Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ
статья
Предварительный просмотр:
«Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ» слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Клочкова Елена Сергеевна, я работаю в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в должности социального педагога с 2016 года, имею первую квалификационную категорию.
Социальный педагог занимает особое место в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ. Важность и необходимость данной должности в школе, осуществляющей образование школьников с особыми образовательными потребностями, подчеркивается в рекомендациях ЦПМПК слайд 2, в которых социальному педагогу отводится роль координатора взаимодействия субъектов образовательного процесса. Конечно, в реальном процессе психолого-педагогического сопровождения, объём обязанностей социального педагога намного обширнее. И сегодня я постараюсь осветить значимость данной должности.
Обучающийся с ОВЗ это слайд 3, согласно закону «Об образовании в РФ», физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В нашей школе все 100 % обучающихся имеют протокол ЦПМПК и, соответственно, являются обучающимися с ОВЗ. Однако, может ли процесс их психолого-педагогического сопровождения быть единообразным, не учитывающим индивидуальные психофизиологические особенности развития, особенности воспитания и проживания и социальный статус? Конечно же нет. Поэтому, работая в качестве социального педагога, я осуществляю сопровождение обучающихся по следующим категориям слайд 4:
- дети-инвалиды,
- дети, воспитывающиеся в многодетных семьях,
- дети, воспитывающиеся в замещающих семьях,
- дети категории «группы риска» и «трудные»,
- дети, являющиеся подопечными учреждений господдержки детства,
- дети, воспитывающиеся в семьях, категории социального риска и семьях, находящихся в социально-опасном положении.
Кратко, о сопровождении каждой категории обучающихся.
Сопровождение детей, имеющих статус ребенок-инвалид слайд 5. На каждого ребенка, имеющего справку МСЭ об установлении инвалидности, ведется отдельное досье, включающее карточку учащегося (в которой отражены ФИО, дата рождения, адрес проживания, состав семьи и ее социальный статус, сроки освидетельствования, предоставленные семье льготы), копию МСЭ и ИПР. В рамках сопровождения детей-инвалидов я отслеживаю сроки очередного медицинского освидетельствования, реализацию школой рекомендаций ИПР, осуществляю контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних в семье, при необходимости оказываю консультирующую помощь родителям по вопросам оформления положенных выплат и помощи семье. На сегодняшний день в нашей школе обучается 111 обучающихся, имеющих статус ребенок-инвалид (59,8 %).
Сопровождение обучающихся, воспитывающихся в многодетных семьях слайд 6. Здесь также заводится картотека на каждую многодетную семью и каждого ребенка этой семьи, обучающегося в нашей школе. Работа по сопровождению данной категории школьников включает в себя как работу по сбору и своевременному обновлению банка данных, так и системную работу по отслеживанию условий воспитания и проживания обучающихся в семье, по соблюдению их прав и законных интересов, консультирование родителей по вопросам оформления льгот и пособий, своевременный сбор документов на получение семьей выплат на приобретение школьной и спортивной формы, привлечение спонсорских средств и волонтеров для оказания материальной помощи семьям, проведение различных акций – «Семья-семье», «Помоги собраться в школу», «Новый год в каждый дом» и т.д. Мной, совместно с классными руководителями и специалистами сопровождения проводятся регулярные рейды в многодетные семьи, что позволяет не только оказать психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей, но и своевременно выявлять проблемы в детско-родительских отношениях, на ранних этапах ликвидировать семейное неблагополучие. На сегодняшний день в школе обучается 42 ребенка, воспитывающихся в многодетных семьях (из 39 семей).
Сопровождение обучающихся, воспитывающихся в замещающих семьях слайд 7. Также занимает важное место в моей трудовой деятельности. Здесь важно осуществлять должный контроль за соблюдением законных прав и интересов несовершеннолетних, регулярно проводить обследование условий проживания и воспитания, изучать формирование и развитие детско-родительских отношений в семье, оказывать психолого-педагогическую и социальную помощь по всем возникающим вопросам и проблемам. На каждого ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, также ведется индивидуальная картотека, включающая в себя карточку обучающегося, копии удостоверений опекуна/приемного родителя, ежегодную характеристику на ребенка, акты посещения семьи. (приемные (дети /семьи) – 3 чел. (3) опека (дети/ семьи) – 2 чел. (2) + 24 чел. ОГБУ РЦ «Седьмой лепесток» +3 чел ЕДИПИ + 1 чел ЕПНИ).
