Тренинговое занятие направленное на формирование мягких навыков «Soft Skills», «Работаем в команде»
план-конспект занятия (7 класс)
Цель тренинга: сплочение коллектива обучающихся, развитие мягких навыков «Soft Skills».
Задачи тренинга:
- Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений;
- формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;
- развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_podrostkov_rabotaem_v_komande.docx | 78.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие направленное на формирование мягких навыков «Soft Skills», «Работаем в команде»
Цель тренинга: сплочение коллектива обучающихся, развитие мягких навыков «Soft Skills».
Задачи тренинга:
- Создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего потенциала подростков и стимулирование их личностных изменений;
- формирование хорошего социально-психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;
- развитие коммуникативных навыков.
Возраст участников: 14-15 лет Материалы для тренинга:
- Цветные карандаши и простые карандаши.
- Лепестки (заготовки) из цветной бумаги.
- Ручки.
- Обруч.
- Канат.
Примечания по проведению тренинга: длительность каждого упражнения и обсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников принимать активное участие в тренинге. Задача педагога-психолога создать максимально комфортные условия для подростков, и конечно мотивация подростков и поддержка.
Ход тренинга
- Приветствие участников тренинга.
- Информация о цели тренинга
- Принятие правил группы на тренинге.
Правила:
- Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь.
- Говорить по одному.
- Уважать чужое мнение.
- Говорить только от своего лица
4. Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Описание
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам: 1.Поздороваться с помощью рук.
2.Побороться руками. 3.Помириться руками.
4.Выразить поддержку с помощью рук. 5.Пожалеть руками.
6.Выразить радость. 7.Пожелать удачи. 8.Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально- психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение
Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Игра «Поменяться местами»
Цель игры: снятие напряжения и волнения у учащихся, возможность узнать дополнительную информацию друг о друге, создание положительного настроя.
Описание
Убирается один стул и ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто (или у кого)…», и называет любой вариант или признак, который подойдет к большинству участников, все у кого есть, названное ведущим меняются местами, не договариваясь друг с другом. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и всё повторяется, но варианты или признаки не должны повторяться.
Обсуждение
Кто, что о ком запомнил, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили и т. д.
Игра «Круг с карандашами»
Цель игры: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с
движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Подготовка
Для игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.
Описание
Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5.Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).
Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).
Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?
Игра «Рулет»
Цель игры: развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности.
Подготовка
Для игры нужен канат или прочная веревка длиной 6—7 м, если в группе более 14 человек — 2 каната.
Описание
Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами.
Обсуждение
Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему, кто был лидером и руководил передвижением.
Упражнение «Сквозь кольцо»
Цель упражнения: координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Описание
Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (при отсутствии такового можно воспользоваться подручными материалами, изготовив кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т. п.). Задача участников: не размыкая рук,
«просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение
Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?
Завершающее упражнение «Наши цветы»
Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в процессе тренинга, чувство единства.
Время: 10 минут.
На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому участнику раздается по три разноцветных лепестка.
В центре первого кружка пишется «Я узнал(а), что…» и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет общее впечатление, например, «Я узнал(а), что мои одноклассники…»; «Будет здорово, если мы…» и т.д.
Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток по краю кружка, чтобы получился цветок.
Завершение тренинга.
Рефлексия участников тренинга, какие эмоции, впечатления в целом от тренинга, что понравилось, а что не понравилось и т. д. Обратная связь психолога, подведение итогов тренинга, пожелания участникам. Затем все участники вместе с психологом встают в круг, держась за руки, все вместе произносят: «Спасибо!».
Литература
- Гревцов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ ил. Т. Бедаревой. – СПб.: Питер, 2008.
- Гревцов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание - СПб.: Питер,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов
В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...
Формирование системы гибких навыков (soft skills) в образовательном процессе
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками...
Статья "Потенциал предмета ОДНКНР для формирования "гибких" навыков soft-skills у учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы (методический аспект)
В статье говорится о значении "гибких" навыков при формировании УУД в соответствии с ФГОС нового поколения, о возможностях предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России...
Презентация "Компетентностный подход в развитии навыков soft-skills учителей общеобразовательных школ"
Презентация к выступлению на Всероссийской конференции 23.04.2022г....
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 11 класса "Английский сегодня. Развиваем мягкие навыки (soft skills)"
Программа разработана автором и используется в 2022-2023 учебном году....