Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас» для учащихся 1-х классов с ТНР
план-конспект
Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов с тяжелым нарушением речи направлено на формирование умения различать и узнавать звуки окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_-_zvuki_vokrug_nas.docx | 49.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас»
для учащихся 1-х классов ТНР
Цель: Формировать умение различать и узнавать звуки окружающего мира.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с понятиями: “звук”, “неречевые и речевые звуки”;
- научить узнавать природные, технические, музыкальные звуки, голоса животных и людей, различать и сравнивать их.
- научить анализировать звуки только на слух (без опоры на зрение).
2. Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков работы в группе;
- воспитание речевой активности детей на занятиях;
- воспитание навыков прогнозирования.
3. Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
- развитие высших психических функций: слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного гнозиса.
4. Коррекционные:
- формировать продолжительность выдоха;
- тренировать мимическую мускулатуру лица;
- формировать навыки самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
- развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
Рабочая тетрадь (для дошкольников и первоклассников 0 – 1): УМК Е.Н.Дзятковской «Учусь учиться» для коррекции нарушения речевого восприятия
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! (дети повторяют движения логопеда)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро! (поклон)
Доброе утро солнцу (руки вверх) и птицам (машут руками, как крыльями)
Доброе утро улыбчивым лицам (улыбнуться, ручки в стороны).
Садитесь. Сегодня вы пришли на первое логопедическое занятие. И у нас непростое занятие. Мы научимся сегодня многому, узнаем много интересного.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, дыхательные и мимические:
Сегодня я научу вас выполнять артикуляционную гимнастику. Вы знаете, для чего она нужна? (Чтобы наши губки были подвижными, язычок послушным и все звуки получались красивые) Правильно. Возьмите свои зеркала. Полюбуйтесь собой. Улыбнитесь себе. Вот какие молодцы.
Упражнения для губ и щёк.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. | Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. |
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. | Подражаю я слону - |
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. | Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. |
Посмотрите, у меня на столе стоит волшебный сундучок, в котором спрятались звуки. Стоит только произнести волшебные слова и открыть сундучок, как звуки выпорхнут наружу. Вы хотите отправиться в страну Звук-Ландию – страну звуков? Давайте, произнесём волшебные слова. Повторяйте за мной:
Чок-чок-чок – Открываем сундучок.
Дите-дите-дите – Звуки в гости приходите.
С помощью волшебных слов мы попали в страну Звук-Ландию, давайте отправимся в путешествие по этой стране.
Вот пруд рядом. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков. (Дети выполняют задание). Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох через “трубочку”).
А вот мимо пролетели бабочки, проползли божьи коровки, паучки, проскакал зайчишка, проползла гусеницы. (Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, повторяя за учителем-логопедом).
Покажите, как вы умеете надувать щечки. (Дети выполняют задания с визуальной опорой через зеркала).
Упр. «Поправились – похудели».
«Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.
«Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.
А по утрам вы зубки чистите? Как полощите ротик?
Упр. «Полощем ротик».
- рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;
- одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.
Вы удивились тому, что Вы оказались в Звук-Ландии? Покажите, как вы удивились. А теперь улыбнитесь. (Дети выполняют задания с визуальной опорой через зеркала).
Молодцы! С хорошим настроением отправляемся дальше.
3. Актуализация знаний и умений.
Ребята! Оказывается, жители страны Звук-Ландии - «Чудо звуки» – невидимые! Для того чтобы их услышать, поиграем в «Молчанку»: сейчас вы все положите руки на парты, на руки голову, закроете глазки и будете слушать звуки вокруг нас.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать. (Через 1-2 минуты после молчания детям задаётся вопрос: “Что вы успели услышать?” Дети перечисляют звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном).
Давайте сыграем ещё в одну игру «Угадайте, что я делаю?»
(Дети слушают и отгадывают производимое педагогом действия за ширмой: стук карандашом, деревянными ложками, звук погремушки, хлопки в ладоши, переливание воды, игра на барабане, в бубен).
