Рабочая программа воспитания 2023-2024 г.
календарно-тематическое планирование
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Коррекционно - воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2_gruppy_23-24_g.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
1.2. Нормативно – правовое обеспечение
1.3. Характеристика группы № 2 МБОУ Купинской школы - интерната № 1
2. Программа воспитательной работы
2.1. Введение
2.2. Воспитательные цели задачи
2.3. Приоритетные направления воспитательной работы
2.4. Принципы воспитательной работы
2.5. Мониторинг воспитательной работы в группе
2.6. Сроки реализации программы
2.7. План реализации программы
Литература
Приложение
- Пояснительная записка
- Введение
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Коррекционно - воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих блоков:
1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;
2 блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компетентным элементом, а окружающей сферой;
3 блок - социально-бытовая ориентация и профессионально трудовая подготовка посредством развивающих занятий;
4 блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки).
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспитательнно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый в отношении детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий интеграции в социум.
1.2. Нормативно – правовое обеспечение
Международные документы: Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные документы: Конституция РФ (ст.43), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124; Закон РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120;
Кодексы РФ: Гражданский, Семейный, Уголовный.
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
«Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».
«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
Постановление правительства РФ «О типовом положении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212,от 23.12.2000 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об усилении контроля за соблюдение прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии» № 2376 п.1.3 от 18.08.2000.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» № 29/01-21/1620 от 08.05.2003.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Институциональные документы: Устав образовательного учреждения, должностные инструкции, планы работы, циклограммы и графики работы.
Инструктивные документы: Рекомендации Министерства образования Новосибирской области по организации образовательного процесса с 1 сентября 2020 года в образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области; рекомендации администрации Купинского муниципального района и управления образовательными учреждениями.
- Характеристика группы № 2
МБОУ Купинской школы-интерната № 1
Группа вновь сформирована из воспитанников 7-9 классов, состоит из 9 человек, в возрасте 14-16 лет. В группе 3 девушки и 6 юношей. Подростки, воспитывающиеся в группе прибыли из разных мест 3 человека - Баганский район, 1- человек Карасукский район, 2 человек – Купинский район, 1- человек Татарский район, 2 человека – Чистоозерный район. Подбор детей в группу происходил по возрастным критериям. В группе воспитываются подростки из различных семей: многодетные семьи - 3 человека; неблагополучные семьи -2 человек, неполные семьи - 2 человек, приемные семьи – 2 человек, опека – 1 человек. По результатам ПМПК все воспитанники имеют диагноз (ЗПР). По результатам диспансеризации 8 воспитанников отнесены к третьей основной группе здоровья 1 воспитанник имеет ограничения.
Группа учебно-дисциплинирована, все воспитанники группы успевают. Все воспитанники активно участвуют в школьной жизни. Воспитанники группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими ребятами школы. Все воспитанники обучающиеся в 8-9 классе охвачены профессиональной подготовкой.
- Программа воспитательной работы
2.1. Введение
Программа воспитательной работы составлена на основании анализа состава воспитанников группы. В программе учтены особенности здоровья воспитанников, а так же их возрастные, умственные, физические и индивидуальные особенности. Программа воспитательной работы разработана с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Главной целью, которой является определение и реализация приоритетов государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающей воспитание личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа РФ, межкультурное взаимопонимание и уважение. В программе учтена Стратегия развития школы-интерната, цель которой успешная социализация детей в современном обществе. Для реализации основной цели Стратегии школы-интерната в ней создан Сервис – центр, который выполняет комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области. В рамках реализации Стратегии школа-интернат участвует: в мероприятиях и акциях проводимых Российским движением школьников (РДШ) — общественно-государственной детско-юношеской организацией, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Школа включена в Национальный проект «Образование» Современная школа, одной из задач которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
2.2. Воспитательные цели задачи
На основании выявленных особенностей и индивидуальных потребностей детей и с учетом направлений деятельности школы-интерната были определены цель и задачи воспитательной работы в группе на 2023-2024 учебный год.
Цель: создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных, личностных, творческих качеств воспитанников, их социальной адаптации и интеграции в общество, профессиональному самоопределению на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода.
Задачи:
1. Изучить личностные качества воспитанников, выявить их потребности в различных видах деятельности, поддержать творческую и общественную активность.
2. Создать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения воспитанников.
3. Способствовать развитию навыков социально-адаптивного поведения воспитанников, саморегуляции, самореализации и профессионального самоопределения личности.
4. Создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала каждого ребенка.
5. Создать условия для личностного развития воспитанников.
2.3. Приоритетные направления воспитательной работы
При разработке содержания программы воспитательной работы в группе, основных её направлений, руководствовались Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, положениями личностно-ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности каждого ребенка. Воспитательная работа с воспитанниками группы осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности, предпрофессионального и профессионального образования, занятий в объединениях дополнительного образования. Основными ориентирами воспитательной работы в группе становится формирование гармоничной личности, успешная социализация и профессиональное самоопределению воспитанников. Достижению данных ориентиров способствует: привлечение воспитанников к участию в мероприятиях и акциях проводимых Российским движением школьников (РДШ); профессиональное образование на базе Сервис центра; урочная, внеурочная деятельность и дополнительное образование в рамках Национального проекта «Образование» Современная школа. Воспитательная работа ведется по 7 направлениям, отраженных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и имеет свое специфическое содержание, обусловленное индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- Гражданское и патриотическое воспитание
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- формировать ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- формировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Новосибирской области и Купинского района;
- повышать интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- воспитывать уважительное отношение к национальному, культурному и историческому наследию, к русскому языку как к государственному и языку межнационального общения; воспитывать любовь к школе, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины.
