ||||
конюх | лошадь | ехать | конюшня | телега |
4 Субтест – (обобщение)
Подумай и напиши, что общего между этими словами?
Например: трамвай – автобус
Виды пассажирского транспорта.
- Год, неделя – это ….
- Шапка, платок – это …
- Ветер, туча – это …
- Муравей, дуб – это …
- Диван, стол – это ….
- Обруч, мяч – это …
- Конь, собака – это …
- Тетрадь, пенал – это …
- Приставка, окончание – это ….
10.Сентябрь, июнь – это…
5 Субтест – (установление закономерностей в числовом ряду)
Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.
а) 8, 13, 23, 28, 33, 38, ….
б) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …
в) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, ….
г) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …
д) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …
е ) 18, 28, 38, 48, 48, 58, 68, 78, …
ж) 15, 35, 55, 75, 95, 115, ..
з) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …
и) 2, 8, 32, 128, 512, 1536, …
к) 4, 40, 400, 4000, 40000, 400000, ….
5.Раздел Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.
Процедура и инструкции: Подбери по образцу:
а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед
ребенком выложено 5 карточек);
б) геометрические фигуры (6-8 фигур);
в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных
предметов, узнавание реалистических предметов);
г) узнавание контурных изображений (предлагается 5
изображений, контур выполнен черным цветом);
д) узнавание перечеркнутых изображений (5
изображений);
е) узнавание фигур Попелейтора;
ж) узнавание “зашумленных” изображений
(“зашумление” выполнено в виде точек);
з) узнавание недорисованных контурных изображений (5
образцов).
- Раздел «Поведение и эмоционально-волевая сфера».
- Особенности проявления эмоций и чувств (импульсивность-рефлексивность, тревожность-спокойствие, агрессивность-миролюбие).
- Преобладающий тип настроения.
- Проявление волевых качеств (целеустремлённость, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения).
- Положительная мотивация учебной и трудовой деятельности.
- Тенденция к самостоятельности, ответственности, целенаправленным действиям.
- Особенности характера и поведения (активность – пассивность, контактность, организованность – хаотичность, конфликтность, послушание, аккуратность).
- Раздел « Понимание речи» (импрессивная речь).
- Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов (фактология и скрытый смысл)
- Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках).
- Понимание распространенных предложений:
Покажи, где девочка прыгает? Покажи, где девочка играет с большим красивым мячом?
- Восприятие предложных отношений:
Нарисуй грибок справа от цветка.
Положи ключ слева от книги.
- Понимание инвертированных конструкций:
Колю ударил Ваня. Кто драчун?
Автобус обогнал машину .Кто поехал впереди?
- Понимание сравнительных конструкций:
Какая фраза правильная?
Слон больше мухи? Муха больше слона?
Лето перед весной? Весна перед летом?
- Понимание атрибутивных конструкций.
Показать на картинках:
Где собака хозяина? Где хозяин собаки?
Где внучкина бабушка? Где бабушка внучки?
Где ученик учителя? Где учитель ученика?
- Понимание грамматических форм.
Единственное и множественное число имен существительных:
Покажи, где ягода - ягоды, щенок – щенки и т.п.
Совершенный и несовершенный вид глаголов:
Покажи , где мальчик пишет, где мальчик написал ?
Уменьшительно-ласкательные формы существительных:
Покажи дом-домик, куб-кубик, стул-стульчик и т.д.
- Понимание инструкций.
Подними руку----подойди к окну -----открой тетрадь----возьми со стола книгу---.
Возьми со стола тонкую книгу и дай ее мне.
Раздел «Общее звучание речи »
- Степень разборчивости речи:
речь невнятная, мало понятная для окружающих;
разборчивость несколько снижена;
речь смазанная;
разборчивость не нарушена (N).
- Темп речи (N, медленный, ускоренный, запинки, заикание и т.д.)
- Ритм речи (N, растянутый, скандированный)
- Тембр голоса (N, хриплый, сиплый, гнусавый, степень выраженности назализации)
- Сила голоса (слабый, громкий, немодулированный).
- Раздел «Артикуляционный аппарат»
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) прикус (открытый боковой, открытый передний, прогнатия, прогения);
г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной уздечкой).
2. Исследование состояния артикуляционной моторики:
а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
б) для губ: «улыбка с оскалом резцов», попеременно «улыбка – хоботок»;
в) для языка: высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»): попеременно широким – узким; поднять язык за верхние резцы; опустить за нижние резцы; узким языком коснуться правого, затем левого углов рта;
г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом, (язык на нижней губе); произнести «а» с открытым ртом.