Отельного, пристального внимания и углубленной работы по сопровождению требуют обучающиеся состоящие на различных видах учета («группа риска», «трудные») или воспитывающиеся в неблагополучных семьях (категории социального риска, семьи, находящиеся в социально-опасном положении) слайд 8. Это самый большой и, по моему мнению, самый важный пласт работы социального педагога, т.к. важнейшей задачей, стоящей перед образовательной организацией в целом стоит успешная социализация и интеграция обучающегося с ОВЗ в постшкольном пространстве. В нашей школе обучающихся и их семей, состоящих на различных видах профилактического учета довольно много, что объясняется тем, что все обучающиеся школы развиваются на фоне интеллектуальных нарушений, их умственное, эмоционально - волевое и физическое развитие протекает аномально. Такие дети ведомы, часто вовлекаются в различные конфликтные ситуации, не отдавая себе полного отчёта за проводимое противоправное действие. Также и некоторая часть родителей обучающихся школы являются выпускниками коррекционных образовательных учреждений и имеют слабо сформированную социальную зрелость, слабую волю и не обладают необходимыми для ответственного родительства знаниями и личностными качествами.
Работая с данной категорией обучающихся и их семьями, большее внимание отводится коррекционной, просветительской и профилактической работе слайд 9, 10. На каждого обучающегося или семью, состоящие на различных видах профилактического учета заводится обширный банк данных, включающий сведения о семье, о ребенке, условиях проживания и воспитания, характеризующие материалы, планы и программы индивидуальной работы, результаты посещений на дому, мониторинг динамики развития, анализ занятости в урочное и внеурочное время, табель контроля посещаемости и успеваемости и.т.п. С данным контингентом проводятся регулярные индивидуальные и групповые беседы по актуальным вопросам, они в вовлекаются в различные досуговые мероприятия, акции, соревнования, конкурсы, проводятся регулярные рейды по месту жительства, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Сопровождение обучающихся и их семей, состоящих на различных видах профилактического учета это системная комплексная работа, включающая в себя координацию усилий всех ее участников – педагогов и специалистов школы, сотрудников органов системы профилактики и социальной защиты. Только во взаимодействии и совместной работе в едином направлении возможно достичь положительных результатов.
К сожалению не всегда данная работа строится так, как нам бы этого хотелось. (полиция и Иванов)
Также в рамках сопровождения обучающихся с ОВЗ мной как социальным педагогом проводится следующая работа:
- контроль посещаемости учебных занятий слайд 11 – позволяет своевременно выявлять обучающихся систематически пропускающих школу и принимать меры. Это важное направление работы, т.к. регулярное посещение ребенком школы это залог его успешности в учебной деятельности, это средство эффективной социализации и адаптации ребенка в коллективе сверстников и социуме, это возможность контроля за его психофизическим и эмоциональным состоянием и принятия мер ранней профилактики возможного семейного неблагополучия;
- организация работы Совета профилактики школы слайд 12, как органа профилактики и предупреждения правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, эффективного способа работы с «трудными» учащимися и их семьями. Социальный педагог входит в состав Совета профилактики, осуществляет межведомственное взаимодействие с органами системы профилактики, ведет профилактическую и просветительскую работу;
- организация работы Совета родителей школы слайд 13. Данное направление работы позволяет вовлечь родителей в решение и обсуждение актуальных вопросов по обучению и воспитанию школьников с ОВЗ, что повышает эффективность процесса психолого-педагогического сопровождения. Я как социальный педагог курирую данное направление работы, организую встречи с родительской общественностью, направляю и координирую деятельность объединения;
слайд 14 - работа по организации питания обучающихся с ОВЗ. Здесь мной ведется работа по сбору документов на обеспечение бесплатным двухразовым горячим питанием, осуществляется ежедневный заказ планируемого количества порций, выполнение функций администратора питания в системе БАРС, а также контроль закладок продуктов в школьной столовой и оценка качества приготовленных блюд. Также я занимаюсь сбором документов на ежемесячную выплату на питание, обучающимися по медицинским показаниям индивидуально на дому.
