Игра-викторина "Устное народное творчество" (для учащихся 7-9кл. в рамках недели воспитателя) 2021-22 уч.год
методическая разработка (8 класс)
Игра-викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_2021-22g.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Игра – викторина «Устное народное творчество» для учащихся 7- 9 кл.
(в рамках недели воспитателя)
Разработали и провели: Мангасарова Н.М., воспитатель высшей категории, Камышникова Н.В., воспитатель высшей категории
р. п. Благовещенка
2021 - 2022 уч. год
Цель: формирование представлений о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.
Ход мероприятия
I. Вводная беседа
Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому; литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные сказки. В пословицах, былинах, сказках народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро, зло счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.
II. Викторина
- Ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Устное народное творчество». Сегодня соревнуются 3 команды. (Представляются команды 7,8. 9кл. и их капитаны).
7кл.- «», 8кл. - «Богатырская сила», 9кл.- «Сила русская»
Для начала давайте вспомним, какие жанры русского народного творчества вам известны?
Викторина будет проходить в довольно быстром темпе.
Она чем-то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Итак, мы начинаем!
1. Загадки
- Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? (Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)
- Есть одно условие: не кричите, не вскакивайте с мест, а поднимайте руки. Итак, начали:
7кл Голубой платок, Алый клубок
По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)
8кл.
Двенадцать братьев Друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (Месяцы.)
9кл.
Пришёл волк
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришёл -
Весь народ пошёл. (Ночь и день.)
7кл.
Поднялись ворота
Всему миру красота. (Радуга.)
8кл.
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз.)
9кл.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает. (Лес.)
7кл.
Стоит городок –
Сколько стареньких домков,
Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
8кл.
У матери двадцать деток,
Все детки — однолетки. (Наседка и цыплята.)
9кл.
Бел, как снег,
В чести у всех,
7кл.
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар.)
8кл.
И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало.)
9кл.
Утка ныряла — ныряла
И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)
7кл.
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. (Очки.)
8кл.
Без крыльев, А летит.
Без языка,
А говорит. (Письмо.)
9кл.
Под землёй
Птица гнездо свила,
Яиц принесла. (Картофель.)
7кл.
Белый тулупчик
Сшит без рубчика. (Яйцо.)
8кл.
Маленький Иван
Костяной кафтан. (Орех.)
9кл.
Без ног, а хожу,
Без рук, а указываю. (Часы.)
Ведущий: Ребята! Справились с загадками!
2. Сказки
- Следующий этап - русские народные сказки. Сказок русский народ сочинил превеликое множество, их любят и дети, и взрослые.
- А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
- Попробуем угадать, что это за сказка?
7кл.
- Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох,
Засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд
Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)
8кл.
- Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»)
9кл.
- А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)
7кл.
- Ах ты, Петя, - простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота
Выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
8кл.
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
9кл.
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
3. Конкурс «Продолжи пословицу»
Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Задание для 1 команды:
Куй железо, | ни сил, ни жизни не жалей. |
Один в поле | век учись. |
Что посеешь, | пока горячо! |
Век живи | год кормит. |
Вешний день | то и пожнешь. |
Для Родины своей | не воин. |
Задание для 2 команды:
Какие труды | а имей сто друзей. |
Не спеши языком | так и выспался |
Слов не воробей | такие и плоды. |
Как постлал | вылетит, не поймаешь. |
С кем поведешься | торопись делом. |
Не имей сто рублей | от того и наберёшься. |
Задание для 3 команды:
При солнышке тепло, | вода не течёт. |
Красна птица опереньем, | слова не выкинешь. |
Сам умирай, | один раз отрежь. |
Семь раз отмерь, | а человек уменьем. |
Из песни | а при матери добро. |
Под лежачий камень | а товарища выручай |
4. Каламбуры
Ведущий
- Ребята, вы знаете, что такое каламбур? Каламбур — это остроумная игра слов, основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии. Попробуйте и вы проверить себя, отвечая на вопросы каламбурной викторины.(Вопросы для всех, отвечает кто вперед)
1. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)
2. Где стоит вода столбом? (В бутылке, в стакане.)
3. Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
4. Отчего гусь плавает? (От берега.)
5. По чему в лес ходят? (По земле.)
6. За чем во рту язык? (За зубами.)
5. Быт, история, культура русского народа.
Ведущий
Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:
7кл. 1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
8кл. 2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
9кл. 3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)
10. Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)
11. Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)
12. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
13. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
14. Назовите имена великих русских писателей?
15. Какой русский царь любил плотничать? (Пётр1)
6. «Назови лишнее»
- Прослушайте внимательно виды устного народного творчества и назовите то, что не относится к устному народному творчеству.
7кл. Скороговорки, повести, рассказы, считалки, прибаутки, басни, заклички.
8кл. Сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, поэмы.
9кл. Поговорки, загадки, опера, романс, дразнилки, песни, частушки, небылицы, .
III. Подведение итогов
Ведущий
- Молодцы, ребята! Справились с заданиями. Подводятся итоги конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Устное народное творчество" для учащихся 6 класса
Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....
1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...
«Лучшие знатоки английского языка» викторина для учащихся 6 классов (в рамках Недели иностранных языков)
Игра проводится среди команд школы в рамках Недели английского языка среди учащихся 6 классов. Команда состоит из учащихся в количестве 6 человек. На игру команду сопровождает учитель. В данной разраб...
«Наслаждаемся английским» Лингвистическая игра для учащихся 5 классов (в рамках Недели иностранных языков)
Игра проводится среди команд школы в рамках Недели английского языка среди учащихся 5 классов. Команда состоит из учащихся в количестве 6 человек. На игру команду сопровождает учитель, который работае...
Методическая неделя воспитателей 2020-2021
Методическая неделя воспитателей 2020-2021...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...