Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности профориентация «Маршрут в мир профессий»
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельносмти профориентация "Маршрут в мир профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prof.vneurochka.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»
Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета Протокол №
Приложение к АООП, разработанной в соответствии с ФГОС УО ,
утвержденной приказом
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
профориентация «Маршрут в мир профессий»
6 - 9 классы
Составила : советник по воспитанию
Янчук Л.Б.
2023 г.
Пояснительная записка
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Некоторая часть выпускников с ОВЗ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников получают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ОВЗ.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихсяшколы. Её цель не только предоставление информации о мире профессий, дающей основу профессиональной ориентации, но и личностное развитие обучающихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в школе для обучающихся ОВЗ должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения школьников.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.
Основная задача профориентации – подготовить обучающихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте. Именно с этой целью, начиная с шестого класса и до конца обучения в школе идет работа по профориентации.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся по одному часу в неделю в игровой форме, с группой обучающихся.
Основной целью создания данной программы является:
Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с ОВЗ; осознание обучающимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;расширять кругозор и осведомленность обучающихся об основном содержании профессий;знакомить обучающихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;мотивировать личностный рост обучающегося;создавать условия для сознательного выбора профессии;актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Общая характеристик курса
Программа курса создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;углубление знаний о требованиях профессии к человеку;коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:знание и учет умственных возможностей и способностей;знание требований профессии к человеку;умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда. Основные методы, используемые во время занятий: словесные(объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);наглядные(наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем);практические (упражнения, деловые игры, практические работы,
экскурсии, общественно-полезный труд).
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов:воспитывающая и развивающая направленность обучения;научность и доступность;систематичность и последовательность;связь обучения с жизнью;принцип наглядности;сознательность и активность учащихся;индивидуальный и дифференцированный подходы.
Этапы программы по профориентации: I этап: «Диагностический»
Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований обучающихся с ограниченными возможностями.
Это направление реализуется в двух планах:
- самопознание, исследование обучающихся своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
- «Консультационное направление»
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
- Обучающее (или формирующее) направление.
В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
умение анализировать мир профессий;
умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального
выбора;
III этап: «Диагностический»
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях
обучающихся, опирается на познавательные интересы школьников (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры). Большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения.На занятиях ученики подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане.Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу.В тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.
Данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания обучающихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).
Ожидаемые, планируемые результаты Личностные результаты
формирование профессиональной Я – концепции; нахождение в профессиональном труде личностного смысла;
развитие профессионального сознания и самосознания; обретение профессиональной идентичности; готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях; гражданской идентичности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты Регулятивные БУД (Р):
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
извлекать с помощью педагога-психолога необходимую информацию из литературного текста учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме уметь справляться со страхами, обидами, гневом Познавательные БУД (П):
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью взрослого учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога учиться наблюдать, сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Коммуникативные БУД(К):
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить учиться работать в паре и в группе, выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся сОВЗ.
Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
Минимальный уровень: знать свои способности и возможности;знать основные правила выбора профессии;владеть основными понятиями в вопросах профориентации;иметь представления об индивидуальных особенностях личности;иметь представление о мире доступных профессий;знать виды профессий;знать об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии.
Достаточный уровень: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; иметь представление о повышении квалификации и профессионального роста;иметь представление о состоянии рынка труда.
Критерии и нормы оценки результатов деятельности обучающихся
Диагностика входного и итогового контроля с использованием следующих методик: интерактивная диагностика 1С , диагностика « Осведомленность о рынке труда», анкета « Моя будущая профессия», анкета « Я и моё здоровье», диагностика «Самооценка способностей», диагностика «Осознанности интересов и склонностей», диагностика «Самооценка профессионально важных качеств»
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№ занятия | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Диагностика уровня притязаний и самооценки и обработка результатов | 1 |
2 | Беседа об уровне притязаний, обсуждение результатов, обратная связь | 1 |
3 | Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. | 1 |
4 | Темперамент и профессии | 1 |
5 | Что такое характер? | 1 |
6 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 |
7 | Особенности мышления | 1 |
8 | Память и внимание | 1 |
9 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 1 |
10 | Профессии, связанные с природой | 1 |
11 | Профессии наших мам | 1 |
12 | Профессии наших пап | 1 |
13 | Профессии в школе | 1 |
14 | Викторина « Угадай профессию» | 1 |
15 | Профессиональные праздники осенью. День Учителя. День полиции. | |
16 | Профессиональные праздники зимой. День энергетика. День Защитника Отечества | |
17 | Профессиональные праздники весной. День театра. День пограничника | |
18 | Профессиональные праздники летом. День социального работника. День медицинского работника. | |
19 | Все работы хороши, выбирай на вкус | |
20 | Ошибки в выборе профессий (типичные ошибки и затруднения при выборе профессии). | 1 |
21 | Беседа о современном рынке труда, знакомство с «профессиограммой» | 1 |
22 | Здоровье и карьера (работа над осознанием важности здорового образа жизни). | 1 |
23 | Мотивы выбора профессии (Проводится методика «Определение основных мотивов выбора профессии» Павлютенкова Е.М., обработка результатов, обсуждается наличие связи между ценностями и мотивацией). | 1 |
24 | Стратегия планирования карьеры. Упражнение «План моего будущего» | 1 |
25 | Профессиональные и жизненные планы | 1 |
26 | Современный рынок труда. | 1 |
27 | Осведомленность о мире профессий | 1 |
28 | Осведомленность о рынке труда | 1 |
29 | Анкета «Моя будущая профессия» | 1 |
30 | Анкета «Я и мое здоровье» | 1 |
31 | Диагностика «Самооценка способностей» | 1 |
32 | Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии (ситуационные задания). | 1 |
33 | Коллаж «Моя будущая профессия» (Арт-терапевтическая техника). | 1 |
34 | Заключительное - диагностическое. Самооценка профессионально важных качеств | 1 |
7 класс
п/п | Название разделов и тем | Кол-во |
1 | Трудом славен человек | 2 |
2 | Учеба - твой главный труд. | 2 |
3 | Человеческие возможности. | 1 |
4 | Способности к запоминанию | 2 |
5 | Способность быть внимательным | 1 |
6 | Волевые качества личности | 1 |
7 | «Узнаю, думаю, выбираю» | 2 |
8 | Беседы о конкретных профессиях | 2 |
9 | Классификация профессий | 2 |
10 | Профессия и современность | 1 |
11 | Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей | 2 |
12 | Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? | 2 |
13 | Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 2 |
14 | Темперамент и выбор профессии | 1 |
15 | Здоровье и выбор профессии | 2 |
16 | Человек среди людей | 2 |
17 | Профессиональный тип личности | 2 |
18 | Творческий урок | 3 |
19 | Практическая работа | 3 |
| Итого: | 35 |
8 класс
п/п | Название разделов и тем | Кол-во | |
1 | Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. | 2 | |
2 | Мир профессий. | 2 | |
3 | Знакомство с профессиограммами | 2 | |
4 | Профессия типа “Человек – техника”. | 2 | |
5 | Профессия типа “Человек – природа”. | 2 | |
6 | Профессия типа “Человек – знаковая система”. | 2 | |
7 | Профессия типа “Человек – человек”. | 2 | |
8 | Профессия типа “Человек – художественный образ”. | 2 | |
9 | Пути получения профессии. | 2 | |
10 | Кто я, или что я думаю о себе. | 2 | |
11 | Внимание. | 1 | |
12 | Свойства нервной системы и темперамент. | 1 | |
13 | Память. | 1 | |
14 | Мышление. | 1 | |
15 | Эмоциональное состояние личности. | 1 | |
16 | Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. | 3 | |
17 | Современный рынок труда и его требования. | 2 | |
18 | Подготовка к будущей карьере. | 2 | |
19 | Итоговое занятие “Перелистывая страницы”. | 3 | |
| Итого: | 35 |
9 класс
п/п | Название разделов и тем | Кол-во |
1 | «Что изучает профориентация». | 1 |
2 | «Образовательная карта учебных заведений региона. | 2 |
3 | «Классификация профессий». | 1 |
4 | «Формула профессии. Анализ профессии». | 1 |
5 | «Здоровье и выбор профессии». | 1 |
6 | «Характер и моя будущая карьера». | 1 |
7 | «Практическая работа по самоанализу своих способностей». | 2 |
8 | «Я – концепция или «теория самого себя». | 1 |
9 | Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». | 2 |
10 | «Интересы и выбор профессии». | 1 |
11 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». | 2 |
12 | «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями». | 2 |
13 | «Человек среди людей. Способность к коммуникации». | 2 |
14 | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 2 |
15 | «Стратегия выбора профессии». | 1 |
16 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 5 |
17 | Практическая работа по написанию резюме | 3 |
18 | «О трудностях в выборе будущей профессии». | 2 |
19 | Итоговый урок. Эссе «Мой выбор – моя судьба». | 3 |
| Итого: | 35 |
22 | Здоровье и карьера (работа над осознанием важности здорового образа жизни). | ||
23 | Мотивы выбора профессии (Проводится методика «Определение основных мотивов выбора профессии» Павлютенкова Е.М., обработка результатов, обсуждается наличие связи между ценностями и мотивацией). | ||
24 | Стратегия планирования карьеры. Упражнение «План моего будущего» | ||
25 | Профессиональные и жизненные планы | ||
26 | Современный рынок труда. | ||
27 | Осведомленность о мире профессий | ||
28 | Осведомленность о рынке труда | ||
29 | Анкета «Моя будущая профессия» | ||
30 | Анкета «Я и мое здоровье» | ||
31 | Диагностика «Самооценка способностей» | ||
32 | Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии (ситуационные задания). | ||
33 | Коллаж «Моя будущая профессия» (Арт-терапевтическая техника). | ||
34 | Заключительное - диагностическое. Самооценка профессионально важных качеств |
Литература:
- Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г.;
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г.;
- Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007г.;
- Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. — М., 2002.;
- «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале
«Школьный психолог» №2, 2007г.;
- Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006г.;
- Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004г.;
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.;
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.;
- Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
- Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.
//Школьный психолог, № 14, 1999г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "УСПЕШНЫЙ И ОДАРЁННЫЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ"
Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан как средство развития потенциала у обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения. Работа по индивидуальному образовательн...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, напрвление: социальное...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности.
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности Программа для одарённого ребёнка «Индивидуальный образовательный маршрут - «Эрудит»»
Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан как средство развития потенциала у обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения. Работа по индивидуальному образовательному маршру...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья...