Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методический материал на тему
В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnik_zritelnoe_vospriyatie_u_detey_s_ovz.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия и памяти у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися школы включают развитие высших форм познавательной деятельности, в том числе память, внимание, мышление. Зрительное восприятие у детей с задержкой психического развития отличается узостью, недостаточной дифференцированностью, неточностью. Нарушения зрительного восприятия затрудняют процесс овладения грамотой, изобразительной деятельностью и др. Поэтому важным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии включают специальные дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия и памяти.
С целью развития зрительной памяти, восприятия, внимания я использую следующие игры:
«Что изменилось?»
Учащимся предлагаю рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Затем убираю (добавляю или меняю местами) карточки. Ученик определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Учащимся предлагаю карточки с неправильными написаниями:
слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ученики объясняют, как исправить ошибки.
«Найди отличия»
Учащимся предлагаю рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Черно-красные таблицы»
Учащимся предлагаю на цветных таблицах показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
«Наложенные изображения»
Ученику предъявляю 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»
Предъявляю фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«Зашумленные изображения»
Предъявляю контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
«Парные изображения»
Предъявляю два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 7—10 отличий («Автомобиль», «Инопланетянин», «Клоун»). Требуется найти эти отличия.
«Незаконченные изображения»
Предъявляю изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
— предъявляю изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
«Точечные изображения»
Предъявляю изображения предметов (рыбка, цветок), геометрических фигур (квадрат, треугольник), буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения»
Предъявляю схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения»
Предъявляю части 2—3 изображений (например, рыбка, замок, мячик и др.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
«Запомни и нарисуй»
Ученику предлагаю запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
«Корректурные пробы»
Предлагаю несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
— все буквы И;
— все гласные;
— одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
«Найди необходимую букву»
В тексте ученику предлагаю одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
«Сложи узор»
Учащимся нужно сложить такой же узор, какой предложен учителем, а также составить самые различные узоры из кубиков Кооса (четырехцветные, двухцветные - красно-белые).
«Копирование фигур по клеточкам»
Ученики должны скопировать в своих тетрадях различные рисунки по образцу.
Мой опыт показал эффективность подобных дидактических игр и упражнений. У большинства учащихся, посещающих коррекционные занятия, значительно улучшились показатели развития зрительного восприятия, памяти, внимания, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние и на их учебные достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - эстафета по пожарной безопасности "Готовность 01" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Игра предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
При обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов...
"Нарушение развития пространственных и количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Анализ нарушений развития пространственных и количественных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости. Влияние данных нарушений на овладение школьной программой. Примерное пла...
Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»
laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...
«Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...