Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир», по теме "Насекомые. Бабочка и жук. Различие и сходство", 7 класс.
план-конспект урока (7 класс)

Ананьева Рая Галимьяновна

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету  «Окружающий природный мир»7 класс

Тема урока: Насекомые.Бабочка и жук. Различие и сходство.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Вид урока: традиционный

Цель урока: уточнить представления о насекомых. Находить различие и сходство.

Задачи урока: 

  1. Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать;
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.

Оборудование для учителя: презентация по теме урока, мультимедиа проектор, картинки с изображением насекомых,

Оборудование для детей: карточки с заданиями, цветные карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Спинка прямая

Руки на парте

Ноги под стульчиком.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. Вот в таком хорошем настроение продолжим урок.

  1. Повторение изученного материала.

Игровой момент. Ребята, посмотрите, кто-то принёс нам конверт. Давайте посмотрим, что там находится. Письмо. «Здравствуйте ребята. Отгадайте наши загадки и тогда вы узнаете от кого письмо»

Задание 1. Отгадывают загадки.

 1.От цветка к цветку летает, утомится-   отдыхает (бабочка).

 2.В небе кружит, весело жужжит

  Приземлился на сук. Кто же это? (жук)

 Бабочка, жук (фото на доску)

-Вспомните, каким общим словом можно назвать этих животных? (Насекомые).

 Почему эта группа животных называется «насекомые».

Словарь.   Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

        Рефлексия. Молодцы!     

  1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Сообщение темы и целей урока.

       Тема урока Насекомые. Бабочки и жуки. Сходство и различие.

-Будете учиться находить сходство и различие насекомых.

 Слева фото бабочки.                                                       Справа фото   жука.

                                 (на доске появляется надписи: сходство -различие)

Мотивация. За каждый правильный ответ, за хорошее поведение и взаимопомощь будете получать жетоны. Отлично- красный жетон, молодец-зеленый, старайся – коричневый. В конце урока подведём итог по жетонам. Победителя ждёт приз.

 

Сходство

Различие

             

  Будем определять по 5 признакам:

  1.Признак.  «6 ног» (индив.-диф.задания) :

  I гр.(сильные). Внимательно посмотрите на фото насекомых и выберите правильный ответ с помощью карточек (2,3,4,6) сколько ног у бабочки? (показывают карточку с цифрой 6) сколько ног у майского жука? (показывают карточку с цифрой 6)

 Индив.задание. Антон, Алеша, Камилла дорисовывают по одной ножке: бабочке, жуку.

Итог: ребята, сколько ног у насекомых? (6) Нашли сходство? (да у всех 6 ног).

Для чего служат насекомому ноги? (ответы детей: с помощью ног они двигаются, прыгают, убегают от врагов).

 Рефлексия. Жетоны.

Физкультурная минутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

2 признак. Строение тело. Фронтальное задание.

Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. (у каждого таблички- части тела.)

Какие части тела насекомого вы видите?

 Слайд1.

 

Тело разделено на 3 части.

-голова — это 1

-грудь — это 2

-брюшко – это 3.

Так в чём же вы видите особенность строения насекомых?

Всего 3 части тела. (дети поднимают карточку с цифрой 3)  

Рефлексия. Жетоны.

3 признак. Наличие усиков. Вот жуки утверждают, что у них только имеются усики? Проверим?

-Посмотрите внимательно на фото (фото бабочки и жука на столах) и найдите нос.

 Имеется нос у насекомых? (нет)

- А как же они определяют запах еды? Вот об этом вы посмотрите видеоролик и ответите на мои вопросы.

Видеоролик «Насекомые»

-для чего нужны усики для насекомых? Ответы детей.

Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.

-у всех ли насекомых одинаковые усики? Ответы детей.

Усики бывают разного размера, длинные и короткие. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками как мы пальцами, окружающие предметы.

Рефлексия. Жетоны.

Офтольмопауза «Стрекоза»

4 признак. Наличие крыльев.

Индив.диф.задание Сильная группа. (макеты бабочки и жука)

Внимательно посмотрите на макет насекомых и ответьте на вопрос:

- все насекомые имеют крылья?

Потрогайте крылья у бабочки, жука. Какие они на ощупь? ответы детей. Для чего нужны крылья насекомым? Для чего нужны крылья. Ответы детей.

- сколько крыльев у насекомых (4 крылышка) -2 пары.

 Итог: У большинства насекомых 4 крылышка-2 пары. У бабочек крылья мягкие,а жуки  имеют жесткие надкрылья и мягкие крылья. Крылья помогает летать.

Алеша, Антон, Рома - дорисуй крылья бабочке, жуку.

Данила, Камилла-найди тень насекомого.  Рефлексия. Жетоны. 

5.Питание насекомых.

 -А чем питаются насекомые? 

Взрослые бабочки потребляют только жидкость, проглатывая через хоботок. Они пьют воду из влажных участков для увлажнения и питаются нектаром из цветов

Жуки грызут и едят твердые предметы. Их любимые блюда включают листья, древесину и фрукты.

Заключительная часть

Мы доказали жукам, что они тоже насекомые, у них очень много сходства различия.

 По таблице вывод: 

 -только у насекомых 6 ног, тело разделено на 3 части, у большинства имеются усики, две пары крыльев. Некоторые насекомые: жуки отличаются крыльями. У жесткокрылых: вернее крыло жесткое, а нижнее мягкое.

 Паук. Сходство.

 Насекомые. Различие

Наличие 6 ног

 Наличие 6 ног

Строение тело. Тело разделено на 3 части

Наличие усиков

Наличие двух пар крыльев

Надкрылье, крыло

Питание разное

               

 - А как же отличить насекомое от остальных животных?  Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? (Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног). 

- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока? (Да)

Подводим итог. Считаем жетоны.

 Беседа по охране насекомых.

-Ребята, скажите, зачем нам нужны насекомые? (Они опыляют растения, ими можно любоваться…)

- А что будет, если исчезнут все насекомые? (Погибнут растения, будут голодать другие животные – насекомых надо охранять)) 

Домашнее задание: сильная группа. Чтение текста. Краткий рассказ по вопросам.

Взрослые бабочки погибают при первых холодах. Но гусеницы, не успевшие стать бабочками, хорошо переносят зиму. Они обматывают себя тёплыми коконами, становятся куколками и засыпают до весны. В таком виде им не страшен самый лютый мороз.
Разные жучки зимуют в сухой траве, расщелинах старых пней, прячутся под корой деревьев. Есть среди них такие, что пережидают холод в воде – это жуки-плавунцы. Они плавают под коркой льда, питаются водными растениями и дышат воздушными пузырьками.

 Камилла,Данила:                                   Алеша, Ангелина « Какие насекомые спрятались»

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир"

Конспект открытого урока на тему: "Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива", для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для обучающихся 1 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для 1 класса АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4) (в соответствии с ФГОС обучающихся...

Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир»/ Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.

Тема: Узнавание (различение) домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кошка.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: Коррекционно-образовательная:научить детей узнавать ...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир"

Тема урока "овощи и фрукты-лучшие продукты"...