Диагностическая тетрадь для обучающихся 8 класса
методическая разработка
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_tetrat_8_kl.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая тетрадь ученика 8-го класса
1. Раздел «Краткие анамнестические данные.
Заполняется на основании беседы с родителями или по медицинской документации.
Важно получить следующие сведения: наследственность, протекание беременности и родов у матери, раннее общее развитие ребёнка, раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь), речевая активность, понимание речи окружающих, речевая среда.
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, в каком возрасте и по какой причине.
2. Раздел «Данные медицинского обследования
Заполняется на основании медицинской карты, находящейся в медпункте данного образовательного учреждения.
3. Раздел «Общая и мелкая моторика»
Заполняется по следующим параметрам:
- координация и точность движений;
- объём выполняемых движений;
- скованность, напряжённость движений;
- чувство равновесия;
- навязчивость движений;
- темп, активность, способность к переключению;
Примерные задания:
- перешагивания через препятствия;
- пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
- пройти по положенному на полу шнуру; и т.д.
Состояние мелкой моторики
- дифференцированность тонких движений пальцев рук;
- объем (полный-неполный);
- точность выполнения движений (плавность, напряженность, одновременность выполнения движений и др.).
Примерные задания:
Поочерёдно сгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
Упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
Проба «кулак-ребро-ладонь» (вначале правой, затем левой рукой); и т.д.
Какой рукой предпочитает работать.
4. Раздел Общая осведомлённость»
Заполняется по следующим параметрам:
- знание своей фамилии, имени, возраста, ФИО родителей, место их работы, установление родственных отношений;
- временные представления (понимание последовательности времён года, месяцев, частей суток, знаний о явлениях природы, определение сторон тела, положение предметов в пространстве; сформированность понятий, «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас « и т.д.; определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту);
- пространственные представления (ориентировка в схеме тела: прямая, зеркальная; дифференциация понятий: вправо – влево, впереди – сзади, вверху – внизу и т.д.; дифференциация понятий: в – на – за; перед – между, над – под)
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно использование наглядного материала.
1Субтест –(осведомлённость)
Задание состоит из неоконченных предложений, в которых всегда отсутствует одно слово. Вам придётся найти из приведённых за предложением шести слов то слово, которое лучше всего подходит для дополнения соответствующего предложения, так, чтобы оно приобрело правильное значение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Утром ты завтракаешь, а полдень | ужинаю | Ем кашу | обедаю | полдничаю | Мою руки | Завтракаю | |
Днем светло, а ночью | Темно | Светит луна | Горят звезды | Воют волки | Светит солнце | Включают фонари | |
Небо голубое, а трава | В поле | Растет | Зеленая | Колосится | Желтеет | Осыпана росой | |
Собака больше похожа на | Медведя | Утку | Кошку | Обезьяну | Человека | Лошадь | |
Что это такое: Прага, Бероун, Париж | Реки | Моря | Имена | Города | Дороги | Известные люди | |
Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого) | Половина седьмого | Без пяти семь | 15 минут седьмого | 35 минут седьмого | семь | четверть седьмого | |
Маленькая корова | Теленок | Бык | Жеребенок | Котенок | Бычонок | Щенонок | |
Почему люди занимаются | Они хотят добиться рекорда - победить | От нечего делать | Им скучно | Им не спится | Чтобы они были здоровыми, закаленными, | Думают что это круто | |