- Духовно - нравственное развитие
Цель: формирование у воспитанников ценностных представлений о морали, о понятиях добра и зла, истины и лжи, справедливости, милосердия, проблемах нравственного выбора, достоинства, любви.
Задачи:
- воспитывать у детей чувство достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям, чувство коллективизма и солидарности;
- формировать у воспитанников представления о нравственном выборе и ответственности, о милосердии и сострадании к людям, испытывающим жизненные трудности;
- формировать у детей представления о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур.
- Приобщение детей к культурному наследию
Цель: воспитание ценностного отношения к культурному наследию.
Задачи:
- приобщать воспитанников к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- формировать представления об эстетических идеалах и ценностях, собственные эстетические предпочтения в области культуры;
- формировать интерес к чтению, произведениям искусства, выставкам.
- Физическое развитие и культура здоровья
Цель: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм.
Задачи:
- формировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности;
- осуществлять профилактику вредных привычек;
- углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдать правила гигиены;
- содействовать осмыслению необходимости двигательной активности;
- привлекать детей к участию в спортивно-массовой работе.
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к труду, к человеку труда, творческой личности, стремления приносить пользу людям.
Задачи:
- формировать у воспитанников знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации, практической подготовки к социальной жизни и труду, навыки трудовой коллективной деятельности;
- воспитывать у детей такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;
- формировать навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность трудиться;
- содействовать профессиональному самоопределению, приобщать детей к социально-значимой деятельности;
- развивать у детей психологическую культуру, учить приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер.
- Экологическое воспитание
Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к сохранению природных ресурсов региона, страны, планеты.
Задачи:
- формировать у детей ответственное отношение к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
- формировать у воспитанников экологическую культуру, навыки безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- развивать у детей стремление, направленное на сохранение окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к животным, растениям, всем формам жизни.
2.4. Принципы воспитательной работы
Принципы воспитательной работы составляют систему, они тесно взаимосвязаны и реализуются комплексно.
Воспитательная работа в группе основывается на следующих принципах:
Принцип целеустремленности и общественной направленности. Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.
Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и др. направления воспитания. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности.
Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует прежде всего такой организации воспитательной работы в группе, которая способствует активизации деятельности воспитанников, имеет для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки группы и школы.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.
Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.
Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив также сохраняет свое значение в специальной (коррекционной) школе. Практический опыт и специальные исследования показывают возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах детей и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива
Принцип сознательности и активности. Для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы воспитанники проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение детьми норм морали.
Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.
Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффективного, гарантированного воспитания.
Принцип учета возрастных, индивидуальных и типологических особенностей воспитанников. Необходимо при выборе содержания, методов, форм организации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности воспитанников. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ученику.
Принцип опосредованности, неявности педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности.
Принцип единства уважения и требовательности к личности воспитанника. Заключается в необходимости подхода к каждому из воспитанников с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у них положительных качеств. Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к воспитанникам, должны последовательно усложняться по мере развития детей.
Принцип параллельного действия. Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех структур и работников школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве требований.
2.5. Мониторинг воспитательной работы в группе
Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.
Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.
Разработанные критерии оценки уровня воспитанности и социализации воспитанников включают в себя: наблюдение, исследование, разнообразные формы и методы работы с воспитанниками, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения.
Диагностика проводится по определенным методикам, в том числе методикам С. Розенцвейга, А. Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми для нашей группы явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.
Критерии оценки уровня воспитанности и социализации воспитанников:
- Санитарно-гигиенические навыки.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
1. Применять доступные приемы закаливания организма.
2. Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами и т.д.)
3. Стирать и гладить свою одежду.
4. Пользоваться приемами депиляции.
5. Владеть навыками интимной гигиены.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях воспитанников, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
- Личностное развитие.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
1. Понимать свой статус гражданина.
2. Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».
3.Правильно использовать способы самовыражения.
4. Владеть навыками адекватного социального поведения:
- выполнять правила общепринятых норм этикета;
- Владеть основными формами речевого общения.
5. Ставить цель и находить пути ее реализации.
При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование; письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.
- Межличностные отношения.
Воспитанник школы-интерната должен уметь:
1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.
2. Избегать конфликтных ситуаций.
3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).
4. Определять настроение партнера по общению.
5. Строить интимно-личностные отношения.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе различных видов контактов воспитанников. Для целостного представления о поведении воспитанников при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.
- Профессиональная ориентация.
Воспитанник должен:
- Понимать необходимость приобретения профессии.
- Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
- Знать основы производственных отношений
2.6. Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 2023 – 2024 учебного года.
2.7. План реализации программы
План реализации программы воспитательной работы в группе составлен на основе целей и задач воспитательной работы, с учетом направлений деятельности школы-интерната и мероприятий и акций проводимых Российским движением школьников. План реализации программы воспитательной работы в группе разработан по направлениям помесячно и представлен в виде таблицы (Прил. 1).
При необходимости в план реализации программы воспитательной работы могут быть внесены необходимые изменения.
Литература
- Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
- Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
- Худенко Е.Д. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2011. – 311с.
- Худенко Е.Д. – М.: АРКТИ, 2007. – 312с.
