Возможности ИКТ в дошкольном образовании
статья
Консультация для педагогов. Материал раскрывает проблемы внедрения ИКТ в образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya_ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности ИКТ в дошкольном образовании
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса.
По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
-повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
-обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
-обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
-повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне.
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания.
ИКТ в образовании
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
-использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
-использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
-использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Анализ технических средств на базе ИКТ
К техническим средствам на базе ИКТ относятся:
-компьютеры;
-мультимедийные проекторы;
-интерактивные (электронные) доски;
-планшеты;
-сканер;
-принтер;
-цифровой фотоаппарат;
-видеокамера;
-мультимедийное оборудование и пр.
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:
-составлять списки детей;
-собирать сведения о родителях;
-вести диагностику развития детей;
-создавать различные бланки документов;
-оформлять родительские уголки;
-делать консультации и рекомендации для родителей;
-создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.
Проблемы внедрения
информационно-коммуникативных технологий
в образование
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.
Наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов - овладение педагогами новыми для них формами работы.
Проблемы и недостатки применения ИКТ в ДОУ
Самая важная проблема в применении ИКТ заключается в том, что педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. А так же:
-Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации;
-Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты и стенды оформляются редко;
-Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок;
-У большинства педагогов нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ;
-Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий;
-Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его использованию;
-Не часто, но используется видеокамера, и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной;
-Недостаточная методическая подготовленность педагога;
-Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
-Бесплановость, случайность применения ИКТ.
Анализ данной ситуации позволяет выявить ряд противоречий между:
-потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
-желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
-неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
-возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
-потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
-существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Использование возможностей ИКТ
в образовательном процессе способствует:
-активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости детей;
-достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
-повышению уровня комфортности обучения;
-повышению активности и инициативности детей
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.
Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
Особые требования по использованию компьютера в работе с детьми
Использование ИКТ в работе с детьми регламентируется Инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ:
-Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю;
-Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут;
гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности;
-Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей;
-Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса;
-Категорически запрещается использование ИКТ, построенных на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оздоровительных возможностей музыки в дошкольном образовании
Тезисы к Городской научно-практической конференции "Современное образование: традиции и инновации" (Москва, ГБОУ СПО ПК №5, 2011)...
Памятка. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность образовательных требований к дошкольному образованию».
В этой памятке раскрывается структура ФГОС ДО, его влияние на развитие деятельности ДОУ, подходы к реализации....
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....
Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивног...