Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oszh_5_kl.docx55.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

 «Калачинская адаптивная школа-интернат»

______________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                      Директор КОУ «Калачинская

                                                                                                                                                                      адаптивная школа-интернат»

                                                                                                                                                                       _____________ Н.В. Козицкая

                                                                                                                                              (подпись)

                                                                                                                                                                              приказ № __   от «__ » ____2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы социальной жизни»

для 5 класса 1 вариант УП

(обучение на дому Кузьмина Ярослава)

на 2023-2024 учебный год

                                                     

Составитель: учитель _______________С.Р. Боглаева

                                              (подпись)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Рассмотрена на заседании МО «  ___ » ___ 202_г., протокол № 1

                                                                                                                              Руководитель МО __________А.В. Котова

                                   (подпись)                                                                                                                                                                                                                                                                       Согласована на МС протокол № 1 «___ »  ______202__г.,  

                                                                                                                             Согласовано   зам. директора по УР   ________ Н.М. Добжанская

                                                               (подпись)                                                                                                                                                                          

Калачинск, 2023 г.

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для учащегося 5 класса с лёгкой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
  • Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
  • Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства « Просвещение», Санкт – Петербург 2013.

        Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.

        Актуальность программы «Основы социальной жизни» в том, она призвана подготовить обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.

        Программа «Основы социальной жизни» ориентирована:

- на развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

        Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.

        Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:

- расширение кругозора обучающегося в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и с использованием деловых бумаг);

- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.

        На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используется индивидуальная работа.

        В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

- репродуктивные (работа по образцам);

- частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

- предметно-практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

- система специальных коррекционно-развивающих методов;

- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение).

        Также на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приемы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио- и видеоматериалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показу его практической значимостидля обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Все общеобразовательные изучаемые предметы  дают обучающемуся определенный объем знаний и умений, необходимый ему в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения.

        

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей учащегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня его знаний, умений и ориентирована

- на развитие у обучающегося навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, способность освоиться в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение обучающимся морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание школьником роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья;

- формирование правильного уклада семейных отношений.

        Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащегося формируются социально-бытовые компетентности:

  1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
  2. «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
  3. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
  4. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих  электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
  5. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
  6. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
  7. «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
  8. «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
  9. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.

Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному его усвоению. Также обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.

3. Место учебного предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю (34 учебных недели).

Количество часов по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

    Всего за год

 

                 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые результаты освоения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся обществе.

4.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

5.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

6.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

7.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

8.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

9.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

10.Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

12.Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

        Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.

Раздел «Введение»

Минимальный уровень:

- знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;

Достаточный уровень:

- знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;

- соблюдать правила техники безопасности;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

Минимальный уровень:

- знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;

- знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.

Достаточный уровень:

- уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;

- знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;

- выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.

Раздел «Охрана здоровья»

Минимальный уровень:

- выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством взрослых.

Достаточный уровень:

- знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;

- знать названия лекарственных растений, узнавать их;

- уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Раздел «Жилище»

Минимальный уровень:

- знать свой домашний почтовый адрес;

- уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик).

Достаточный уровень:

- знать типы жилых помещений;

- знать названия жилых комнат и их назначение;

- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.

Раздел «Одежда и обувь»

Минимальный уровень:

- знать отдельные виды одежды и обуви;

- выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;

- соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.

Достаточный уровень:

- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

- различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;

- уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.

Раздел «Питание»

Минимальный уровень:

- знать название отдельных продуктов питания (хлебобулочные изделия, яйца; напитки: чай, кофе, сок, нектар);

- знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека;

- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдении техники безопасности при приготовлении пищи;

Достаточный уровень:

- знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;

- знать и соблюдать режим питания;

- знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;

- знать о значении завтрака для здоровья человека;

- знать и уметь составлять меню завтрака;

- знать технологию приготовления блюд и уметь готовить для завтрака холодные и горячие блюда;

- знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции;

- знать и уметь определять годность яиц, соблюдать технологию хранения;

- уметь готовить блюда из яиц;

- знать основные напитки, подаваемые на завтрак;

- уметь заваривать чай;

- уметь выполнять сервировку стола с учетом меню завтрака.

Раздел «Транспорт»

Минимальный уровень:

- знать названия транспортных средств;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

Достаточный уровень:

- уметь оплачивать проезд в общественном транспорте;

- знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части.

Раздел «Средства связи»

Минимальный уровень:

- название основных средств связи.

Достаточный уровень:

- знать значение основных средств связи.

Раздел «Семья»

Минимальный уровень:

- знать фамилию, имя, отчество членов семьи;

- правильно определять и называть  степень родства членов семьи.

