«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»
статья

Смирнова Светлана Валерьевна

Конспект доклада к семинару «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras_konspekt_vystupleniya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к семинару

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»

«Коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом»

Подготовила педагог-психолог: Смирнова Светлана Валерьевна

27. 03.2023г.

Все диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия для детей с аутизмом должны проводиться в соответствии со специально разработанным для этих целей планом.

Дети с РАС поступают к нам в учреждение с уже поставленным диагнозом, что дает нам право выстраивать работу с данным ребенком по определенной программе.

Очень важно, чтобы родители понимали, что ранняя диагностика аутизма и выстраивание работы со специалистами – это наиболее эффективный путь в развитии ребенка.

Коррекция аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств.

Направление и использование игры:

  1. Игра для всестороннего гармоничного развития ребенка. Применяется для социализации детей.
  2. Узко-дидактическая игра для обучения.

Первое, что используется для привлечения ребенка с РАС к занятиям – это приучение его к занятиям за столом. Как только ребенок начинает сидеть, играть в игры за столом, только после этого с ним можно начинать заниматься.

Второй обязательный используемый метод. Привлечение внимания ребенка.

Обязателен наглядный материал. Крупные картинки, цветные камешки, звуковые моменты.

Третий метод. Занятие без пауз. Педагог должен быть готов к занятию так, чтобы  внимание ребенка всегда было занято. Если появилась пауза, ребенок с РАС может встать и его будет трудно сосредоточить на занятии.

Далее конечно же используются пиктограммы.

Пиктограммы используются очень широко. Для изучения стихов, текстов и также для составления планов социальной истории, напр. Такой как поход в кинотеатр.

(показ слайда)

Предлагаю посмотреть слайд. Часть занятий с детьми.

«Методика  развития социально-личностной сферы  и учебного поведения ребенка с РАС»

На сегодняшний день в образовательных организациях педагоги испытывают трудности связанные с недостаточной разработанностью концептуально-методологической основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Одной из наиболее сложных проблем является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

        Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в ОУ мною выбраны:

        выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта индивидуального маршрута;

        постоянный контакт с родителями, поддержка в организации общего режима, эмоционального климата жизни;

        взаимодействие с учителем (воспитателем) по специальной организации обучения (занятий) в классе (группе);

        непосредственно занятия с ребенком, формирование осмысленной картины мира.

Основными этапами сопровождения аутичных детей являются:

        Диагностический этап.

        Поисковый этап.

        Консультативно-проективный (или договорной) этап.

        Деятельностный этап.

        Рефлексивный этап.

        В своей практике в работе с учениками я составляю комбинированную программу, за основу которой взята программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) после выполнения взятых упражнений из этой программы, я добавляю индивидуальные упражнения развивающие индивидуальные навыки ребенка, затем релакс в сенсорной комнате.

        В данное время я работаю над проектом новой программы для детей ДОУ (Психологическая программа для детей ДОУ). В которой уже успешно испытываю новые средства для развития детей с РАС.

        Мой опыт работы с детьми с РАС в условиях МКОУ Школа-сад №235, где созданы хорошие условия для эффективного использования педагогического опыта.

В работе с детьми с РАС на занятиях применяю методы которые помогают детям развивать качества, закреплять навыки в  социально-личностной сфере и организации учебного поведения.

Сам процесс образовательной деятельности с детьми с РАС является особенным. С начала адаптации и приучения ребенка к занятиям, приемы и способы обучения таких детей являются особыми.

Также условия созданные для детей в нашей организации, которыми является сенсорная комната, на данный момент есть не во всех образовательных организациях.

        Работая педагогом-психологом стараюсь постоянно обновлять и применять самые новые и действенные методы на занятиях с детьми, что показывает их целесообразность.

        Используемые направления и игры:

1)        Игра для всестороннего гармоничного развития ребенка. Применяется для социализации детей.

2)        Узко-дидактическая игра для обучения.

Направления:

1)Индивидуальные занятия для которых подбирается материал для занятий с детьми индивидуально.

2) Социально-коммуникативные игры.

3) Индивидуальная система поощрений («жетоны», эмоционально-окрашенная похвала, тактильный контакт)

Методы:

Первое, что используется для привлечения ребенка с РАС к занятиям – это приучение его к занятиям за столом. Как только ребенок начинает сидеть, играть в игры за столом, только после этого с ним можно начинать заниматься.

Второй обязательный используемый метод. Привлечение внимания ребенка.

Обязателен наглядный материал. Крупные картинки, цветные камешки, звуковые моменты.

Третий метод. Занятие без пауз. Педагог должен быть готов к занятию так, чтобы  внимание ребенка всегда было занято. Если появилась пауза, ребенок с РАС может встать и его будет трудно сосредоточить на занятии.

Далее используются пиктограммы.

Пиктограммы используются очень широко. Для изучения стихов, текстов и также для составления планов социальной истории, напр. Такой как поход в кинотеатр.

Использование автодидактического материала сенсорной комнаты.

        Особенности деятельности детей с РАС – даже имея хорошую память, некоторые моменты в обучении могут формироваться очень долго, но кропотливым и упорным трудом достигаются результаты (критерий по которому определяется, что ребенок обучаем).

       

 Критерии оценивания результатов являются, качество сформированности  навыка у ребенка.

       

 Хочу отметить, что для занятий с детьми с РАС, много дидактического материала подбирается и изготавливается самостоятельно.

        Мой опыт адресован непосредственно детям с РАС, их родителям и педагогам интересующимся развитием детей с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...