Приложение №1
Перспективный план
воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
группы № 2 МБОУ Купинской школы-интерната № 1
Введение
План воспитательной работы группы составлен в соответствии с программой воспитательной работы в группе. В плане воспитательной работы группы учтены индивидуальные особенности и потребности воспитанников группы, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития школы-интерната, мероприятия и акции, проводимые Российским движением школьников.
План воспитательной работы направлен на достижение цели воспитательной работы в группе: «создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных, личностных, творческих качеств воспитанников, их социальной адаптации и интеграции в общество, профессиональному самоопределению на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода».
План воспитательной работы позволяет решить задачи, поставленные для достижения цели воспитательной работы: изучить личностные качества воспитанников, выявить их потребности в различных видах деятельности, поддержать творческую и общественную активность; создать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения воспитанников; способствовать развитию навыков социально-адаптивного поведения воспитанников, саморегуляции, самореализации и профессионального самоопределения личности; создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала каждого воспитанника; создать условия для личностного развития воспитанников.
Направления воспитательной работы
- Духовно-нравственное развитие
С Е Н Т Я Б Р Ь | Дата | Тема | Коррекционно-развивающие цели | Формы и методы проведения занятия | Практическая деятельность детей |
1 неделя | Сбор группы. | Создание условий для лучшего и быстрого взаимодействия Ознакомление с правилами группы. | Беседа Рефлексия | Упр-е «Снежный ком» Упр-е «Импульс» Упр-е «Созвучие» Упр-е «Угадай, кто это?» | |
2 неделя | День солидарности в борьбе с терроризмом. | Создание условий для формирования таких качеств личности как толерантность; знания и умения поведения в критических ситуациях. | Беседа Презентация «Беслан» | Памятка правил поведения в критических ситуациях. Ответить на вопросы анкеты | |
3 неделя | Как уметь помощь другому? | Создание условий для развития рефлексии учащихся | Приветствие. | Упр-е «Двадцать я» | |
4 неделя | Хороший ли я друг: я чувствую, я хочу, я желаю Мне часто трудно понять моих друзей, но я стараюсь... Я могу, я намерен… | Помочь понять воспитанникам свое я, учить соотносить свое мнение с мнением других детей. Коррекция эмоционально – волевой сферы, межличностных отношений. | Приветствие. Беседа. Диалог. Рефлексия. | Упр-е «Я – известная персона» | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя | Как сделать приятное людям? Нежность и теплота к людям Проблемная ситуация: "Мы в магазине" . День Учителя. | Развитие навыков общения. Коррекция межличностных отношений. Коррекция эмоционально – волевой сферы, межличностных отношений. Воспитание уважения к труду учителя. | Приветствие Беседа. Диалог Релаксационная пауза Конфликтная ситуация: "Продавец мне ответил грубо…" Подведение итогов. Творческая работа | Упр-е «Бусинки». Упр-е -игра «Мы в магазине». (покупка продуктов на неделю, исходя из определенной суммы)
Изготовление открытки. Составление текста поздравления. |
2 неделя | Хорошее во мне и других Мое поведение и отношение ко мне окружающих
| Развитие групповой сплоченности. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений. | Приветствие. Постановка познавательной задачи. Беседа. Коллективная деятельность. Релаксация. Заключительная беседа. | Упр-е «Я – известная персона» Ситуационная игра | |
3 неделя | Ощущаю ли я себя юношей? Мои Претензии. Чего я хочу? Умею ли я общаться с «колючим человеком»? | Коррекция сознания по отношению к статусу мужчины в обществе; развитие навыков познавательной активности Создать условия для обращения подростков к своему опыту общения. Создание условий для анализа учащимися собственного опыта общения | Приветствие Беседа с элементами игры Рефлексия | Упр-е «Час общения» Упр-е «Диктат» Упр-е «Я – известная персона» Ситуационная игра: «Мы в незнакомой компании» | |
4 неделя | Безопасность в сети Интернет. | Уточнить представления детей об Интернете: значение, назначение, навыки, правила и законы. Этика общения в социальных сетях. | Вводная беседа. Правила. Практическая работа. | Работа по карточкам. Ситуационная игра | |
Н О Я Б Р Ь | 2 неделя | Взаимоотношения между членами семьи. Что такое «коммунальные услуги»? | Продолжать уточнять представления детей о родственных отношениях, их роли в семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.. Дать понятие «коммунальные услуги», для чего они необходимы. | Вводная беседа Беседа о семейных отношениях. Составление таблицы родственников. | Работа с пословицами Работа по карточкам. |
3 неделя | Искусство общения | Способствовать развитию эмпатии, установлению доверительных отношений через телесный контакт; создать условия для обучения навыкам эффективного общения. Коррекция личностных отношений. | Разминка Работа по теме Итог занятия. Рефлексия. | Упр-е «Странный город» Упр-е «Разговор через стекло» Упр-е «Испорченный телефон» | |
4 неделя | День матери. | Воспитание любви и уважения к матери, женщине. | Приветствие Беседа Создание проблемных ситуаций Рефлексия | «Подарок для мамы» | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя | «Насколько мы добры и вежливы» | -Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Работать над выработкой положительных черт характера. Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов. | Вводная беседа Беседа Работа с презентацией рефлексия | Упр-е «Нарисуй доброту» Работа с карточками Практикум «Доброта» Игра “Не ошибись, пожалуйста” |