Почему на письмо нужно наклеивать марку? | Чтоб красиво было | Так положено | Так платят за пересылку (перевозку) этого письма | Такие правила | Нравятся марки | Чтоб было | |
Чем похожи друг на друга белка и кошка | Мехом | Раскраской | Строением тела | Тем что они животные | Ушами | Хвостом | |
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? | Они из стали | Винт завинчивается, а гвоздь забивается | У них есть шляпки | Они длинные | Это инструмент | Нужны в хозяйстве | |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | Они не похожи | Нужны папе | Это инструменты | Это инвентарь | Их можно брать в лес | Ими можно колоть дрова |
2 Субтест – (классификация)
Из данных шести слов пять по значению похожи. Вам следует найти слово, которое не относится к данной связи и является лишним.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Стул | стол | птица | шкаф | кровать | пуфик | |
Сидеть | лежать | стоять | идти | сидеть на корточках | бежать | |
Писать | рубить | шить | читать | аплодировать | резать | |
Узкий | угловатый | короткий | высокий | широкий | низкий | |
Велосипед | автобус | мотоцикл | поезд | трамвай | такси | |
Ездить верхом | летать в самолёте | бегать | грести | кататься на санках | ездить на лыжах | |
Лермонтов | Пушкин | Маршак | Репин | Толстой | Есенин | |
Багровый | алый | красный | коричневый | розовый | терракотовый | |
Имя прилагательное | глагол | предлог | местоимение | имя существительное | приставка | |
Матрос | плотник | шофёр | пловец | парикмахер | повар | |
Отважный | верный | храбрый | талантливый | трусливый | смелый | |
Тонкий | узкий | короткий | худой | дородный | маленький |
3 Субтест – (аналогии)
Вам предложено 4 слова. Между первым и вторым словом существует определённая связь. По примеру первого столбика найдите пару слову во втором строке.
Лес - дерево | Луг | |||||
трава | сено | корм | зелень | пастбище | ||
Тёмный - светлый | Мокрый | |||||
дождливый | дневной | сырой | ветреный | сухой | ||
Школа - директор | Кружок | |||||
заведующий | председатель | руководитель | член | кассир | ||
Круг - шар | Квадрат | |||||
призма | фигура | прямоугольник | тело | куб | ||
Луна - земля | Земля | |||||
Марс | Солнце | звёзды | космос | планета | ||
Горы - перевал | Река | |||||
лодка | мост | брод | берег | паром | ||
Викторина - игра | Диалог | |||||
приветствие | усилие | разговор | рассказ | вывод | ||
Небо - облака | Роща | |||||
ручей | цветы | трава | деревья | птицы | ||
Еда - сытость | Труд | |||||
усилие | отдых | плата | усталость | подъём | ||
Животное - коза | Пища | |||||
продукт | еда | кухня | обед | хлеб | ||
Материал - шить | Бумага | |||||
резать | рвать | клеить | печатать | писать | ||
Ель - дуб | Шкаф | |||||
мебель | жилая комната | кухонное оборудование | скатерть | письменный стол |
4 Субтест – (обобщение)
Вам предложено два слова, следует решить, что каждое из них означает и найти, что в них общего.
- Рожь – пшеница….
- Сыр – масло….
- Сирень - малина…..
- Поезд – корабль…..
- Оттепель – заморозки….
- Шерсть – ситец…..
- Часы – термометр…..
- Нос – глаза…
- Громко – тихо….
- История – археология…
- Муравей – дуб.
- Герб – флаг….
5 Субтест – (прослеживание закономерностей числового ряда)
Каждое задание состоит из ряда чисел, которые расположены в определённом порядке. вашей задачей является выявить ту закономерность, по которой построен ряд, и найти число, продолжающее ряд.
2,4,6, 8, 10, 12, 14, ? | ||
9, 7, 10, 8, 11, 9, 12, ? | ||
3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, ? | ||
6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ? | ||
16, 17, 19, 20, 22, 23, 25,? | ||
19, 16, 22, 19, 25, 22, 28,? | ||
17, 13, 18, 14, 19, 15, 20, ? | ||
4, 6, 12, 14, 28, 30, 60, ? | ||
26, 28, 25, 29, 24, 30, 23, ? | ||
29, 26, 13, 39, 36, 18, 54, ? | ||
21, 7, 9, 12, 6, 2, 4, ? | ||
5, 6, 4, 6, 7, 5, 7,? | ||
1, 4,2,3, 3,2, 4,? |
- Раздел Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.
