Планирование работы по обучению грамоте
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Н. В. Нищева
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.
Формирование понятий слог, слово, предложение.
I ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [у]—[а], [и]—[у], [э]—[о], [и]—[о], [э]—[у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].
Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, бочка — точка, миска — киска).
Формирование умения различать гласные и согласные звуки.
Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков.
Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.
Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.
Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять слова из двух данных открытых слогов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
II ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной звукослоговой структуры.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
III ПЕРИОД
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.
Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепление знания уже известных детям правил правописания. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание ча—ща с буквой А, чу—щу с буквой У).
Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.
2.3. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
№ п/п | Тема | Содержание работы | Планируемые результаты |
I период | |||
1 | Звук [а] и буква А | Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах | Уметь выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Аа. Уметь находить букву А в словах |
2 | Звук [у] и буква У | Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний АУ, УА | Уметь выделять звук [у] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Уу. Уметь находить букву У в словах. Уметь составлять и читать слияния АУ, УА |
3 | Повторение и закрепление пройденного | Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания букв А, У в словах | Уметь различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [а], [у]. Уметь печатать и читать слияния АУ, УА |
4 | Звук [о] и буква О | Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ | Уметь выделять звук [о] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Оо. Уметь находить букву О в словах. Уметь составлять и читать слияния аО, Оа, уО, Оу |
5 | Звук [и] и буква И | Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] из слова. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ | Уметь выделять звук [и] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного гласного звука. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Ии. Уметь находить букву И в словах. Уметь составлять и читать слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ |
6 | Звук [т] и буква Т | Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить двусложные слов (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Уметь узнавать звук [т] в ряду звуков. Уметь выделять звук [т] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука [т]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Т. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» |
7 | Повторение и закрепление пройденного | Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв |
8 | Звук [п] и буква П | Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [п]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [п]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах | Уметь узнавать звук [п] в ряду звуков. Уметь выделять звук [п] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [п] и начинающиеся со звука [п]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Пп. Уметь находить букву П в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой П |
9 | Повторение и закрепление пройденного | Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Совершенствование навыка конструирования и трансформирования пройденных букв из различных материалов | Узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними. Уметь конструировать и трансформировать пройденные буквы. Уметь выполнять звуковой анализ закрытых и открытых слогов с пройденными буквами |
10 | Звук [н] и буква Н | Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [н]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах | Уметь узнавать звук [н] в ряду звуков. Уметь выделять звук [н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука [н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Нн. Уметь находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н |
11 | Звук [м] и буква М | Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [м]. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [м]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [м]. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении | Уметь узнавать звук [м] в ряду звуков. Уметь выделять звук [м] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [м] и начинающиеся со звука [м]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Мм. Уметь находить букву М в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова, предложения с буквой М. Иметь представление о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов |
12 | Повторение и закрепление пройденного | Различение звуков [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Различать звуки [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв |
13 | Звук [к] и буква К | Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Выделение конечного и начального звука [к]. Подбор слов, заканчивающихся звуком [к]. Подбор слов, начинающихся со звука [к]. Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах | Уметь узнавать звук [к] в ряду звуков. Уметь выделять звук [к] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [к] и начинающиеся со звука [к]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Кк. Уметь находить букву К в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой К |
14 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь узнавать все пройденные буквы и различать правильно и неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами |
15 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа (умение вставлять недостающую букву в слово). Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь узнавать все пройденные буквы и различать правильно и неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами |
16 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами | Уметь выделять начальный и конечный звуки из слов, определять место заданного звука в словах. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами |
II период | |||
1 | Звуки [б], [б’] и буква Б | Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [б] и [б’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [б] и [б’]. Звуковой анализ слогов со звуками [б] и [б’]. Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах | Уметь узнавать звук [б] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [б], [б’] из начала слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [б], [б’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Бб. Уметь находить букву Б в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Б |