2 неделя | Мой характер | Коррекция сознания по отношению к своим внутренним качествам; развитие навыков самооценки. Формировать у учащихся представления о разных характерах. | Приветствие Игра Анкетирование Релаксация | Игра-ситуация «Зеркало» Диспут «С характерам рождаются?» | |
3 неделя | Галантность. Прием гостей. Знание правил этикета | Формировать у учащихся умение оценивать человека не по внешнему виду, а по его духовному (внутреннему) содержанию. Прививать этическую культуры на понятном языке. | Беседа Создание проблемной ситуации | Работа с раздаточным материалом | |
4 неделя | Подарки-символы. | Научить правильно выбирать и преподносить подарки. Коррекция эмоциональной сферы. | Беседа по теме Ситуация: «Я выбираю Вам подарок...» | Игра «Внимателен ли я к своему другу? Хорошо ли я знаю его вкусы?» | |
Я Н В А Р Ь | 3 неделя | Я и другие | Формирование толерантных отношений друг к другу. Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям. Показать детям значимость отношений между людьми. Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу. | Вводная беседа Работа в группах Обсуждение ситуаций рефлексия | Ситуация: «Мне кажется. я не такой, как другие» Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?» |
4 неделя | Речь как основное средство общения. | Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | Вводная беседа Тестирование рефлексия | Практикум «Умение вести диалог». Упр-е «Слушай внимательно» | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя | Знакомый, приятель, товарищ, друг. | Коррекция сознания детей по отношению к другим воспитанникам; развитие навыков анализа. | Тест-беседа Пословицы и поговорки о дружбе рефлексия | Тест-лист «Куда бы я пошел с …» «Чем бы я поделился с…» |
2 неделя | Неуверенность и страхи | Создать условия для определения эмоционального компонента неуверенности в себе и уровня социальных страхов, связанных с проблемами в отношениях | Вводная беседа | Упр-е «Я так боюсь, а многие этого не боятся» Диалог «Самый страшный момент в моей жизни» | |
3 неделя | Престижные профессии и мои реальные возможности. | Коррекция мышления; развитие навыков самостоятельного принятия решений | Беседа с использованием кинофрагментов и иллюстративного материала | Проблемная ситуация: «Почему я не смогу стать... (балериной. манекенщицей. менеджерами т.д.) | |
4 неделя | Что такое патриотизм? Встреча с воинами, побывавшими в "горячих точках" | Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу. Раскрыть значение слова «патриот». Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории. | Вступительное слово. Информационный блок. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?» Выводы. Заключительное слово. | Работа с эпиграфом Игра «Соты» | |
М А Р Т | 1 неделя | Международный женский день. Чаепитие для наших девушек. | Коррекция межличностных отношений; воспитание уважения к женщине. | Беседа, обсуждение, работа в подгруппах | Приготовление угощения для девочек |
2 неделя | Дружба и любовь. | Способствовать формированию понятия «любовь»; показать нравственно-духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях» создать условия для осознания и понимания детьми понятия «любви»; способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся через обращение к художественным образам, поддерживать и укреплять психическое здоровье детей. | Вступительное слово
Обсуждение чувств и поступков Итог занятия | Диспут «Вот эта барышня, что я влюблен...» Игра с колокольчиком | |
3 неделя | «Гражданка» агрессия | Коррекция недостатков характера – агрессивности; развитие навыков самоконтроля. | Актуализация опорных знаний Беседа по осмыслению определения Релаксация | Работа с тематическими карточками | |
А П Р Е Л Ь | 1 неделя | 1 апреля — «День смеха» | Способствовать расширению кругозора детей; коррекция эмоциональной сферы. | Беседа Просмотр презентации | Конкурс «Смеяться разрешается» |
2 неделя | Земля просит защиты у людей | Формирование у учащихся целостного восприятия мира; побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора. | Интеллектуально-познавательный воспитательский час | ||
3 неделя | Я – ты – вы - общение | Формирование взаимного интереса на основе коррекции неприязни; пренебрежительного отношения друг к другу; развитие навыков общения | Тренинг | ||
4 неделя | Установление контактов | Способствовать расширению круга друзей и знакомых, приобретению ими социальных навыков, установлению деловых контактов; коррекция межличностных отношений | Вводная беседа Разминка Работа по теме Итог | Упр-е «Приветствие» Упр-е «Сбор фраз для контакта» | |
М А Й | 1 неделя | Кривое зеркало | Развитие навыков самооценки; коррекция сознания по отношению к своим внутренним качествам. | Решение ситуативных задач. Дискуссия. | |
2 неделя | Лидеры и я
| Коррекция отрицательных черт характера – неуверенности, завышенной самооценки; развитие навыков анализа и самооценки. | Введение в тему Работа по теме Разминка рефлексия | Упр-е «Ах, какой ты молодец», «Я уверен в себе если…» Упр-е «Оцени себя» | |
3 неделя | Уверенность в конфликтных ситуациях | Коррекция воли на основе упражнений по формированию волевых качеств – выдержки, самообладания; развитие навыков анализа, классификации и обобщения | Организация начала занятия Работа по теме Рефлексия | Упр-е «Сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор» Ролевая игра | |
4 неделя | Итоговое занятие | Подведение итогов занятий. Рефлексия собственного достижения. Оказание психологической поддержки друг другу. | Приветствие Беседа Рефлексия Прощание | Упр-я «Прощальный подарок», «Рисуем пожелания», «Чемодан». |