Достаточный уровень:

- знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;

- уметь определять степень родства членов семьи;

- знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Оценка достижения обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Базовых учебные действия:

        Личностные учебные действия

  1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Уметь осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения, как собственные, так и своих одноклассников;
  4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
  5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;
  7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
  8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  1. Вступать в контакт и работать и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель–класс);
  2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  5. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. Доброжелательно относиться к людям, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

  1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
  2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
  3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ними свою деятельность;
  8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

  1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейшие причинно-следственные связи) на наглядном доступном вербальном материале;
  3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
  4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
  5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.

        Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса, по 5 – балльной системе отме      ток. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 •        оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

•        оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

•        оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

•        оценка «2» - не ставится.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащегося. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащегося по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе

1 раздел: Диагностика знаний и умений

Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».

        2 раздел: Введение

Вводное занятие.

        3 раздел: Личная гигиена и здоровье

Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей.

         4 раздел: Охрана здоровья

Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения.

         5 раздел: Жилище        

Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.

Практическая работа: «Написание адреса на конверте».

         6 раздел: Одежда и обувь

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные уборы и их назначение. Виды обуви.

         7 раздел: Питание

Продукты питания. Значение питания в жизни человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности  и приборы. Хлеб и хлебобулочные изделия.   Яйца, блюда из яиц. Чай, кофе, фруктовые напитки.

         8 раздел: Транспорт

Городской общественный транспорт. Маршрут движения, стоимость проезда до школы, дома. Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.

        9 раздел: Средства связи

Основные средства связи.

         10 раздел: Семья

Семья. Личные взаимоотношения в семье. Состав семьи, родственные отношения.  

  6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел/ тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

                дата

Раздел «Введение» (1 час)

Вводное занятие

Познакомить  с предметом «Основы социальной жизни», его целью и задачами, правилами поведения в кабинете.

-оформление рабочей тетради;

-слушание рассказа учителя;

-участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя.

1 ч

Раздел «Диагностика знаний и умений»

Диагностика знаний и умений учащихся.

Выявить уровень социально – бытовых знаний умений,  навыков учащихся

-участие беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом;

1 ч

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

Утренний и вечерний туалет.

Формировать  у учащихся представление об утреннем и вечернем туалете. Ознакомление учащихся  с приёмами чистки зубов, ушей.

-слушание рассказа учителя о правилах выполнения утреннего и вечернего туалета, его значении для организма человека;

-участие в беседе по теме «Утренний  и вечерний туалет»;

-рассказ о самостоятельном выполнении правил личной гигиены;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом;

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Личные вещи. Правила содержания личных вещей.

Расширить  представления учащихся  о вещах личного и общего пользования, правилах  пользования вещами личного пользования, повседневном уходе за одеждой,

-слушание рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами, предназначенными для выполнения утреннего и вечернего туалета;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о самостоятельном пользовании личными вещами

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание личных вещей и вещей общего пользования);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Раздел «Охрана здоровья»

Профилактика простудных и вирусных заболеваний.

Формировать представления  о профилактике простудных и вирусных заболеваний, правилах закаливания организма.

-слушание рассказа учителя о вирусных и инфекционных заболеваниях, их вреде для организма человека, профилактике заболеваний;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о профилактических мерах по предупреждению заболеваний;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-просмотр презентации,

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Лекарственные растения.

Расширить  знания о лекарственных растениях, произрастающих на территории Омской области.

-слушание рассказа учителя о лекарственных растениях и области их применения;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о применении лекарственных  растений в домашних условиях;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание гербария с лекарственными растениями, произрастающими в Омской области, определение названий растений по внешнему виду);

-выполнение записей в рабочей тетради;

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Раздел «Жилище»

Типы и виды жилых помещений.

Систематизировать  знания о видах и типах  жилых помещений в городе, селе;

-слушание рассказа учителя о видах и типах жилых, так же о помещениях разных исторических эпох;

-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;

-выполнение записей в тетради;

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением зданий, комнат);-просмотр презентации;

 -работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Коммунальные удобства в городе и сельской местности.

Систематизировать знания учащихся о коммунальных удобствах (отопление, водопровод, лифт, мусоропровод), правилах пользования коммунальными удобствами

-слушание рассказа учителя о коммунальных удобствах, правилами пользования ими;

-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в тетради;

- работа с дидактическим материалом;

-просмотр презентации, видеофрагментов;

 -работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Домашний почтовый адрес.

Систематизировать знания учащихся о правильном назывании и написании почтового адреса школы, дома

-слушание рассказа учителя о правильном названии и написании почтового адреса в соответствии с требованиями;

-называние собственного домашнего адреса;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в тетради;

-работа с дидактическим материалом;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Раздел «Одежда и обувь»

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.

