Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»
план-конспект
Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Разработала: учитель-дефектолог
Федосова Е.Н.
Тема: «Формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, в схеме помещения.
Задачи:
образовательные:
- учить ориентироваться в собственном теле, пространстве;
- закреплять понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу»;
- формировать умение читать схему групповой комнаты; находить
предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме; сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их схематичным изображением;
развивающие:
- развивать и коррегировать внимание, память, мышление;
- развивать и коррегировать зрительное внимание и зрительно-двигательную координацию при ориентировке;
- развивать активное использование пространственных терминов;
воспитательная:
- воспитывать активность;
- воспитывать способность планировать свою деятельность и действовать согласно этому плану;
- воспитывать мотивацию контролировать правильность выполнения заданий.
Оборудование: макет корабля; карточки из нейропсихологической игры «Попробуй повтори»; шляпа капитана, подзорная труба; игровое поле, фонарик и карточки с изображениями рюкзака, коровы, бутерброда, кактуса, расчески, яблока из игры «Ночь в классе»; карта, нарисованная с помощью ручки-шпиона, ручка-шпион; бланки -2 шт.,
простые карандаши – 2 шт., 4 пары карточек с изображениями животных; сундучок с кладом.
Ход занятия
- Организационный момент
- Здравствуй, Маша! Сегодня на занятие к нам пришли специалисты нашей школы. Все собрались не случайно. Сейчас мы отправимся в путешествие за кладом. Корабль у нас есть (представляется макет корабля), а капитана нет. Он должен быть храбрым, выносливым, внимательным и отлично ориентироваться по карте и на местности. Как ты думаешь, кто подойдет на роль капитана? (Ответ)
- Если ты готова, начинаем тренировку перед отплытием.
- Зрительная гимнастика.
- Не поворачивая головы, посмотри направо. Что ты видишь? Посмотри налево. Что ты видишь? Что ты видишь вверху, внизу?
- Не поворачивая головы, найди и ответь на вопросы: «где находится доска?», «где находится окно?», «где находится дверь?» и т.д.
2. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
- Поставь локти на стол, ладони держи перед собой. Правую руку сожми в кулак, отведи в правую сторону большой палец. Ладонь левой руки поверни ребром (большим пальцем к себе) и приставь кончики пальцев к мизинцу правой руки (показ). Меняй положение рук 10 раз. Сначала медленно, потом быстро.
3. Нейропсихологическое упражнение «Попробуй повтори».
- Воспроизведи изображенное на рисунке движение. Будь внимательна. Помни о расположении правой и левой рук человека, находящегося напротив.
- Маша, ты выполнила все испытания. Но чтобы стать настоящим капитаном, тебе необходима шляпа и подзорная труба. Возьми их и собираемся в путь.
- Основная часть
- Перед тобой карточки. Выбери изображения тех предметов, которые нам понадобятся в путешествии. (Выбирает яблоко, рюкзак, расческу, бутерброд).
- Положи выбранные карточки перед собой и запомни, что на них изображено.
- Я убираю карточки, а тебе предстоит найти эти предметы в темной комнате с помощью специального фонарика (Игра «Ночь в классе»).
- Где располагается каждый предмет?
- Маша, ты собрала все необходимое в дорогу. А еще ты получаешь карту. Но карта какая-то непонятная, на ней только крестик. (Карта нарисована с помощью ручки-шпиона). Нам еще предстоит разгадать эту загадку.
- И вот мы в пути. Плывем по бескрайнему океану мимо небольших островов. Нам встречаются экзотические животные. Маша, я предлагаю тебе делать пометки об этих животных в специальном дневнике. Вот два бланка и два простых карандаша. Перед тобой два ряда карточек, по четыре в каждом ряду. Положи бланки и карандаши справа и слева от карточек. Каждой карточке соответствует ячейка в бланке в зависимости от ее расположения. Правый ряд карточек – бланк справа, левый ряд карточек – бланк слева. Переворачивай по две карточки, пока не найдешь одинаковые. (Выполняет).
- Ты нашла первую пару. Какой символ ты бы использовала для обозначения этого животного? (Отвечает).
- Найди соответствующие ячейки на бланках и отметь выбранным символом расположение карточек. В правом бланке правой рукой, в левом бланке левой рукой. (Выполняет далее).
- Маша, у тебя осталась последняя пара карточек. Посмотри на свои бланки и, не переворачивая карточки, скажи, где находятся оставшиеся животные. (Выполняет).
- Все животные найдены. Давай вспомним, кого мы встретили на своем пути. Тебе помогут заполненные бланки. (Отвечает).
- Молодец! За выполнение задания ты получаешь эту ручку с фонариком. Подумай, как можно ее использовать. (Отвечает).
- Верно, если светить фонариком на карту, там появляется изображение. Что могут означать эти прямоугольники? (Карта класса).
- Покажи на карте, где находишься ты. Что находится впереди тебя? Справа и слева? Где спрятан клад? (Отвечает).
- Теперь мы без труда найдем клад! Вперед!
III. Итог занятия
- Наше путешествие подошло к концу. Мы нашли клад.
- Какие испытания показались тебе наиболее трудными?
- Какие качества, знания и умения помогли в выполнении заданий?
- Опиши свои эмоции от занятия.
- До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию навыков ориентировки в большом пространстве «Сказочное путешествие»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в макро пространстве для детей старшей группы.Задачи:1. Познакомить детей с элементарной схемой постройки.2. Учить...
Тренинговое занятие на формирование и развитие навыков группового взаимодействия «Дружная команда»
Цели тренинга: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Цели данного занятия:-формирование групповой сплоченности;-формирование умений общаться, освоение способов и приемов эффективно...
Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»
Материал содержит игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....