2 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнения в различении звуков [б]—[п]. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Составление слов из данных слогов (ба-нан, бан-ка) | Уметь различать звуки [б]—[п] в ряду звуков, слогов, в словах и предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах, читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Уметь составлять слова из двух данных слогов |
3 | Звуки [д], [д’] и буква Д | Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [д] и [д’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [д] и [д’]. Звуковой анализ слогов со звуками [д] и [д’]. Буква Д. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв | Уметь узнавать звук [д] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [д], [д’] из начала слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [д], [д’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Дд. Уметь находить букву Д в словах. Уметь составлять и читать слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления» |
4 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами | Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь читать предложения с пройденными буквами |
5 | Звуки [г], [г’] и буква Г | Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [г] и [г’]. Подбор слов, начинающихся со звуков [г] и [г’]. Звуковой анализ слогов со звуками [г] и [г’]. Определение места звука [г] в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятия о предложении | Уметь узнавать звук [г] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [г], [г’] из начала слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [г], [г’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Гг. Уметь находить букву Г в словах. Уметь составлять и читать слоги, односложные и двусложные слова с буквой Г. Иметь понятие о предложении |
6 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнения в различении звуков [г]—[г’], [к]—[г]. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком [г] | Уметь различать звуки [г]—[г’], [к]—[г]. Уметь узнавать букву Г в словах. Иметь понятие о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Уметь производить звуковой анализ слогов со звуком [г] |
7 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнения в различении звуков [к]—[г], [к’]—[г’] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами | Уметь различать звуки [к]—[г], [к’]—[г’] в словах. Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь подбирать готовые звуковые схемы к словам. Уметь читать слова с пройденными буквами |
8 | Звуки [ф], [ф’] и буква Ф | Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [ф] и [ф’]. Звуковой анализ слогов со звуками [ф] и [ф’]. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятия о предложении | Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [ф], [ф’] из начала слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [ф], [ф’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Фф. Уметь находить букву Ф в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой Ф. Иметь понятие о предложении |
9 | Звуки [в], [в’] и буква В | Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [в] и [в’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [в] и [в’]. Звуковой анализ слогов со звуками [в] и [в’]. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах | Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [в] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [в], [в’] из начала слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [в], [в’]. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Вв. Уметь находить букву В в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой В |
10 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков [в] и [в’] в словах. Упражнения в различении звуков [в] и [ф]. Формирование навыка решения кроссворда | Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения. Уметь определять место заданного звука в словах. Уметь различать звуки [в] и [ф] в слогах, словах, предложениях. Уметь решать кроссворды |
11 | Звуки [х], [х’] и буква Х | Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [х] и [х’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [х] и [х’]. Звуковой анализ слогов со звуками [х] и [х’]. Упражнение в различении звуков [х] и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х | Уметь определять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь делить данные слова на слоги. Иметь понятие о твердости-мягкости и звонкости-глухости звуков, уметь различать твердые — мягкие и звонкие — глухие звуки. Уметь подбирать слова на заданные звуки. Уметь различать звуки [х] и [к] в ряду звуков, в слогах, словах, предложениях. Уметь производить звуковой анализ данных слогов. Уметь конструировать и печатать букву Х, читать слоги, слова, предложения с ней |
12 | Звук [ы] и буква Ы | Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложения с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов | Уметь узнавать звук [ы] в ряду звуков, слогов, слов и различать его со звуком [и]. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать и конструировать букву Ы, читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов |
13 | Звуки [с], [с’] и буква С | Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [с] и [с’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [с] и [с’]. Звуковой анализ слогов со звуками [с] и [с’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги | Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь различать мягкие и твердые, глухие и звонкие звуки. Уметь определять место звука [с] в словах. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов. Уметь печатать букву С, читать слоги, слова, предложения с этой буквой |
14 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении данных слов на слоги. Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в различении звуков [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов | Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь различать звуки [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь составлять и читать слова из данных слогов. Уметь составлять и читать предложение из данных слов |
15 | Звуки [з], [з’] и буква З | Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [з] и [з’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [з] и [з’]. Звуковой анализ слогов со звуками [з] и [з’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах, различении звуков [с] и [з] в словах. Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов, предложений с буквой З. Закрепление понятия о предложении | Уметь различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Уметь выделять звуки [з] и [з’] из слов, подбирать слова на эти звуки, выполнять звуковой анализ слов с этими звуками, определять место этих звуков в словах, различать звуки [с] и [з], [с’] и [з’] в словах. Уметь конструировать и печатать букву З, составлять и читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь составлять схему предложения |
