Дифференциация приставок и предлогов
статья
Цель : 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов
2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики
3.Ознакомить с деловым письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_pristavok_i_predlogov.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация приставок и предлогов
Цель : 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов
2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики
3.Ознакомить с деловым письмом.
Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход занятия.
- Организационный момент. Сегодня ,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.
Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: раздельно.
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: слитно
-А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)
Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:
Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.
2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.
Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.
Учащиеся: скатился, побежали, прочитал
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.
3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -
(В) тополиную метель
(По) терял дорогу шмель.
(Про) мелькнул (над) огородом,
(В) дом (на) кухню (за) летел
И (над) синей чашкой (с) мёдом
По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)
Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.
В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.
Правильный ответ:
В тополиную метель
Потерял дорогу шмель.
Промелькнул над огородом,
В дом на кухню залетел
И над синей чашкой с мёдом
По-хозяйски загудел.
4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.
Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)
Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.
в (какой?) зимний холод влетит
в (какой?) сильный зной прошепчет
в (какие?) открытые окна загудит
по (какому?) синему морю притихнет
умчится
примчится
вздумает
5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.
(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.
Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Дифференциация предлогов и приставок"
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....
Презентация логопедического занятия "Дифференциация предлогов и приставок"
Презентация "Дифференциация предлогов и приставок" может быть использована на этапе восполнения пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи у детей с общим недоразвит...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Упражнение в различение приставок и предлогов»
Целью урока является усвоение новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитие...
Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».
Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....
Логопедическое занятие для 4 класса "Дифференциация предлогов и приставок"
Конспект логопедического занятия для обучащихся 4-х классов, презентация к занятию и приложения для обучающихся. Занятие построенно в виде игры-исследования. Для исследования очередной прблемы детям п...
Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"
Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Дифференциация предлогов и приставок". (2 класс)
Данная презентация рекомендована к использованию на уроках русского языка. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выд...