Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова.
план-конспект
Пподгрупповое занятия по предупреждению дисграфии с учащимися второго класса с недозразитием речи системного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_dek.23.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова.
Цель. Различение твердого и мягкого звучания согласных в конце и середине слова, обозначение мягкости согласных буквой ь знак на письме, перенос слов с мягким знаком.
Задачи. Развивать фонематическое восприятие, продолжая учить детей различать твердое и мягкое звучание согласные в конце и середине слова. Создать условия для усвоения учащимися правил переноса слов с мягким знаком. Способствовать развитию концентрации внимания и памяти. Воспитывать культуру поведения, вежливость.
Оборудование. Картинки, карточки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Составить слово (соотнести буквы с цифрами и прочитать слово учиться). Уточнение значения слова, подбор синонимов (изучать, узнавать, усваивать).
Объяснение правила выполнения самооценки.
Сообщение темы. Загадка.
В начале слова нет меня,
Зато в конце бываю я,
И в середине я встречаюсь,
Я слог при чтении смягчаю (ь).
-Хочу уточнить: буквами какого ряда можно обозначить мягкость согласных? А сегодня мы будем продолжать учиться использовать 2 способ смягчения согласных – с помощью ь и повторим правило переноса слов с мягким знаком. И тогда научитесь писать без ошибок и своими достижениями порадуете и учителя и родителей. На занятии понадобятся зеркала, тетрадь, ручка, карандаш.
Знаки оценивания записывать на доске напротив буквы имени ребёнка.
Артикуляционная гимнастика (основной комплекс)
-Итак, давайте уточним. Когда согласную произносим мягко и коротко, то на письме мы обозначим мягкость буквой ь или гласной 2 ряда?
Развитие слухового восприятия. Давайте в этом убедимся.
- Повторение звуковых цепочек с использованием жеста:
ам-амь-амь, ось ос-ось, ун-унь-ун, ыть-уть-эть.
-Чтение слоговых цепочек (ам-амь-амь, ось –ос-ось, ун-унь-ун, ыть-уть-эть).
Уточнение - мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме.
М. итог. Самооценка
- Определение мягкого согласного по картинкам (лось, крыльцо, гармонь, сумка, пальто, голубь, альбом), распределение в 2 столбика : в 1-картинки, где мягкий согласный находится в конце слова. Во 2 столбик – где мягкий согласный находится в середине слова.
-Назвать мягкий согласный.
Физминутка.
Замерзают птицы: голубь и синицы.
Мы кормушку смастерим, птиц на славу угостим.
Работа у доски.
-Прочитать слова, написанные в 1 столбике (огонь, пень, зверь, день, пальто). -Исправить ошибки.
-Изменить по образцу. Огонь - огонь-ки.
-На доске с переносом написать слова.
-Назвать слова только с мягкими согласными.
-Уточнение использования в речи слово пальто.Запомнить эти слова.
М. итог. Самооценка
Работа в тетради.
- Записать с переносом в тетрадь те слова, в которых все согласные мягкие, а мягкий знак находится в середине слова.
- Назовите слова, которые нужно написать в тетрадь (пеньки, зверьки, деньки). На следующем занятии с этими словами составим словосочетания.
М. итог Мы видим, что мягкий знак может стоять и в конце и в середине слова и он всегда обозначает мягкость предшествующего согласного.
Работа по карточке.
-Найди в каждой строчке лишнее слово и обведи его карандашом. Объясни, почему оно лишнее.
Мальчик, пальчик, зайчик.
Галка, галька, полька
Медаль, педаль, деталь.
-Прочитать слова и убедиться в необходимости мягкого знака на письме.
- Повторить эти слова без смягчения согласного.
-Подчеркнуть зеленым карандашом согласный, на мягкость которого показывает ь. Уточнение: ь смягчает согласный звук и меняет смысл слова.
М. итог.
Заключительная часть.
Дидактическое упражнение «Какой картинки не стало? (пальто)», Согласование существительного пальто с количественными числительными.
Итог. Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Буквы А - Я. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда"
Буква А - показатель твердости предшествующего согласного звука. Буква Я - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Лексический материал - слова с непроверяемой безударной гласной в корне...
Презентация "Буквы О - Ё Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда"
Дифференциация букв О - Ё. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез...
урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой "ь"
Цели урока:1. Образовательные:— формировать понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;— мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак;— буква мягкий знак ...
Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласного на конце слова
Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласного на конце слова...
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ю,Я,Ё. (открытый урок в 3 классе 8 вид)
Абрамова А.С.Открытый урок в 3 классе 8 вид. С презентацией для интерактивной доски....
Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного в конце слова
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком. Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...
- Мне нравится (1)