- Гражданское и патриотическое воспитание
Дата | Тема | Коррекционно-развивающие цели | Формы и методы проведения занятия | Практическая деятельность детей | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 неделя | Составление графиков дежурств. Распределение обязанностей. | Развитие навыков коллективной деятельности; коррекция застенчивости, равнодушия. | Коллективная творческая деятельность. | |
2 неделя | «Закон и общество. Взаимоотношения России с другими странами». | Коррекция внимания; развитие навыков запоминания; формирование интереса. | Инструктаж. | ||
3 неделя | «Трудовое законодательство. Президент – правитель, защитник интересов России в мире» | Коррекция концентрации внимания; формирование нормативных моделей поведения, интереса. | Рассказ – беседа. | ||
4 неделя | «Мои права и обязанности по Конституции РФ». | Коррекция вербальной памяти; развитие навыков монолога и диалога. | Беседа. | Решение ситуативных задач. | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя | «Кто и как охраняет и защищает граждан? Уголовное законодательство. Кража». | Развитие чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к своему правовому статусу. Сформировать четкие представления об уголовной ответственности, уточнить понятие «кража». Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Беседа – рассуждение. Работа над формированием понятия»кража». Рефлексия | Работа по карточкам |
2 неделя | «Уголовное законодательство. Хулиганство. Еще раз о полиции». | Развитие чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к своему правовому статусу. | Дискуссия. Решение ситуативных задач. | ||
3 неделя | «Семейное законодательство» | Формирование чувства ответственности; коррекция сознания по отношению к семье. | Беседа. Решение проблемной ситуация: «Люди и обстоятельства». | ||
4 неделя | «Паспорт – основной документ гражданина России». | Знакомство с основными документами гражданина РФ; коррекция отношения к своему статусу. | Беседа – рассуждение. Просмотр видеоматериалов. | ||
Н О Я Б Р Ь | 2 неделя | Что такое уголовная ответственность? | Развитие навыков суждения, умозаключения; коррекция мышления. | Беседа. Деловая игра. | |
3 неделя | День народного единства. | Воспитание патриотических чувств, чувства любви и уважения к своему народу. | Беседа. Видеоматериал. | Участие в празднике. | |
4 неделя | За какие преступления, деяния наступает уголовная ответственность? | Коррекция слухового восприятия (слушают, отвечают); формирование навыков гражданского самосознания. | Заседание круглого стола с участием социального педагога. | Анкетирование. | |
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя | День неизвестного солдата. | Воспитание патриотизма, уважения к воину-защитнику. | Беседа. Видео и интернет ресурсы. | Поиск информации в интернете. |
2 неделя | Мужество. Трусость. Чувство Родины. День героев отечества. | Коррекция качеств личности – трусости; развитие чувства чести, чувства родины. | Беседа – викторина. | ||
3 неделя | Честь. Нравственный облик человека. | Дать понятие – что такое «честь»; коррекция нравственного облика воспитанника. | Деловая игра. | ||
4 неделя | Всеобщая Декларация прав человека. | Развитие навыков запоминания; коррекция сознания детей по отношению к своему правовому статусу. | Инструктаж. | Анкетирование. | |
Я Н В А Р Ь | 3 неделя | «Закон о труде, трудовой договор, контракт». | Коррекция мышления на основе установления логических связей; развитие навыков работы с дидактическим материалом, развитие навыков общения. | Деловая беседа. Работа с раздаточным материалом. | Проигрывание проблемных ситуаций. |
4 неделя | «Крещенские морозы». | Развивать интерес к своей Родине, ее особенностях, обычаях; коррекция мышления. | Беседа, работа с иллюстративным материалом. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя | Обращаюсь в милицию | Коррекция мышления на основе упражнений на выработку мотивов действий; отработка моделей поведения в определенных ситуациях. | Водная беседа Работа с карточками рефлексия | Моделирование ситуаций |
2 неделя | Особенности проживания в общежитии | Коррекция поведения детей в различных ситуациях; развитие толерантности. | Инструктаж-практикум. | ||
3 неделя | 23 февраля – День вооруженных сил | Коррекция мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданственности. | Праздничная программа. | Разучивание стихов к празднику | |
4 неделя | «Я и общество» - понятие декларация, ООН, статус. | Развитие навыков суждения, умозаключения; коррекция мышления. | Деловая игра. | ||
М А Р Т | 1 неделя | Мое, чужое, общее | Коррекция недостатков характера – жестокости, халатности; развитие навыков классификации и обобщения. | Постановка проблемы Диспут. Работа в микрогруппах Итог. Рефлексия. | Работа с таблицами |
2 неделя | Забота государства о здоровье своих граждан | Коррекция мышления; формирование нормативных моделей поведения; развитие навыков суждения. | Беседа – инструктаж. | ||
3 неделя | Забота государства о стариках и инвалидах. | Коррекция мышления; формирование самостоятельности. | Беседа – диалог. | ||
А П Р Е Л Ь | 1 неделя | Правила дорожного движения закон (для водителя и пешехода). | Коррекция мышления; формирование навыков адекватного отношения к своему здоровью. | Беседа с элементами рассуждения. | |
2 неделя | Право человека на свободу вероисповедания». «История космонавтики» | Коррекция мышления; развитие навыков осмысленного запоминания. Коррекция слухового восприятия на основе концентрации внимания; формирование навыков анализа. | Беседа. Работа с иллюстративным материалом. Презентация | Анкетирование Викторина «Что я знаю о космосе» | |