16 | Звук [ш] и буква Ш | Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с]. Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву | Уметь узнавать звук [ш] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать со звуком [с], знать, что звук [ш] — всегда твердый глухой согласный звук. Уметь узнавать букву Ш, читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печатать букву Ш |
17 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов | Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь различать звуки [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов |
18 | Звук [ж] и буква Ж | Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове. Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Уметь узнавать звук [ж] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, знать, что звук [ж] — всегда твердый звонкий согласный звук. Уметь узнавать букву Ж, читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее |
19 | Повторение и закрепление пройденного | Дифференциация звуков [з]—[ж] в словах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами | Различать звуки [з]—[ж] в словах. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-четырех звуков, подбирать звуковые схемы к данным словам, производить слоговой анализ слов |
20 | Повторение и закрепление пройденного | Дифференциация звуков [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами | Различать звуки [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-четырех звуков, подбирать звуковые схемы к данным словам, производить слоговой анализ слов |
21 | Звук [э] и буква Э | Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Упражнение в узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Э, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву | Уметь узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать и конструировать букву Э, читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов |
III период | |||
1 | Звук [j], буква Й | Ознакомление с артикуляцией звука [j]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука [j] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней | Уметь узнавать звук [j]. Уметь узнавать звук [j] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Уметь конструировать и печатать букву Й, читать слова и предложения с ней |
2 | Буква Е | Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений | Уметь конструировать и печатать букву Е, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему |
3 | Буква Ё | Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений | Уметь конструировать и печатать букву Ё, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему |
4 | Буква Ю | Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений | Уметь конструировать и печатать букву Ю, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему |
5 | Буква Я | Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений | Уметь конструировать и печатать букву Я, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать предложение и составлять его схему |
6 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений | Уметь читать слова и предложения с пройденными буквами. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления». Уметь делить данные слова на слоги, подбирать слоговые схемы к данным словам, производить анализ предложений |
7 | Звук [ц] и буква Ц | Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т’]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Уметь узнавать звук [ц] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т’]. Знать, что звук [ц] — глухой и всегда твердый согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ц, читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать правильно и неправильно написанную букву Ц |
8 | Звук [ч] и буква Ч | Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление представления о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Уметь узнавать звук [ч] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Знать, что звук [ч] — глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ч, читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать правильно и неправильно написанную букву Ч |
9 | Звук [щ] и буква Щ | Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с’]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Уметь узнавать звук [щ] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с’]. Знать, что звук [щ] — глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Щ, читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать правильно и неправильно написанную букву Ч |
10 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыков чтения слов и предложений с изученными буквами. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления» | Уметь определять место заданного звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, производить звуковой и слоговой анализ слов, анализ предложений. Уметь читать слова и слоги с пройденными буквами. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения или «зашумления» |
11 | Звуки [л], [л’] и буква Л | Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней | Уметь узнавать звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Л, читать слова и предложения с ней |
12 | Звуки [р], [р’] и буква Р | Ознакомление с артикуляцией звуков [р] и [р’]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней | Уметь узнавать звуки [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Р, читать слова и предложения с ней |
13 | Повторение и закрепление пройденного | Упражнения в различении звуков [р]—[р’]—[л]—[л’]—[j] в словах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, анализа предложений. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами | Уметь различать звуки [р]—[р’]—[л]—[л’]—[j] в словах. Уметь производить звуковой и слоговой анализ слов и предложений. Уметь читать слова и предложения с пройденными буквами |
14 | Буква Ь | Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней | Знать, что буква Ь не обозначает звука. Уметь печатать и конструировать новую букву, читать слоги и слова с ней |
15 | Буква Ъ | Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней | Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней |
16 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов | Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений. Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь читать слова, предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать ребусы |
17 | Повторение и закрепление пройденного | Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов | Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений. Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь читать слова, предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать ребусы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование 1 класс обучение грамоте
обучение грамоте Школа России...
Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...