ВОЗРАСТНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация

Материалы семинара для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadrovaya_shkola_o_detyah_s_ovz_._karlovskaya_np.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВОЗРАСТНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Карловская Н.П., учитель-дефектолог МБОУ СШ № 9

Слайд 2

Д ети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Слайд 3

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.

Слайд 4

Психологические особенности детей с ОВЗ Низкий уровень развития восприятия Недостаточно сформированы пространственные представления Внимание неустойчивое, рассеянное Память ограничена в объеме Низкий уровень развития мелкой моторики Снижена познавательная активность Нарушения речевых функций Недостаточное развитие мышления Низкая работоспособность Несформированность произвольного поведения Трудности в выстраивании общения

Слайд 5

Типичные затруднения у детей с ОВЗ Темп выполнения заданий очень низкий Нуждается в постоянной помощи взрослого Трудности в понимании инструкций Инфантилизм Нарушение координации движений Низкая самооценка Повышенная тревожность Повышенная утомляемость

Слайд 6

виды деятельности на занятии а) начинать занятие лучше с заданий, направленных на сосредоточенность внимания, активизацию мыслительных процессов; б ) сложные интеллектуальные задания лучше использовать только в середине занятия; в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания коррекционной направленности (зрительная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие слухового и зрительного восприятия, мышления , пространственной ориентации ); г ) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Слайд 7

Особенности работы на занятии Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ. Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи. Обязательное использование наглядных средств. Заменять задания альтернативными: на выбор по содержанию, форме выполнения. Уменьшать объем выполняемой учеником работы. Предусмотреть работу в парах, в группах. Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся. В кабинете и на парте ребенка не должно быть предметов , способных отвлечь его от работы.

Слайд 8

Формулировка заданий Предлагать четкие алгоритмы для работы. Использовать знаковые символы для ориентации в выполнении заданий. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Задание должно быть кратким, конкретным. Задание можно формулировать в несколько этапов. При формулировании заданий покажите конечный продукт. Просите ребенка повторить задание. Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Слайд 9

Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом. Разрешайте ребенку переделывать работу , чтобы получить лучший результат. Особенности реагирования на поведение

Слайд 10

Дети с нарушением слуха Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы. Дискоординация движений, неуклюжесть, неловкость. Плохо развиты осязательные ощущения (не умеют пользоваться анализатором). делать небольшие паузы после объяснения какого-либо вопроса два и три раза повторять основные положения предлагаемого материала использовать как можно шире иллюстративный материал посадить ребенка за первую (вторую) парту не поворачиваться спиной к обучающемуся четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку проверять рабочее состояние слуховых аппаратов разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека речь педагога должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями

Слайд 12

Дети с нарушением зрения Снижена активность при познании окружающего мира. Медлительность, инертность, малоподвижность. Трудности в пространственной ориентировке, нарушение моторики и координации движений. Нарушение звукопроизношения, оптическая дисграфия . Неумение долго концентрировать внимание, несдержанность. давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных) снизить требования к почерку ребенка смена видов деятельности, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления использовать в наглядном материале яркие цвета, адаптировать наглядный материал использовать учебники, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников

Слайд 14

Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) Стереотипность поведения. Деструктивность . Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Коммуникативные функции речи ослаблены. Повышенная ранимость и эмоциональная хрупкость. Бедность воображения. Затрудненное восприятие речи, особенно на слух. Специфические интересы. давайте четкие инструкции. Не используйте сложных предложений проговаривайте детям план занятия предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее для помощи ребенку в составлении плана действий используйте наглядность альтернативные виды деятельности уменьшенная рабочая нагрузка - применяется, если ребёнок находится в плохом самочувствии хвалите за терпение и сдержанность больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое если ребёнок начинает делать амплитудные движения, для которых нужно пространство, перенаправляем его в свободное место в классе

Слайд 16

Дети с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата) Нарушение моторики, дискоординация движений. Повышенная впечатлительность. Повышенная утомляемость. Перепады настроений. Низкая волевая активность. Инфантилизм. правильно организовать двигательный режим во время игр и занятий посадить учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата на тот ряд и на ту парту, которые позволят ребенку свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями аккуратно дозировать нагрузку, как в школе, так и дома, нужно давать ребенку перерывы при выполнении продолжительных заданий понять, в какой позе ему удобнее выполнять работу: сидя или стоя

Слайд 18

Дети с ЗПР ( задержка психического развития) Недостаточность общего запаса знаний. Ограниченность представлений. Незрелость мышления, низкая интеллектуальная целенаправленность. Преобладание игровых интересов. Эмоции неосмысленные и неустойчивые. трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка не требовать немедленного включения в работу обязательно давать некоторое время для обдумывания вопроса необходимо разделять учебный материал на отдельные части и давать их постепенно использовать зрительные опоры активизировать работу всех анализаторов необходимо делать паузы перед заданиям темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

Слайд 21

Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их речь и формирующих необходимые учебные навыки. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Проявление педагогического такта. Общие правила педагогической работы

Слайд 22

Дополнительные материалы для педагогов https://vk.com/psygoodok Региональный ресурсный центр СурГПУ https :// stud.surgpu.ru/ ИКП РАО. Дистанционное обучение детей с ОВЗ https ://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz / Федеральный ресурсный центр «Аутизм» https ://autism-frc.ru / Благотворительный фонд Даунсайд Ап https ://downsideup.org / Институт проблем инклюзивного образования МГППУ https ://www.inclusive-edu.ru / Материалы в Облаке https :// clck.ru/33dYrR


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...