Статья на тему: «Формирование и развитие навыков устной речи с учётом требований к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку»
статья по английскому языку

Дробинин Григорий Владимирович

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  «Формирование и развитие навыков устной речи с учётом требований к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку»

Современный мир предъявляет все новые и новые требования к знаниям, умениям и навыкам подрастающего поколения, да и к обществу в целом. ЕГЭ и ОГЭ стали неотъемлемой частью нашей жизни. Подготовка к этим экзаменам сложный процесс не только в плане знаний, но особенно с точки зрения моральной подготовки и психологической готовности учащихся, родителей и учителей к этому событию.

Формирование и развитие навыков устной речи необходимо осуществлять начиная с самого раннего этапа обучения языку. В повседневную работу методически грамотно построенного урока важно включать элементы подготовки к экзаменам ЭГЭ и ОГЭ, сделать это мягко, как естественный этап обучения коммуникативным навыкам на уроке. Важно ежедневно использовать различные задания, игровые технологии, современные средства обучения. При построении работы педагогу необходимо знать и ориентироваться на требования ОГЭ и ЕГЭ, понимать запрос государства к навыкам учеников к определенным этапам обучения. Ориентацией для педагога должен стать не УМК, а требования к учащимся на этапе сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Педагог должен планомерно на каждом этапе готовить учащихся не толкьо к реальным ситуациям общения, но и к сдаче экзамена.

Подготовка к устной части ЕГЭ и ОГЭ вроде кажется не очень сложной задачей, если язык изучается с раннего возраста, у обучающихся сформированы коммуникативные навыки на должном уровне. Но так ка все же это экзамен, да еще и работа с техникой, то важно понимать и быть готовым к разного рода сложностям и подготовить всех участников образовательного процесса к особенностям данных экзаменов.

Сдача устной части ОГЭ по английскому языку подразумевает 3 задания.

  1. Чтение вслух небольшого текста

Учащимся предоставляется 1,5 минуты на подготовку к прочтению текста и ознакомление с ним. После за 2 минуты ему необходимо четко, с правильными паузами и остановками прочитать текст до конца, допускается не дочитать 1-2 слова, но желательно успеть полностью. Допускаются 5 фонетических ошибок, но текст должен быть «услышан» и понят экспертами.  Максимальное количество баллов – 2.

  1. Условный диалог-расспрос

Данное задание подразумевает 6 связанных общей темой вопросов форме опроса общественного мнения, что считается приближенным к реальным условиям коммуникации в социуме, с которой могут столкнуться обучающиеся в реальной жизни. За каждый вопрос дается 1 балл. Данный бал не дается при наличии грубых грамматических ошибок, ответа в виде слова или словосочетания или в случае смыслового несоответствия ответа по данному вопросу. На каждый ответ дается 1 минута. Желательно отвечать минимум 2 смысловыми предложениями, чтобы ответ получился полным и развернутым, либо одним сложным, который будет раскрывать понимание вопроса. Главный ориентир – правильный развернутый ответ грамматически грамотно сформулированный.

  1.  Монолог с опорой на текст задания

На подготовку данного задания дается 1,5 минуты, на сам ответ 2 минуты.

Данный раздел подразумевает четкий ответ на 3 поставленных вопроса, по 2 и более смысловые идеи на каждый вопрос (важно, чтобы это был связанный текст и желательно отвечать в том порядке, что прописано в задании, чтобы эксперт мог более высоко и точно оценить знания и умения учащихся), организация высказывания (высказывание должно быть логичное обязательно с использованием связок, должны присутствовать вступительная и финальная фразы) и языковое оформление (грамматически и лексически корректное).

Важно отметить не то сколько будет сказано учащимся, а решение коммуникативной задачи – важно раскрыть минимум 2 аспекта в заданиях, чтобы задание засчитали. За задание дается 7 баллов.

В подготовке к сдаче данного аспекта языка важно понимать требования, которые предъявляются к навыкам учащихся. Это возможно при постоянной тренировке, желательно начинать с раннего этапа обучения языку. Для этого педагогу необходимо постоянно обновлять свои знания, разработать вместе с коллегами критерии и методы подготовки к ОГЭ, реализовать их не только на этапе подготовки к экзамену, но и на всем протяжении обучения иностранному языку. Это позволит снять психологическую нагрузку с учащихся, быть готовым к экзамену на любом этапе обучения.

В процессе обучения говорению между учителем и учащимися должны сформироваться доверительные взаимоотношения, комфортные, спокойные и без психологического напряжения. Важна и мотивация к общению, потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, недостаточно, т.к на этапе подросткового взросления  учащиеся должны быть сами мотивированны, а педагог сможет их лишь направлять. Учителю важно учитывать психологические и возрастные особенности учащихся, чтобы сформировать правильное отношению к языку, к коммуникации в целом и быть способным всесторонне подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.

Все задания требуют большой  и регулярной предварительной работы с лексикой, тренировочными упражнениями(можно использовать различные УМК и материалы с сайта fipi), заучивание клише, речевых структур, языковых фрагментов, чтобы автоматически использовать их во время экзамена.