3 неделя | Порядок приема в училища, колледжи, вузы и т.п. | Коррекция мышления; формирование самостоятельности принятия решений. | Беседа с элементами обсуждения. | ||
4 неделя | Всероссийский субботник «Участие – мой гражданский долг». | Коррекция образа мышления; развитие навыков анализа, обоснования. | Работа на территории школы, интерната. | ||
М А Й | 1 неделя | Праздник Весны и Труда. | Коррекция мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданственности. | Праздничное торжество. | Разучивание стихов. |
2 неделя | Армия вчера, сегодня, завтра. Государственный праздник 9 Мая – День Победы. | Формирование нравственных качеств – патриотизма, гражданственности; коррекция образа мышления. | Беседа – диалог. | Просмотр презентации | |
3 неделя | «Мои дела и поступки как человека и гражданина. | Диагностика теоретических знаний воспитанников по темам данного раздела. | Тестирование. | ||
4 неделя | День защиты детей – Международный день. | Коррекция вербальной памяти; развитие навыков монолога и диалога. | Беседа с элементами обсуждения. |
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
С Е Н Т Я Б Р Ь | Дата | Тема | Коррекционно-развивающие цели | Формы и методы проведения занятия | Практическая деятельность детей |
1 неделя | Мои жизненные планы: перспективы и возможности. Составление графиков дежурств. Распределение обязанностей. | Убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении. | Сообщение темы. Вводная беседа. Диалог Рефлексия Заключительная беседа. | Упражнение на внимание « Найди отличие» Анкета «Куда ты пойдешь учиться после школы». | |
2 неделя | Перспектива жизни и эмоциональные переживания Карта моей будущей жизни: как пережить неуспех? | Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка. Коррекция эмоциональной сферы. | Вступительная беседа Чтение стихов о профессиях. Загадывание загадок о профессиях Анкетирование. | Игра «Доскажи профессию» | |
3 неделя | Результат труда: мои цели и намерения в будущем. Что такое экономика? | Ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации. | Активная лекция по теме. Свободная анкета для сбора первичных данных. | Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия» | |
4 неделя | Работа и профессиональные навыки и знания во временной перспективе. Права и обязанности потребителя | Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них. Дать знания о правах и обязанностях потребителя (Закон о правах потребителей); коррекция межличностных отношений | Ввод в тему Постановка проблемных ситуаций Беседа по теме Рефлексия | Игровые методики «Самая-самая …», «Угадай профессию». | |
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя | Субординация | Коррекция отрицательных черт характера – непослушание, недисциплинированности; формирование и развитие навыков анализа, обобщения. | Актуализация опорных знаний. Работа над темой. Беседа Итог | Решение ситуативных задач Работа с раздаточным материалом |
2 неделя | Высокая оплата труда — наиболее полное удовлетворение потребностей; моя самооценка возможностей | Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам. Коррекция мышления через осознание соответствия вложенного труда и его оплаты. | Решение ситуативных задач. | Решение нестандартных задач | |
3 неделя | Твое рабочее место | Коррекция отрицательных черт характера –неаккуратности, расточительности; развитие эстетического вкуса. | Мотивация беседы Работа в микрогруппах Беседа | Творческая работа | |
4 неделя | Деньги. Бюджет семьи. | Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики. Коррекция мышления. | Организационный момент Беседа по теме Итог | Ролевая игра «Источники доходов семьи». Решение задач | |
Н О Я Б Р Ь | 2 неделя | Цена товара и его качество | Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики. Коррекция сознательного отношения к материальным ценностям на основе анализа и синтеза. | Рассказ-беседа, практические упражнения. | Сюжетно-ролевая игра «магазин» |
3 неделя | Налоги. Потребление и накопление. | Продолжать формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики. Коррекция мышления. | Беседа – рассказ. | ||
4 неделя | Личная и частная собственность. | Формирование знаний о разных видах собственности; коррекция навыков суждения, умозаключения. | Рассказ педагога. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя | Виды пенсий, пособий, дотаций. Где хранят деньги? | Коррекция мышления; развитие навыков анализа, обобщения. | Инструктаж – практикум. | Работа с раздаточным материалом. |
2 неделя | Служебные обязанности и их исполнение | Коррекция воли; формирование чувства ответственности; развитие навыков партнерских отношений | Индивидуальная работа Тематическая беседа Итог | Решение ситуативных задач | |
3 неделя | Предпринимательство. Затраты на производство. | Ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития. Коррекция мышления на основе установления логических связей. | Рассказ-беседа, практикум. | Работа с раздаточным материалом. | |
4 неделя | Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он? | Формирование у воспитанников свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности. Коррекция воли. | Беседа с элементами игры. | ||
Я Н В А Р Ь | 3 неделя | «Порядок устройства на работу». | Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. Коррекция активно-волевой сферы. | Вступительное слово Беседа Работа в подгруппах Итог | Инсценировка: устройство на работу через биржу труда |
4 неделя | «Построение картин будущего: профессия и я» | Продолжать расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях. Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка. | Тест – беседа. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя | «Совет директоров и предприятия. Что это такое?». | Способствовать формированию деловых качеств. | 1. Наблюдение 2. Анкетирование | |