Расширить представления учащихся о роли одежды в жизни человека, ее значении для сохранения здоровья

-слушание рассказа учителя о роли одежды в жизни человека

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды, обуви, головных уборов);

-выполнение записей в рабочей тетради

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Виды одежды.

Систематизировать знания учащихся о видах одежды в зависимости от назначения, правилах ее ношения и ухода за ней.

-слушание рассказа учителя о видах одежды,  ее назначении; правилах ухода за одеждой;

-участие в беседе об уходе за личной одеждой, правилах ее ношения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды одежды);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды; соотнесение видов одежды и времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой);-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Головные уборы и их назначение.

Систематизировать знания учащихся о видах головных уборов в зависимости от назначения.

-слушание рассказа учителя о роли головных уборах, их назначении; правилах ухода;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов головных уборов, соотнесение видов головных уборов и времени года, посещаемого мероприятия);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Виды обуви.

Систематизировать  знания о значении обуви, ее  видах, правилах ухода и хранения.

-слушание рассказа учителя об обуви, ее назначении; правилах ухода за обувью;

-участие в беседе об уходе за личной обувью, правилах ее ношения, ухода за ней;- ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды обуви);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов обуви, соотнесение видов обуви и времени года, посещаемого мероприятия);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Раздел «Питание»

Продукты питания. Значение питания в жизни человека.

Познакомить с основными продуктами питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Дать понятие о значении питания в жизни и деятельности человека.

-слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека; о требованиях, предъявляемых к питанию (сбалансированность, рациональность, режим питания);

-участие в беседе об организации питания в домашних условиях;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных продуктов питания);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности  и приборы.

Расширить знания о назначении кухонной и столовой посуды, кухонного и столового оборудования.

-слушание рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом оборудования и посуды, правилах ухода за ней;

-участие в беседе о месте приготовления пищи;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (кухонная и столовая посуда, порядок ухода за ней);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Хлеб и хлебобулочные изделия.

Систематизировать знания учащихся о хлебе и хлебобулочных изделиях, их значении для обеспечения полноценного развития организма. Познакомить видами и с способами приготовления бутербродов

-слушание рассказа учителя о видах хлеба и хлебобулочных изделиях, виды бутербродов, их значение для полноценного функционирования организма, исторические сведения о хлебе и хлебобулочных изделиях, правилах и порядке их хранения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды хлебобулочных изделий, правила хранения);

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображение различных видов бутербродов);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Яйца, блюда из яиц.

Систематизировать знания учащихся о яйцах, их значении для обеспечения полноценного развития организма.

-слушание рассказа учителя о разнообразных блюдах из яиц, их важности для использования в пищу, правилах и порядке их хранения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (определение годности яиц, правила хранения);

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением блюд из яиц);- просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Чай,  кофе, фруктовые напитки.

Систематизировать знания учащихся о напитках, способах их приготовления, их значении для обеспечения полноценного развития организма.

-слушание рассказа учителя о видах напитков;

-участие в беседе об использовании напитков в меню завтрака), технологии их приготовления;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением напитков);

-выполнение записей в рабочей тетради (виды напитков, технология приготовления);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки..

1 ч

Раздел «Транспорт»

Городской общественный транспорт.

Систематизировать и расширить знания о видах городского транспорта, правилах пользования общественным транспортном.

-слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении, правилах пользования; исторические сведения о возникновении и использовании транспорта;

-участие в беседе об опыте пользования городским общественным транспортом; ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды транспорта, правила поведения);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов общественного транспорта);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.

Систематизировать и расширить знания о  способах оплаты проезда в городском транспорте.

-слушание рассказа учителя о порядке и видах оплаты проезда;

-участие в беседе об оплате за проезд;-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды билетов);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание проездных билетов общественного городского транспорта);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Раздел «Средства связи»

Основные средства связи.

Дать представление об основных видах связи (почта, радио,  телевидение, телефон, компьютер).

-слушание рассказа учителя о современных средствах связи, их назначении, правилах безопасного пользования; исторических сведениях о возникновении средств связи;

-участие в беседе об опыте пользования различными средствами связи;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды средств связи);

-работа с дидактическим материалом (соотнесение видов средств связи и области их применения, рассматривание картинок с изображением различных средств связи); просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Раздел «Семья»

Семья. Личные взаимоотношения в семье.

Систематизировать знания  об родственных отношениях в семье, месте работы членов семьи.

-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи;

-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;

-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы); -ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (определение семьи);

-работа с дидактическим материалом (заполнение данных о членах своей семьи);-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

1 ч

Состав семьи, родственные отношения.

Систематизировать знания о составе семьи (родовая связь), взаимоотношениях членов своей семьи

-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи;

-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;

-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы);

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (запись ФИО родителей, близких родственников);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки.

Раздел «Диагностика знаний и умений»

Диагностика знаний и умений учащихся.

Определение уровня социально – бытовых знаний умений,  навыков учащихся по ранее изученному материалу.

-участие беседе;

-самостоятельная работа по карточкам;

-выполнение теста;

-ответы на вопросы учителя.

1 ч

7. Учебно-методическое обеспечение

  1. Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
  2. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  4. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013

Научно – методическая литература

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII  вида. М., ВЛАДОС, 2006
  2. Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII  вида. – М., ВЛАДОС, 2005
  3. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
  4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М., ВЛАДОС,2012

8.Материально–техническое обеспечение

                Печатные пособия

  1. Адрес
  2. Гигиена питания
  3. Гигиена полости рта
  4. Движение учащихся группами и в колонне
  5. На улицах города
  6. Оборудование кухни  и требования к ее содержанию
  7. Обход транспорта
  8. Переход улиц и дорог
  9. Пешеходные переходы
  10. Правила безопасной работы приспособлениями
  11. Правила безопасной работы с газовой плитой
  12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью
  13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами
  14. Правила дорожного движения для велосипедистов
  15. Правила личной гигиены
  16. Правила личной гигиены
  17. Правила поведения в кабинете СБО
  18. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
  19. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
  20. Причины дорожно-транспортных происшествий
  21. Суточная потребность в витаминах
  22. Транспортные средства
  23. Требования к обработке и хранению продуктов

Учебно-практическое оборудование

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

  1. Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
  2. Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
  3. Зеркало
  4. Зубные щетки, зубные пасты
  5. Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
  6. Маникюрный набор (ножницы, пилка)
  7. Полотенца (для тела, лица, ног)
  8. Расчёски,  массажные щетки для волос

Раздел «»Одежда и обувь»

  1. Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
  2. Крем для обуви, блеск для обуви
  3. Образцы взрослой  детской обуви из различных материалов
  4. Образцы взрослой и детской одежды
  5. Образцы тканей
  6. Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема

Раздел «Жилище»

  1. Веник
  2. Моющие и чистящие средства
  3. Шкаф комбинированный для одежды
  4. Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола

Раздел «Питание»

  1. Доски разделочные
  2. Кухонный гарнитур
  3. Мойка с подводкой  холодной  воды
  4. Набор кухонных ножей
  5. Набор мисок
  6. Набор столовых приборов
  7. Набор эмалированных кастрюль
  8. Наборы  сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
  9. Обеденная зона
  10. Обеденный сервиз
  11. Сушилка для посуды
  12. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
  13. Хлебница
  14. Холодильник
  15. Чайник электрический
  16. Чайный сервиз
  17. Электро плиты

Раздел «Транспорт»

  1. Знаки  дорожного движения
  2. Образцы проездных билетов
  3. Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
  4. Правила пользования автобусом

Раздел «Охрана здоровья»

  1. Географический атлас Омской области
  2. Набор лекарственных трав

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Персональный ноутбук;

Приложение 1

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по основам социальной жизни уч-ся 5 класса

Кузьмина Ярослава

                      Фамилия имя уч-ся

Предметные результаты

I полугодие

II полугодие

знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;

соблюдать правила техники безопасности;

соблюдать санитарно-гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».

уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;

знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;

выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.

знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;

знать названия лекарственных растений, узнавать их

уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.

знать типы жилых помещений

знать названия жилых комнат и их назначение

знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его

подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения

уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой

знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;

знать и соблюдать режим питания;

знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;

знать о значении завтрака для здоровья человека;

знать и уметь составлять меню завтрака

знать технологию приготовления блюд и уметь готовить для завтрака холодные и горячие блюда;

знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции;

знать и уметь определять годность яиц, соблюдать технологию хранения;

уметь готовить блюда из яиц;

знать основные напитки, подаваемые на завтрак;

уметь заваривать чай;

уметь выполнять сервировку стола с учетом меню завтрака.

уметь оплачивать проезд в общественном транспорте;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части.

знать значение основных средств связи.

знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;

 уметь определять степень родства членов семьи;

знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи.

Средний   бал

Тип  оценки

Уровень

У - «удовлетворительно», до 3,4 балов - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Х - «хорошо»,  3,5 - 4,4 бала -  от 51% до 65% заданий;

О - «отлично», 4,5- 5 балов - (очень хорошо) свыше 65%,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему социальному миру. 7 класс, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по окружающему социальному миру для детей с ОВЗ. 7 класс, вариант 2...

Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по основам социальной жизни.  5а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство) для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство) для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)

Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...