Процедура и инструкции: Подбери по образцу:
а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед ребенком выложено 5 карточек);
б) геометрические фигуры (6-8 фигур);
в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных
предметов, узнавание реалистических предметов);
г) узнавание контурных изображений (предлагается 5
изображений, контур выполнен черным цветом);
д) узнавание перечеркнутых изображений (5
изображений);
е) узнавание фигур Попелейтора;
ж) узнавание “зашумленных” изображений
(“зашумление” выполнено в виде точек);
з) узнавание недорисованных контурных изображений (5
образцов).
- Раздел «Поведение и эмоционально-волевая сфера».
- Особенности проявления эмоций и чувств (импульсивность-рефлексивность, тревожность-спокойствие, агрессивность-миролюбие).
- Преобладающий тип настроения.
- Проявление волевых качеств (целеустремлённость, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения).
- Положительная мотивация учебной и трудовой деятельности.
- Тенденция к самостоятельности, ответственности, целенаправленным действиям.
- Особенности характера и поведения (активность – пассивность, контактность, организованность – хаотичность, конфликтность, послушание, аккуратность).
- Раздел « Понимание речи» (импрессивная речь).
- Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов (фактология и скрытый смысл)
- Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках).
- Понимание распространенных предложений:
Покажи, где девочка прыгает? Покажи, где девочка играет с большим красивым мячом?
- Восприятие предложных отношений:
Нарисуй грибок справа от цветка.
Положи ключ слева от книги.
- Понимание инвертированных конструкций:
Колю ударил Ваня. Кто драчун?
Автобус обогнал машину .Кто поехал впереди?
- Понимание сравнительных конструкций:
Какая фраза правильная?
Слон больше мухи? Муха больше слона?
Лето перед весной? Весна перед летом?
- Понимание атрибутивных конструкций.
Показать на картинках:
Где собака хозяина? Где хозяин собаки?
Где внучкина бабушка? Где бабушка внучки?
Где ученик учителя? Где учитель ученика?
- Понимание грамматических форм.
Единственное и множественное число имен существительных:
Покажи, где ягода - ягоды, щенок – щенки и т.п.
Совершенный и несовершенный вид глаголов:
Покажи , где мальчик пишет, где мальчик написал ?
Уменьшительно-ласкательные формы существительных:
Покажи дом-домик, куб-кубик, стул-стульчик и т.д.
- Понимание инструкций.
Подними руку----подойди к окну -----открой тетрадь----возьми со стола книгу---.
Возьми со стола тонкую книгу и дай ее мне.
Раздел «Общее звучание речи »
- Степень разборчивости речи:
речь невнятная, мало понятная для окружающих;
разборчивость несколько снижена;
речь смазанная;
разборчивость не нарушена (N).
- Темп речи (N, медленный, ускоренный, запинки, заикание и т.д.)
- Ритм речи (N, растянутый, скандированный)
- Тембр голоса (N, хриплый, сиплый, гнусавый, степень выраженности назализации)
- Сила голоса (слабый, громкий, немодулированный).
- Раздел «Артикуляционный аппарат»
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) прикус (открытый боковой, открытый передний, прогнатия, прогения);
г) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной уздечкой).
2. Исследование состояния артикуляционной моторики:
а) для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
б) для губ: «улыбка с оскалом резцов», попеременно «улыбка – хоботок»;
в) для языка: высунуть язык, сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»): попеременно широким – узким; поднять язык за верхние резцы; опустить за нижние резцы; узким языком коснуться правого, затем левого углов рта;
г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом, (язык на нижней губе); произнести «а» с открытым ртом.
В выводах указываем: наличие или отсутствие движения; объём движений (полный, неполный); точность движений (точно, неточно); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (быстрый, медленный, нормальный); наличие синкинезий; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; слюнотечение (повышенная саливация); отклонение маленького язычка в сторону; сглаженность носогубных складок.
- Раздел «Звукопроизношение»
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения
произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах)
- Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза».