Целью учителя должна стать не просто подготовка к экзамену, а желание научить обучающихся реальному общению в обществе, уважению к личности других, желанию общаться грамотно и с интересом к личности другого. Создание подобной атмосферы позволит на этапе подготовке к экзамену не просто заучивать клише, а понимать смысл изучения языка и с легкостью осовить и этот аспект деятельности.

В плане говорения учитель должен быть для учеников доступным, но недостижимым образцом, т. к. его речь должна быть понятной, но по форме быть сложнее и шире на каждой ступени обучения.

Для того, чтобы работа протекла эффективно, требуется тщательная подготовка (подобрать языковой и наглядный материал, понять трудности, наметить для себя четкую последовательность работы в классе).

Важно настроить учащихся на то, что они могут столкнуться с проблемой работы с технических оснащением, стрессом, паникой. Также донести до родителей и учеников информацию  проверяющей стороне и о том, как проходит проверка данного экзамена. Настроенность на чрезвычайные ситуации и отсутствие идеализации себя и своих умений, а также возможность «ошибок» со стороны всех участников образовательного процесса позволит более с покойно и качественно сдать экзамен.

Сдача устной части ЕГЭ по английскому языку подразумевает 4 задания.

  1.  Чтение текста вслух.

Также как и в ОГЭ в ЕГЭ дается  1,5 минуты на подготовку и столько же на чтение текста. Важно при ознакомлении с текстом выявить сложную лексику, не торопиться, постараться прочитать текст осознанно и вникнуть в его смысл. Текст должен быть прочитан четко, не превышая допустимого количества ошибок(5 негрубых фонетических).


2. Условный диалог-расспрос.

Нужно будет задать 5 вопросов, каждый из которых будет оценен в 1 балл. Для того, чтобы получить этот балл необходимо грамматически правильно составить вопрос понимая смысл требуемой информации. Можно использовать однотипные и простые вопросы  - грамматика и понимание требуемой информации на первом месте. Последний вариант вопроса засчитывается экспертом, поэтому важно повторно озвучивая вопрос исключить грамматические ошибки.  

3. Тематическое монологическое высказывание.

Необходимо из трех личных фотографий выбрать одну и описать ее по предложенному плану. На подготовку выделяется  1.5 минуты, ответ должен состоять из 12 – 15 предложений и занимать не более 2 минут. В большинстве случаев эксперты не считают количество предложений, а засчитывают баллы по следующим критериям:

  1. Решение коммуникативной задачи(50% сказанного должно соответствовать заданию)
  2. Вступление и заключение обязательны
  3. Допустимо не более 2 ошибок.

Следуйте предложенному плану, не пропускайте ни один пункт.

На каждый пункт необходимо делать по 2 смысловые идеи, важно не повторяться при переходе к следующим пунктам. Идеи каждый раз должны быть новыми. Важно придерживать при описании соответствия грамматических времен. Если вы понимаете, что сказать нечего, переходите к следующему этапу. Следите за временем, чтобы успеть завершить монолог. Эксперт будет оценивать вас по определённым требованиям, заранее ознакомитесь с оценочным листом и новыми требованиями к навыкам в текущем году.

4. Тематическое монологическое высказывание более высокого уровня. Данное задание будет оценивать строже, чем предыдущее.

При выполнении данного задания вам необходимо будет сравнить 2 фотографии (картинки) по предложенному плану. На подготовку дается 1.5 минут и 2 минуты на ответ.

Задание оценивается точно так же, как и предыдущее. Если коммуникативная задача не решена (вы не сравнили картинки по плану), то получаете 0 баллов.

Важно вступление и заключение, 2 идеи по каждому пункту, наличие фраз-клише и заученных фраз для связки предложений в тексте. Не важно количество сказанного, главное – четко выполнить задание.

При подготовке к этим двум экзаменам необходимо регулярно практиковаться в использовании языка, выполнять однотипные задания, иметь грамотного наставника с сертификатом эксперта ОГЭ или ЕГЭ, быть гибким, внимательным к заданиям, а также замотивированным на дальнейшее изучение языка в целом. Необходимо понимать, что проверку осуществляют обычные люди, хоть и эксперты и для получения высоких результатов важно иметь навыки и знания на высоком уровне, учиться быть стрессоустойчивым и гибким при любом полученном результате.

Какие бы методы и технологии педагог не использовал на уроке, главный ориентир – коммуникативные умения и требования к навыкам учащихся для успешной сдачи экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка во 2 классе : Развитие навыков устной речи по теме "Семья".

Урок : Развитие навыков устной речи по теме "Семья"   по учебнику автора М.В. Вербицкой.Целью урока является: развитие навыков диалогической речи, умение описывать фотографии своей семь...

Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.

Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Мастер-класс по теме "Использование приема убеждения для развития навыков устной речи на уроках английского языка"

Прием убеждения может быть применен в различных дисциплинах, где актуальным является вопрос развития навыков устной речи учащегося...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Покупка одежды. Развитие навыков устной речи».

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Покупка одежды. Развитие навыков устной речи»....