- работа по организации подвоза обучающихся школы школьным автобусом. В рамках данного направления работы я участвую в разработке маршрутов передвижения автобуса, комплектованию списков детей подлежащих перевозке, контролирую соблюдение прав несовершеннолетних и мер безопасности при их нахождении в автобусе;
- взаимодействие с Военным комиссариатом г. Елец и Елецкого района по первоначальной постановке обучающихся школы на воинский учет – осуществляю сбор необходимых документов, формирую списки подлежащих учету, сопровождаю ребят на медицинскую комиссию;
- как социальный педагог являюсь координатором межведомственного взаимодействия с органами системы профилактики – КДН и ЗП, ОДН ОМВД (сверка, работа по решению кризисных ситуаций, работа по запросу, отчеты о работе);
- провожу работу по профориентации школьников, их правовому просвещению, нравственному и патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ, развитию творческих способностей, – классные часы, акции, внеклассные мероприятия, круглые столы, конкурсы, акции и т.д.
Отдельное внимание хочу обратить на работу по психолого-педагогическому сопровождению отдельной категории учащихся –зачисленные в 1 класс, вновь зачисленные и имеющие проблемы с адаптацией и поведением в школе, «перешагнувшие» через несколько классов и т.д. по показаниям слайд 15. В рамках работы с данной категорией школьников происходит более углубленное наблюдение и сопровождение обучающихся не только социальным педагогом, но и педагогом-психологом, учителем логопедом, дефектологом, классным руководителем, педагогами-предметниками. Список обучающихся подлежащих сопровождению утверждается на заседании школьного ППк. На детей, охваченных сопровождением заводятся карты психолого-педагогического сопровождения, каждый специалист заполняет свою часть. Я как социальный педагог в начале года собираю сведения о семье путем изучения личного дела школьника, анкетирования и беседы с родителями, посещения на дому, наблюдения за поведением ребенка в школе и заполняю социальную часть, в которой отражены сведения о семье – состав, социальный статус, материальное благополучие, условия проживания и воспитания. Остальные специалисты сопровождения по результатам диагностики и наблюдения заполняют каждый свой раздел на начало года, планируют и осуществляют комплекс мер по сопровождению учащегося и в конце года подводят итог своей работы. Полученные результаты вновь рассматриваются на заседании ППк и принимается дальнейшее решение о необходимости последующего сопровождения ребенка, об успешности его адаптации в школе, о правильности образовательного маршрута.
Также немного хочу осветить работу школьного ППк слайд 16, о котором немного говорила ранее. Как социальный педагог являюсь его членом.
Работа школьного ППк направлена на слайд 17:
- выявление трудностей в освоении адаптированных образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого – педагогического сопровождение;
- разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
В состав ППк входят председатель, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог слайд 18.
Проведение ППк осуществляется согласно утвержденному плану работы и может включать в себя как плановые, так и внеплановые заседания слайд 19.
Результатом заседания ППк является коллегиальное решение, которое содержит обобщенную характеристику обучающегося, рекомендации по организации его психолого-педагогического сопровождения и фиксируются в заключении, которое содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе слайд 20:
- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБОУ «Школа № 19 г. Ельца.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе слайд 21:
- дополнительный выходной день;
- организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки;
- предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
- снижение объема задаваемой на дом работы;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБОУ «Школа № 19 г. Ельца.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе слайд 22:
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
- профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБОУ «Школа № 19 г. Ельца».
Подводя итог своему выступлению хочу отметить, что социальный педагог является непосредственным участником психолого-педагогического сопровождения и выступает в разных ролях, в зависимости от ситуации. От того насколько грамотно педагог выстраивает взаимодействие с ребенком, его родителями, педагогами школы, социальными партнерами зависит конечный результат и эффективность процесса сопровождения обучающегося с ОВЗ и достижимость поставленных целей и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...
Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи
Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций ...
Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС
Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС ...
«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»
Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»...
Психологическое консультирование для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
Консультация для педагогов по теме "Психосоматическая конституция ребенка -как основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся "...
Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.
Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....