В выводах указываем: наличие или отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность движений (точно, неточно); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (быстрый, медленный, нормальный); наличие синкинезий; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; слюнотечение (повышенная саливация); отклонение маленького язычка в сторону; сглаженность носогубных складок.
- Раздел «Звукопроизношение»
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения
произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах)
- Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза».
1. При исследовании фонематических функций отмечается:
а) способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: аист, осы;
- выделение звука из слова: звук (с): сом, мак, нос;
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом;
- составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с;
- Количественный анализ (определение количества звуков в слове);
- Позиционный анализ (определение места звука по отношению к другим звукам в слове);
- Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: назвать слова, в которых есть звук «ш»; назвать слова, в которых 3 (4,5) звука).
б) слухо-произносительная дифференциация звуков:
- не смешиваемых в произношении: почка-бочка;
- смешиваемых в произношении: рак-лак; суп-зуб; миска-мишка
- при повторении серий слогов: та-да, ня-на, ка-ка-га.
В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
- Раздел «Активный словарь»
- Словарный запас.
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.).
- Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря;
- Количественная характеристика:
- Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен);
- Наличие в самостоятельных высказываниях разных частей речи;
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?
- Раздел «Звуко - слоговая структура слова».
При воспроизведении звуко-слоговой структуры слов отмечается:
-правильное воспроизведение структуры слова;
-замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
-изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);
-нарушение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов).
Велосипед, солнышко ,сковорода ,аквариум, милиционер ,стихотворение и т. д.
Повторение предложений, включающих многосложные слова :
Ребята слепили снеговика.
Сапожник чинит сапоги.
Дрессировщик дрессирует животных.
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.
В выводах отмечается возможность воспроизведения звуко-слоговой структуры слов (разной сложности).
- Раздел «Грамматический строй»
- Словообразование.
А. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
- Дом-домик
- Стол-
- Гриб-
- Гнездо- и т.д.
- Образование прилагательных от существительных:
- Стол из дерева-деревянный
- Крыша из железа-
- Сумка из кожи-
Б. Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
- Работа-работник
- Чертеж-
- Сапог-
- Печь-
- Стекло-
В. Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
- Волк-волчица-волчата-волчонок
- Медведь-
- Заяц-
- Кот-
Г. Образование притяжательных существительных (по картинкам):
- Чей хвост?, чей дом?, чья лапа?
- Префиксальное словообразование: шел-пришел, лить-и т.д.
- Словоизменение.
- Образование множественного числа существительных:
Стул - стулья
Воробей-
Перо-
Ухо-
Утенок-
Рукав - и т.д.
- Образование форм родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Дерево-деревьев
Куст-
Ягода-
Воробей- и т.д.
- Изменение формы существительных в сочетаниях с числительными:
Стул-два стула –три стула –четыре стула
Кукла-
Помидор-
Ведро-
Рыбка- и т.д.
- Существительные единственного и множественного числа в различных падежах (по сюжетным картинкам).
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов (по картинкам).
Раздел «Связная речь»
Предлагается рассказ по сюжетной картинке (для детей до 4 лет ) ,
пересказ ( для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей старше 6 лет).
- Раздел «Письмо».
Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.
- Раздел «Чтение».
Определяется характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных), текста.
- Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
- Определить скорость чтения.
- Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
18. Раздел «Математические представления».
- читать, записывать и сравнивать числа до 1000; устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять проверку вычислений; применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них); выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число;
- решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в..., меньше в..., и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления;
- узнавать, на сколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого;
- измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длины; находить периметр прямоугольника.
Оценочная шкала по определению уровня успешности (для учащихся 1-5 классов)
- 100 – 90% - очень высокий уровень
- 90 – 74% - выше среднего
- 74 – 47% - средний уровень
- 47 – 10% - ниже среднего
- 10 – 0% - не соответствует своему возрасту
В поле зрения специалиста находятся дети с уровнем развития ниже среднего.
Формула определения уровня успешности.
m - количество правильно выполненных ребёнком заданий
n - общее количество заданий
х - уровень успешности
х = m х 100
n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая тетрадь для обучающихся 1 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 2 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 4 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 5 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 6 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 7 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 8 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...