2 неделя | «Охрана и предприятие; транспортная служба». | Расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам. | Беседа. | Упражнения на развитие мышления | |
3 неделя | «Трудовая дисциплина». | Коррекция активно-волевой сферы; формирование чувства уверенности, самостоятельности; развитие навыков общения, анализа. | Деловая игра. | Ролевые и деловые игры | |
4 неделя | «Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф)». | Развитие навыков анализа; коррекция воли. | Беседа с элементами обсуждения. | Упражнения на развитие внимания : «Зеркало». | |
М А Р Т | 1 неделя | «Приготовление блюд для праздничного стола». | Формирование навыков адекватного отношения к своим товарищам; коррекция доброжелательных чувств. | Беседа; практические задания. | Выполнение практических заданий. |
2 неделя | «Моя ориентировка в мире профессий». | Дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. | Беседа – диалог; творческая лаборатория. | Анкетирование. Упражнение « угадай, кто это?» | |
3 неделя | Производственные отношения | Коррекция активно-волевой сферы на основе формирования чувства уверенности, самостоятельности. | Беседа с использованием кинофрагментов и иллюстративного материала. | Упражнения на внимание , релаксация. | |
А П Р Е Л Ь | 1 неделя | «Как выбор влияет профессии на будущее?» Последствия выбора профессии реальность и мечты: | Оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов склонностей; коррекция индивидуальных особенностей и потребностей. Коррекция воли; формирование волевого качества – целеустремленности. | Ярмарка труда. | Активизация внимания, интереса. |
2 неделя | Покупки на вещевом, продовольственном рынке. | Учить детей выбору вещей, соотносить материальные возможности и качество товара; коррекция поведения, мышления. | Беседа - диалог. Проигрывание ситуаций. | Упражнение: «Найди лишнее слово». | |
3 неделя | Звонок другу | Формировать навыки моделирования собственного поведения; коррекция речевого общения. | Тренинг. | ||
4 неделя | На почте | Коррекция образной памяти на основе упражнений на воспроизведение; развитие навыков поведения в общественных местах. | Целевая экскурсия. | ||
М А Й | 1 неделя | Продавец и покупатель: формы общения. | Формирование нравственной, эстетической культуры; коррекция поведения. | Моделирование различных ситуаций. | |
2 неделя | Ремонт мебели | Формирование у воспитанников умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных видов работ. | Работа с раздаточным материалом. | Выполнение работ по ремонту мебели. | |
3 неделя | И снова – «Мой выбор профессии» | Помочь в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, коррекция профессионального выбора, указать на противопоказания. Способствовать формированию уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии. | Беседа - инструктаж | Упражнения на внимание «Найди все буквы Ш», релаксация. | |
4 неделя | Презентация талантов | Развитие навыков коллективной творческой деятельности; коррекция отрицательного отношения к трудовой деятельности. | Творческая мастерская. |
- Приобщение детей к культурному наследию
Дата | Тема | Коррекционно-развивающие цели | Формы и методы проведения занятия | Практическая деятельность детей | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 неделя | "Бабье лето" Подбор музыки для вечера отдыха, дискотеки. | |||
2 неделя | Откуда возникли суеверия и чародейство? | ||||
3 неделя | Приметы осени Осень, музыка. живопись и мое настроение | ||||
4 неделя | Праздник «Вера, Надежда. Любовь и мать их Софья». Дни рождения в сентябре | Контроль и оценка своего поведения на дискотеке | |||
О К Т Я Б Р Ь | 1 неделя | День ангела и мое имя Эмоции и музыка | |||
2 неделя | Народная медицина | ||||
3неделя | Свадебные обряды и обычаи | ||||
Семейные обряды, обычаи. традиции. Дни рождения в октябре | |||||
Н О Я Б Р Ь | 2 неделя | Посиделки. Сказки, песни. былины. Легенды | |||
3 неделя | Национальный костюм: характер, особенности | ||||
4 неделя | Дни рождения в ноябре | ||||
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя | Встреча зимы. Зимние забавы, гулянья Что я знаю о красоте в доме? | |||
2 неделя | Новогодние Туалеты | ||||
3 неделя | Как «сделать" красоту? | ||||
4 неделя | Новый год. Дискотека | ||||
Я Н В А Р Ь | 3 неделя | Празднование Рождества на Руси | |||
4 неделя | История возникновения праздника Крещение История цвета | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 неделя | Русское зодчество | |||
2 неделя | День Снятого Валентина | ||||
3 неделя | Масленица. Исторические маскарады (гулянья. Сжигание чучела) | Сформировать четкие представления о праздновании Масленицы на Руси; познакомить с народными обрядами во время празднования Масленицы. | Организационный момент. Вводная беседа Просмотр презентаций рефлексия | Работа с иллюстрациями Разгадывание кроссворда | |
4 неделя | Дни рождения в феврале. День защитника Отечества Музыка, кино, живопись, скульптура, графика о воинской доблести | ||||
М А Р Т |
1 неделя | Великий- Строгий Пасхальный пост | Познакомить детей с понятиями «пост», «постная пища»; воспитывать бережное отношение к своему организму. | Создание проблемной ситуации Беседа по теме Закрепление полученных знаний Творческая работа | Упр-е»Попробуй и назови» Творческая работа – составление блюда |
2 неделя | Характер человека и стиль одежды | ||||
3 неделя | Рецепты старинной кухни | ||||
А П Р Е Л Ь | 1 неделя | Старинные заговоры и обряды защищающие дом. хоз-во, домашних животных | |||
2 неделя | Вербная неделя Весна в творчестве художников музыкантов, скульпторов, поэтов | ||||