Какие молодцы! Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Вы слышали «звуки». Обратите внимание, как образуется звук – происходит движение предметов: карандаши, молоток, деревянные ложки, палочки лежат – звуков нет, когда они стучат, движутся, мы слышим звуки. Предметов много, и звуков тоже очень много, и все они разные. Мы живем среди звуков, только не всегда прислушиваемся. А их интересно слушать и различать. Правда?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Ответьте на вопрос: как называется то, что мы слышим? (Звуки)
Ребята, а что помогает нам слышать звуки, чем мы слушаем? (Ушами)
Чтобы наши ушки помогали нам хорошо слышать, давайте сделаем им массаж. Аурикулотерапия: Упражнение «Ушки на макушке» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи), Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами).
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Звуки бывают разные: звуки бывают речевые и неречевые. Например – скрип двери, стук молотка, хлопанье в ладоши, топанье ногами – всё это неречевые звуки. Они не связаны с речью человека. Эти звуки образуются вокруг нас с помощью движения предметов.
А вот речевые звуки - это те звуки, которые произносит человек. Речевые от слова «речь». Запомните, ребята, речевые звуки может произносить только человек. Например, разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок, речь учителя – всё это речевые звуки. А как Вы думаете, для чего же нам нужны речевые звуки? (для того, чтобы мы общались между собой).
5. Первичная проверка понимания.
Давайте, поиграем. Игра «Речевой-неречевой». Посмотрите, перед Вами лежат карточки с изображением «ротика и язычка» и «желтого листика». Если я назову пример речевого звука, то вы поднимаете карточку с ротиком, а, если звук неречевой, то вы поднимаете карточку с листиком (Учитель-логопед перечисляет: мычание коровы, шум моря, разговор людей, лай собаки, стук колес, журчание ручейка, пение птиц, пение людей и т.д.). Молодцы!
6. Первичное закрепление.
Ребята, а как Вы думаете, почему у Вас была карточка с желтым листиком? (ответы детей: осень, листья меняют окраску).
А давайте, сейчас нарисуем осенний венок (раздаются листочки, на которых нарисованы листочки на ниточке, как венок).
Но для того чтобы наш осенний венок был красивый, нам нужно быть аккуратными и подготовить наши ладошки и пальчики к рисованию.
Логоритмическое упражнение (физкультминутка) «Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев. (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что-то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья! (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Их нетрудно сосчитать: (ритмично загибают каждый пальчик на обеих руках)
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно - (Хлопают в ладоши.)
Ссориться совсем не нужно!
Упр. «Нарисуем осенний венок». Наш венок будет не простой, а звуковой… Если вы услышите звук хлопка – раскрасьте листок желтого цвета, если звук бубна – зелёного, ну, а если вы услышите, как я произношу звук О – раскрасьте листик красным цветом.
Молодцы! Какие красивые и пёстрые осенние венки у вас получились.
Ребята, а теперь посмотрите на доску (изображены: ракета, машина, мышка, утёнок, муха, девочка.) Покажите, какие звуки издают эти существа и предметы? А сейчас сделаем жителям страны Звук-Ландии подарок, для этого откройте тетради на стр. 14. (УМК Дзятковской Е.Н. «Учусь учиться»).
Посмотрите, у нас в тетради нарисованы такие же картинки, что и на доске, но они чёрно-белые. Сделайте их мир ярче, красочнее, порадуйте жителей страны. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунки.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На прогулке послушайте, какие неречевые звуки осени нас окружают. Нарисуйте их в тетрадке.
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки (речевые и неречевые). Приведите примеры речевых звуков и неречевых.(Неречевые звуки - это пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки животных. А речевые – разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок). А для чего нам нужны речевые звуки (чтобы общаться) Молодцы, ребята!
Спасибо всем! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе
В декабре 2011г я участвовала (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес, это полезная информация на аттес...
Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."
Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....
Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".
Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"
Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...
Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс
Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования определяют систему ...
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс
laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...
- Мне нравится (1)