Дифференциация приставок и предлогов
статья

Котлагазиева Сабина Салауатовна

Цель : 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_pristavok_i_predlogov.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация приставок и предлогов

Цель : 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с  индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Сегодня ,ребята,мы с вами будем  работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиесяэто слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся: раздельно.                                                                                                      

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Как пишется приставка со словами?

Учащиеся: слитно

-А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма.                                                                                                                                                      -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)                    

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание.  Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся: слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее  утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов-             а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел.                  (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В  тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

4.Потренируйтесь. Раскройте  скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод              влетит

в (какой?) сильный зной              прошепчет

в (какие?) открытые окна            загудит

по (какому?) синему морю          притихнет

                                                      умчится

                                                      примчится

                                                        вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога?                                                                       Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать  его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Дифференциация предлогов и приставок"

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....

Презентация логопедического занятия "Дифференциация предлогов и приставок"

Презентация  "Дифференциация предлогов и приставок" может быть использована на этапе восполнения пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи у детей с общим недоразвит...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Упражнение в различение приставок и предлогов»

Целью урока является усвоение новых знаний и формирование практических умений,  научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитие...

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....

Логопедическое занятие для 4 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект логопедического занятия для обучащихся 4-х классов, презентация к занятию и приложения для обучающихся. Занятие построенно в виде игры-исследования. Для исследования очередной прблемы детям п...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Дифференциация предлогов и приставок". (2 класс)

Данная презентация рекомендована к использованию на уроках русского языка. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выд...