3 неделя | Вечер классической музыки и танца | ||||
4 неделя | Русские обряды в произведениях живописи и музыки | ||||
М А Й | 1 неделя | ||||
2 неделя | |||||
3 неделя | |||||
4 неделя |
- Физическое развитие и культура здоровья
Период | Форма | Модуль | ||
Сентябрь | 1,2 неделя | Творческое задание «Планируем день». Исследование «Почему нужен завтрак» | Режим дня. Питание | |
3,4 неделя | ||||
Октябрь | 1,2 неделя | Исследовательский проект «Движение и здоровье» | Физическая активность | |
3,4 неделя | ||||
Ноябрь | 1,2 неделя | Творческий проект «Классный завтрак». Игровой проект «Советуем литературному герою» | Питание. Режим дня | |
3 неделя | ||||
Декабрь | 1,2 неделя | Творческое задание «Мой выходной день». Викторина Гигиена | Режим дня Гигиена | |
3,4 неделя | ||||
Январь | 1,2 неделя | Кулинарная эстафета | Питание. | |
3,4 неделя | ||||
Февраль | 1,2 неделя | Спортивный квест | Физическая активность | |
3,4 неделя | ||||
Март | 1,2 неделя | Творческий проект «Игротека» | Физическая активность | |
3,4 неделя | ||||
Апрель | 1,2 неделя | Исследование «Почему нужно чистить зубы» | Гигиена | |
3,4 неделя | ||||
Май | 1,2 неделя | Игра «Кулинарные посиделки» | Питание | |
3,4 неделя | ||||
Содержательные модули | Мероприятия | Формы реализации | ||
Физическая активность | Спортивный квест. Творческий проект «Игротека» (межпредметные связи). Исследовательский проект «Движение и здоровье» | Внеклассное мероприятие. Внеклассное мероприятие, самостоятельная работа. Внеклассное мероприятие, самостоятельная работа | ||
Питание | Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Классный завтрак». «Кулинарная эстафета». Игра «Кулинарные посиделки» | КТД. КТД, внеклассная работа, участие родителей. Внеклассное мероприятие. Внеклассное мероприятие, участие родителей | ||
Режим дня | Творческое задание «Планируем день». Игровой проект «Советуем литературному герою» (межпредметные связи). Творческое задание «Мой выходной день» | КТД. КТД. Внеклассное мероприятие, КТД, самостоятельная работа | ||
Гигиена | «Викторина Гигеи» (межпредметные связи). Исследование «Почему нужно чистить зубы» | Внеклассное мероприятие. КТД, самостоятельная работа |
- Экологическое воспитание
Направление | Мероприятие | Цель | Форма проведения |
Экология природы | Участие в акциях различных уровней | Воспитание неравнодушного отношения к проблемам окружающей среды, становление экологической ответственности как основной черты личности | 1)ежегодное участие в трудовом десанте по уборке территории и благоустройству города; 2) участие в акции «Сделаем лес чище»; |
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся | Приобретение системных знаний об экологических проблемах | 1)написание исследовательских работ экологической направленности; 2)создание творческих проектов по изучению существующих проблем. | |
Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней экологической направленности | Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | 1)выполнение творческих работ различных конкурсов | |
Изучение произведений искусства | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. | 1) посещение выставок | |
Экология здоровья | Организация и проведение классных часов | Информирование о возможных негативных явлениях, влияющих на здоровье человека | 1)классные часы о вредных привычках; 2)классные часы о правильном питании; 3)классные часы о пользе физических упражнений |
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся | Приобретение системных знаний о проблемах здоровья и факторах на него влияющих | 1)написание исследовательских работ, рассматривающих проблемы здоровья; 2)создание творческих проектов | |
Встречи с представителями различных организаций, рассматривающих и решающих проблемы здоровья | Формирование ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих | 1)встреча со школьным медицинским работником; 2)встреча в врачом-наркологом; 3)встреча с врачом-венерологом. | |
Создание творческих работ экологической направленности | Формирование активной жизненной позиции | 1)участие в конкурсах экологической направленности различных уровней | |
Экология души | Организация и проведение классных часов | Информирование о путях формирования духовности | 1)классные часы о характере; 2)классные часы о различных душевных состояниях человека (счастье, горе, удовлетворения и т.д.) |
Посещение культурных центров | Формирование чувства прекрасного | 1)посещение художественных выставок творчества; 2)посещение театров, музеев | |
Организация и проведение элективных курсов | Формирование интеллигентной личности | 1)создание программ дополнительного образования и элективных курсов | |
Создание творческих работ экологической направленности | Формирование экологии интеллектуального труда | 1) участие в конкурсах различных уровней |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2023-2024 уч.год
Рабочие программы по учебному предмету "Природоведение" в 5 классе, 6 классе и учебному плану "Биология" в 7 класе, 8 классе, 9 классе для школы для обучающихся с овз...
Готовые рабочие программы на 2023-2024 гг
Готовые рабочие программы на 2023-2024 годИнформатика 7-9 клИнформатика 10-11 клИЗО 5-11 клТехнология 5- 8 класс...
Готовые рабочие программы на 2023-2024 гг
Готовыая рабочая программа на 2023-2024 год по технологии 11 класс...
Рабочая программа воспитания 2023-2024
Рабочая программа воспитания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Рабочая программа на 2023-2024 учебный год
1. "Волшебная бумага"2. "Фантазия"...
Рабочая программа на 2023-2024 учебный год по курсу «Физическая культура» 5-9 классы
Рабочая программа на 2023-2024 учебный годпо курсу «Физическая культура»5-9 классы...