«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»
статья
Конспект доклада к семинару «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ras_konspekt_vystupleniya.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к семинару
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»
«Коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом»
Подготовила педагог-психолог: Смирнова Светлана Валерьевна
27. 03.2023г.
Все диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия для детей с аутизмом должны проводиться в соответствии со специально разработанным для этих целей планом.
Дети с РАС поступают к нам в учреждение с уже поставленным диагнозом, что дает нам право выстраивать работу с данным ребенком по определенной программе.
Очень важно, чтобы родители понимали, что ранняя диагностика аутизма и выстраивание работы со специалистами – это наиболее эффективный путь в развитии ребенка.
Коррекция аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств.
Направление и использование игры:
- Игра для всестороннего гармоничного развития ребенка. Применяется для социализации детей.
- Узко-дидактическая игра для обучения.
Первое, что используется для привлечения ребенка с РАС к занятиям – это приучение его к занятиям за столом. Как только ребенок начинает сидеть, играть в игры за столом, только после этого с ним можно начинать заниматься.
Второй обязательный используемый метод. Привлечение внимания ребенка.
Обязателен наглядный материал. Крупные картинки, цветные камешки, звуковые моменты.
Третий метод. Занятие без пауз. Педагог должен быть готов к занятию так, чтобы внимание ребенка всегда было занято. Если появилась пауза, ребенок с РАС может встать и его будет трудно сосредоточить на занятии.
Далее конечно же используются пиктограммы.
Пиктограммы используются очень широко. Для изучения стихов, текстов и также для составления планов социальной истории, напр. Такой как поход в кинотеатр.
(показ слайда)
Предлагаю посмотреть слайд. Часть занятий с детьми.
«Методика развития социально-личностной сферы и учебного поведения ребенка с РАС»
На сегодняшний день в образовательных организациях педагоги испытывают трудности связанные с недостаточной разработанностью концептуально-методологической основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Одной из наиболее сложных проблем является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в ОУ мною выбраны:
выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта индивидуального маршрута;
постоянный контакт с родителями, поддержка в организации общего режима, эмоционального климата жизни;
взаимодействие с учителем (воспитателем) по специальной организации обучения (занятий) в классе (группе);
непосредственно занятия с ребенком, формирование осмысленной картины мира.
Основными этапами сопровождения аутичных детей являются:
Диагностический этап.
Поисковый этап.
Консультативно-проективный (или договорной) этап.
Деятельностный этап.
Рефлексивный этап.
В своей практике в работе с учениками я составляю комбинированную программу, за основу которой взята программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) после выполнения взятых упражнений из этой программы, я добавляю индивидуальные упражнения развивающие индивидуальные навыки ребенка, затем релакс в сенсорной комнате.
В данное время я работаю над проектом новой программы для детей ДОУ (Психологическая программа для детей ДОУ). В которой уже успешно испытываю новые средства для развития детей с РАС.
Мой опыт работы с детьми с РАС в условиях МКОУ Школа-сад №235, где созданы хорошие условия для эффективного использования педагогического опыта.
В работе с детьми с РАС на занятиях применяю методы которые помогают детям развивать качества, закреплять навыки в социально-личностной сфере и организации учебного поведения.
Сам процесс образовательной деятельности с детьми с РАС является особенным. С начала адаптации и приучения ребенка к занятиям, приемы и способы обучения таких детей являются особыми.
Также условия созданные для детей в нашей организации, которыми является сенсорная комната, на данный момент есть не во всех образовательных организациях.
Работая педагогом-психологом стараюсь постоянно обновлять и применять самые новые и действенные методы на занятиях с детьми, что показывает их целесообразность.
Используемые направления и игры:
1) Игра для всестороннего гармоничного развития ребенка. Применяется для социализации детей.
2) Узко-дидактическая игра для обучения.
Направления:
1)Индивидуальные занятия для которых подбирается материал для занятий с детьми индивидуально.
2) Социально-коммуникативные игры.
3) Индивидуальная система поощрений («жетоны», эмоционально-окрашенная похвала, тактильный контакт)
Методы:
Первое, что используется для привлечения ребенка с РАС к занятиям – это приучение его к занятиям за столом. Как только ребенок начинает сидеть, играть в игры за столом, только после этого с ним можно начинать заниматься.
Второй обязательный используемый метод. Привлечение внимания ребенка.
Обязателен наглядный материал. Крупные картинки, цветные камешки, звуковые моменты.
Третий метод. Занятие без пауз. Педагог должен быть готов к занятию так, чтобы внимание ребенка всегда было занято. Если появилась пауза, ребенок с РАС может встать и его будет трудно сосредоточить на занятии.
Далее используются пиктограммы.
Пиктограммы используются очень широко. Для изучения стихов, текстов и также для составления планов социальной истории, напр. Такой как поход в кинотеатр.
Использование автодидактического материала сенсорной комнаты.
Особенности деятельности детей с РАС – даже имея хорошую память, некоторые моменты в обучении могут формироваться очень долго, но кропотливым и упорным трудом достигаются результаты (критерий по которому определяется, что ребенок обучаем).
Критерии оценивания результатов являются, качество сформированности навыка у ребенка.
Хочу отметить, что для занятий с детьми с РАС, много дидактического материала подбирается и изготавливается самостоятельно.
Мой опыт адресован непосредственно детям с РАС, их родителям и педагогам интересующимся развитием детей с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)
Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения
Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...