Проблемы развития инклюзивного образования в Российской Федерации
статья

Салимова София Васильевна

Аннотация. В статье раскрываются проблемы развития инклюзивного образования в России. Освещаются нормативные документы, регламентирующие организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются общие и частные вопросы, связанные с инновациями введения интегративного инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, дети – инвалиды, «особенные» дети, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход. 

Annotation. Articles reveals the problems of inclusive education in Russia. It highlights normative documents regulating the organization of education of children with special health needs. It reveals the common and frequently asked questions about innovations of integrating inclusive education into general education establishments. 

Key words. Inclusive education, children with special health needs(disabilities), inclusion, disabled children, “special” children, person-oriented approach, individual approach.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы развития инклюзивного образования в Российской Федерации

Аннотация. В статье раскрываются проблемы развития инклюзивного образования в России. Освещаются нормативные документы, регламентирующие организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются общие и частные вопросы, связанные с инновациями введения интегративного инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, дети – инвалиды, «особенные» дети, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход.  

Annotation. Articles reveals the problems of inclusive education in Russia. It highlights normative documents regulating the organization of education of children with special health needs. It reveals the common and frequently asked questions about innovations of integrating inclusive education into general education establishments. 

Key words. Inclusive education, children with special health needs(disabilities), inclusion, disabled children, “special” children, person-oriented approach, individual approach.

В настоящее время адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных и острых проблем в современном Российском образовании. Долгое время инклюзивное образование в России было закрыто от общего образования. В основном система образования была ориентирована на деление обучающихся, на обычных детей и детей – инвалидов. При этом, у детей – инвалидов практически отсутствовала возможность для реализации своего потенциала.

Неоспорим тот факт, что одним из важных прав и свобод граждан Российской Федерации является право каждого гражданина на образование, которое гарантируется основными правовыми актами нашего государства. Так,  статья 43 Конституции Российской Федерации регламентирует право каждого на образование, а также гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.  Также  инклюзивное обучение на территории Российской Федерации регулируется Протоколом №1 Европейской конвенции о защите основных свобод и прав человека, Конвенцией о правах ребенка, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральным законом «Об образовании», Конституцией РФ. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» [3, с.12].

Поэтому главной стратегией в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья стало интегрированное образование, которое позволяет включить «особенных» детей в общеобразовательный процесс и создать такие дополнительные специальные условия, которые смогут обеспечить помощь и поддержку данной категории детей и  облегчить их обучение.

Ранее в Российской Федерации, при достаточно развитой   системе специального образования, потребности в образовании у детей с особенностями развития удовлетворялись в рамках оказания социальной и медико-психологической помощи. При этом, данная система ограничивала выпускников в плане дальнейших жизненных перспектив и социальной адаптации.

Индивидуальный подход, применяемый к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен не только для данной категории детей, но и открывает возможности его применения по отношению к детям с нормальным развитием, обуславливая личностно-ориентированный подход в образовании. Присутствие детей с нарушенным развитием в отдельных классах, ведет не к интеграции их в социальную жизнь, а имеет обратный эффект и часто исключает «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в межличностном взаимодействии детей. Поэтому возникла идея внедрения инклюзивного образования, которое определяет создание среды в образовательных учреждениях, способствующей совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

Это является первым шагом, позволяющим отойти от классической системы специального образования, где было четкое разделение детей на нормальных и детей – инвалидов. Инновацией выступает тот факт, что образование признает различия между людьми как ценность и понимает каждого обучающегося, как полноправного участника образовательного процесса.

  Инклюзивное образование является разносторонней системой, которая учитывает потребности всех детей, не только с особенностями развития, но и различных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система образования подстраивается под ребёнка, а не ребёнок пытается подстроится под систему [1, с. 84]. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в образовательном учреждении полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по адаптированной индивидуальному учебному плану.

Вышесказанное определяет ряд проблемных вопросов, связанных с внедрением инклюзивного образования в систему образования Российской Федерации. Так, в частности, остается открытой проблема создания условий образовательного учреждения, которые бы удовлетворяли потребности детей с особенностями развития. Это связано, в первую очередь, с тем, что в состав группы детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ, вне специальных условий обучения и воспитания. Так же к группе детей относятся дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ указывает на то, что предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с тяжелыми нарушениями речи, (далее ТНР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, (далее ОДА); дети с задержкой психического развития, (далее ЗПР); дети с расстройствами аутистического спектра; дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями психофизического развития. Согласно, ФГОС для детей с ОВЗ обучение может быть организовано как с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях [2].

Следовательно, дискуссионным остается вопрос об организации условий в образовательных учреждениях для детей с различными ограничениями здоровья. А это предполагает наличие средств, технологического и специального оборудования в образовательных учреждениях, обеспеченность кадрами, которые имеют специальное образование, дающее возможность осуществлять сопровождение таких детей. Все эти вопросы определяют перспективы решения большого спектра вопросов о технологии внедрения инклюзивного образования, в частности при каких условиях, какими средствами, в каком объеме образовательное учреждение должно внедрять инклюзивное образование.

Безусловно, инклюзивное образование, имеет для детей с ограниченными возможностями огромные перспективы для развития. Главными из них являются возможность включения детей в социальное взаимодействие со сверстниками, что будет способствовать социальному принятию детей с особыми потребностями, повышение уровня коммуникативной компетентности и расширению возможностей для реализации способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также повышение социальной коммуникации и толерантности. Инклюзия дает возможность для всех учащихся в полном объеме принимать участие в жизни коллектива детского сада, школы, института, открывает перспективы всем обучающимся для более полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, обеспечивая взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества [4, с. 348].

Таким образом, современное развитие инклюзивного образования в Российской Федерации должно опираться на опыт интегративного образования и специализированного образования. Поскольку, это будет способствовать созданию в общеобразовательных учреждениях специальных адаптированных условий и методик, которые учитывают индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – С.83-91.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Семаго, Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. – №3. – 2009. – С. 12.
  4. Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы / И.Ю. Фролова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – №3 (76). – С. 347-350.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Пути совершенствования организации инклюзивного образования в Российской Федерации

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о возможных путях развития организации инклюзивного образования. На основе опыта Республики Казахстан. ...

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. 23 января 2014 года....

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы...

Процесс реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и ...