Статья "Эффективность использования образовательных технологий в деятельности педагогов"
статья

Субракова Надежда Олеговна

Взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.

Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в решении проблем ребенка.

Современный этап развития образования характеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный и воспитательный процесс.

Введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Проблема упорядочивания и систематизации педагогических технологий рассматривалась такими учеными, как В. П. Беспалько, Е. В. Руденский, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко и др.,

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации на логопедических занятиях у обучающихся начальных классов, имеющих неуспешность в учебной деятельности

        

 Надежда Олеговна Субракова

                         учитель – логопед

     ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста – основное условие их успешного обучения на логопедических занятиях.

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению. В данном случае мы понимаем под мотивацией соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения, а под мотивом направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением обучающегося к ней.

Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для обучающегося.

2. Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого обучающегося.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий обучающегося и учителя-логопеда).

4. Помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих обучающегося на правильное решение.

5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

Этой работе предшествует проведение этапа адаптации детей к школе, который является одним из условий формирования положительной мотивации.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у детей с нормальным речевым развитием формируются речевой слух и артикуляция.

Но если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не происходит, то её развитие в дальнейшем крайне затрудняется.

Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу.

Наряду с умными детьми увеличился поток обучающихся с нерезко выраженными недостатками зрения, слуха, речи, низким уровнем развития внимания, памяти, мышления, восприятия, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и просто “ленивых детей”.

Постепенно у таких школьников вырабатывается манера невнимательно, кое-как вслушиваться и вчитываться.

При чтении такие дети автоматически складывают буквы в слоги, а слоги в слова, не задумываясь над смыслом прочитанного. Им это просто неинтересно. Гораздо проще взять в руки планшет, где герой компьютерной игры даст задание и расскажет, как его выполнить.

Также в школы сейчас поступает всё больше детей с неродным русским языком. В семьях с такими детьми часто говорят на родном языке, что сводит их общение на русском языке только к общению в школе и во дворе.

Они не знают многих русских слов, но для детской игры это не помеха. А вот прочесть и понять учебный материал становится для них большой трудностью. Что. Конечно же, сказывается на неправильном выполнении заданий. Поступают замечания или негативные отметки со стороны учителя.

Для данных категорий учеников характерно снижение мотивации учебной деятельности. С этими учениками важно не опоздать, не упустить время для педагогической коррекции.

Исправление недостатков речи требует систематичности, но к 5 - 7 уроку у первоклассников, второклассников и даже учеников 3-х классов отмечается с одной стороны снижение работоспособности, с другой - повышенная эмоциональная возбудимость.

Учащиеся должны знать, что на логопедических занятиях их всегда ждут, им рады. В первую очередь надо создать благоприятный психологический климат. Логопед встречает детей с улыбкой, с добрыми словами.

Я всегда спрашиваю ребят, какое у них настроение, что интересного было на уроках. И прошу рассказать одно радостное событие. Сначала дети затруднялись ответить, что у них было хорошего. Но постепенно научились выделять хорошие моменты в своей жизни. Вспоминая и рассказывая мне приятные моменты, дети настраиваются на позитив. И начинают работу на занятии в приподнятом настроении.

Далее следует заинтересовать детей. Нужно сообщить им, что сегодня их ждёт что-то необычное. Новая игра, интересные задания, поощрительный приз. Это мотивирует их не пропускать занятия.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии.

Многим детям нравится, что в логопедическом кабинете тихо, мало ребят. Тишина способствует сосредоточению, вдумчивости. Обчающихся не отвлекают одноклассники.

Также важен для детей-логопатов темп занятия. Очень часто в классе эти дети не успевают прочесть или понять задание. В то время, как более успешные ребята уже начали его выполнять.

На логопедических занятиях педагог должен следить, чтобы все ребята поняли смысл задания. Необходимо выяснить у каждого ребёнка, готов ли он приступить к выполнению работы. Какая помощь нужна. Ребята чувствуют себя более успешными, если на каждого из них обратили внимание и помогли.

Логопедические занятия призваны помочь ученикам младших классов. Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников.

Обучающиеся привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем-логопедом задание таит в себе какую-то «загадку», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

В копилке учителей-логопедов огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти.

 Помощником школьного логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете значительно повысило возможности коррекции.

С помощью логопедических компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности.

Конечно же, компьютер в полной мере не может заменить зеркало, необходимое учителю-логопеду при коррекции звукопроизношения. Но программы заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к действиям по исправлению нарушенных звуков.

Для учащихся второго и третьего классов мотивацией является сравнение их записей в тетрадях в начале учебного года, в конце четверти, в конце года. Для учащихся четвёртых классов – уменьшение количества ошибок, улучшение отметки по русскому языку.

Некоторые четвероклассники не хотят посещать логопедические занятия, объясняя это тем, что «они не малыши». Педагогу приходится мотивировать их не разнообразием заданий и игровыми моментами, а обещанием лучших результатов, меньшими нареканиями со стороны учителя-предметника. Приходится убеждать ребят, что занятия с логопедом помогут им не снизить успеваемость по русскому языку в среднем звене. А также, что сами дети станут более грамотными.

          Применение компьютерных игр с заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в компьютерной программе “Учимся говорить правильно”, созданной при участии опытных учителей-логопедов. Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными. Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями.

Список используемых источников

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
  2. О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Сайт: 1september.ru

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...

Использование инновационных технологий в деятельности педагога-организатора

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Современный педагог-организатор должен уметь на высоком у...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач форми...