1. При исследовании фонематических функций отмечается:
а) способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: аист, осы;
- выделение звука из слова: звук (с): сом, мак, нос;
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом;
- составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с;
- Количественный анализ (определение количества звуков в слове);
- Позиционный анализ (определение места звука по отношению к другим звукам в слове);
- Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: назвать слова, в которых есть звук «ш»; назвать слова, в которых 3 (4,5) звука).
б) слухо-произносительная дифференциация звуков:
- не смешиваемых в произношении: почка-бочка;
- смешиваемых в произношении: рак-лак; суп-зуб; миска-мишка
- при повторении серий слогов: та-да, ня-на, ка-ка-га.
В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
- Раздел «Активный словарь»
- Словарный запас.
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.).
- Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря;
- Количественная характеристика:
- Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен);
- Наличие в самостоятельных высказываниях разных частей речи;
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?
- Раздел «Звуко - слоговая структура слова».
При воспроизведении звуко-слоговой структуры слов отмечается:
-правильное воспроизведение структуры слова;
-замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
-изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);
-нарушение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов).
Велосипед, солнышко ,сковорода ,аквариум, милиционер ,стихотворение и т. д.
Повторение предложений, включающих многосложные слова :
Ребята слепили снеговика.
Сапожник чинит сапоги.
Дрессировщик дрессирует животных.
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.
В выводах отмечается возможность воспроизведения звуко-слоговой структуры слов (разной сложности).
- Раздел «Грамматический строй»
- Словообразование.
А. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
- Дом-домик
- Стол-
- Гриб-
- Гнездо- и т.д.
- Образование прилагательных от существительных:
- Стол из дерева-деревянный
- Крыша из железа-
- Сумка из кожи-
Б. Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
- Работа-работник
- Чертеж-
- Сапог-
- Печь-
- Стекло-
В. Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
- Волк-волчица-волчата-волчонок
- Медведь-
- Заяц-
- Кот-
Г. Образование притяжательных существительных (по картинкам):
- Чей хвост?, чей дом?, чья лапа?
- Префиксальное словообразование: шел-пришел, лить-и т.д.
- Словоизменение.
- Образование множественного числа существительных:
Стул - стулья
Воробей-
Перо-
Ухо-
Утенок-
Рукав - и т.д.
- Образование форм родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Дерево-деревьев
Куст-
Ягода-
Воробей- и т.д.
- Изменение формы существительных в сочетаниях с числительными:
Стул-два стула –три стула –четыре стула
Кукла-
Помидор-
Ведро-
Рыбка- и т.д.
- Существительные единственного и множественного числа в различных падежах (по сюжетным картинкам).
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов (по картинкам).
Раздел «Связная речь»
Предлагается рассказ по серии сюжетных картинок (для детей старше 6 лет).
- Раздел «Письмо».
Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.
- Раздел «Чтение».
Определяется характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных), текста.
- Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
- Определить скорость чтения.
- Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
18 . Раздел «Математические представления».
1.Пересчет предметов до 5-10.
2.Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев, цифрой.
3.Выделение предметов из множеств(2-5) по слову, образцу, показу.
4.Сравнение множеств (больше, меньше, равно).
5.Счетные операции:
- на конкретном материале – счет вслух,
- на конкретном материале - счет про себя,
- отвлеченно (без конкретного материала).
6.Решение простых задач (6 лет):
- на конкретном материале,
- отвлеченно.
Оценочная шкала по определению уровня успешности (для учащихся 1-5 классов)
- 100 – 90% - очень высокий уровень
- 90 – 74% - выше среднего
- 74 – 47% - средний уровень
- 47 – 10% - ниже среднего
- 10 – 0% - не соответствует своему возрасту
В поле зрения специалиста находятся дети с уровнем развития ниже среднего.
Формула определения уровня успешности.
m - количество правильно выполненных ребёнком заданий
n - общее количество заданий
х - уровень успешности
х = m х 100
n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая тетрадь для обучающихся 1 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 2 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 3 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 4 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 5 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 6 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...
Диагностическая тетрадь для обучающихся 7 класса
Представлен материал для входной, промежуточной и итоговой дефектологической диагностики...