«Труд и терпение превращаются в умение»
проект
«Труд и терпение превращаются в умение»
Проект
по самообслуживанию и трудовому воспитанию воспитанников с ТМНР
с использованием коммуникативных карточек
Цель
Внедрение активных средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.
4. Поощрять желание трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trud_i_terpenie_prevrashchayutsya_v_umenie.docx | 274.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ИМЕНИ Г.И.РОССОЛИМО
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ГБУ ЦСПР ИМ. Г.И.РОССОЛИМО)
«Труд и терпение превращаются в умение»
Проект
по самообслуживанию и трудовому воспитанию воспитанников с ТМНР
с использованием коммуникативных карточек
воспитатели: Воронцова М.А.
Набойченко О.Н.
Москва, 2021
«Счастье - это когда тебя понимают!»
Конфуций
Пояснительная записка
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в которой особо отмечается «необходимость использования дополнительных и альтернативных способов общения…».
В проекте представлены организация и содержание воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей личности воспитанников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности и сложившихся представлений о структуре дефекта при органическом поражении ЦНС.
Целью проекта является накопление воспитанниками социально-бытового практического опыта с использованием систем альтернативной коммуникации. Формирование базовых умений и навыков, включение их в повседневную жизнь обеспечиваются решением комплекса задач и реализуются на специально организованных занятиях и в режимных моментах. Детей учат узнавать и различать предметы бытового назначения, которыми они пользуются постоянно. Формирование элементарных орудийных действий с этими предметами (посудой, одеждой, мебелью, гигиеническими средствами) осуществляется не только на специально организованных занятиях, в режимных моментах, но и в играх. Каждое умение формируется на занятии в виде образца (использование символов и картинок), который включается в занятия по другим видам деятельности, в повседневную жизнь воспитанника. Используются как естественно возникающие, так и специально моделируемые ситуации.
Актуальность
Актуальность выбранной темы связана с тем, что язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения, поэтому они нуждаются в альтернативных способах коммуникации, дополняющих или заменяющих речь. Очевидно, что коммуникация крайне важна и нужна для социальной, бытовой, трудовой и психологической адаптации воспитанников, их социализации. Начиная работу по обучению воспитанников использованию систем альтернативной коммуникации всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.
Для детей с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Все воспитанники имеют значительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует. Дети воспринимают речь лишь ограниченно, на бытовом уровне. Речь невнятна, состоит из отдельных малопонятных звуков. Значительно отстает в развитии мелкая и крупная моторика. Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне затруднен прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Эти проблемы решаются нами на занятиях домоводства или социально– бытовой ориентировки. В кабинете оборудована зона для проведения занятий, где воспитанники учатся сервировать стол, используя столовые приборы, стирать мелкие вещи, и т.п. Воспитатели моделируют жизненные ситуации, в которых дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения.
Формировать у воспитанников тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находится в пределах их возможностей – это одна из важных задач нашей работы.
Цель
Внедрение активных средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать невербальные средства общения, обеспечивающие социальную адаптацию детей.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело.
4. Поощрять желание трудиться.
Виды труда воспитанников:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Формы организации труда:
- Поручения
- Дежурства
- Коллективный труд (общий, совместный)
Формы работы с воспитанниками:
Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемый результат:
Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда. Самостоятельно выполнять (по речевой инструкции) обязанности дежурных. Выполнять посильный труд в группе, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой и иной деятельности оборудование. Уметь соотносить карточку с изображением (пиктограмму) с действием.
Сроки реализации проекта:
С 01.01.2021г. по 31.12.2021г.
Вид проекта:
Долгосрочный
Тип проекта:
Познавательно-практический
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап:
Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Составление перспективного планирования основного этапа проекта
Основной этап:
Проведение мероприятий
Заключительный этап:
Трансляция презентации «Труд и терпение превращаются в умение»
Отчет по проекту
Перспективное планирование работы с воспитанниками
№ | Работа с детьми | Цель |
1 | Беседа «Всему свое место»
«Мы пришли в гости» | Учить убирать игрушки на свои места, беречь их; воспитывать самостоятельность, желание трудиться. Формировать позитивное отношение к сверстникам, отзывчивость, доброжелательность, радость общения. |
2 | Наблюдение за трудом помощника воспитателя Рассказ помощника воспитателя о своей работе | Продолжать знакомить детей с работой помощника воспитателя и показать значимость этой работы. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать. |
3 | «Умывание» Самообслуживание в процессе умывания с использованием пиктограмм | Закреплять навыки умывания с использованием пиктограмм. Учить проявлять самостоятельность, правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения. |
4 | Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?» Протирание пыли в игровых уголках | Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы. Стимулировать желание детей участвовать в труде вместе со взрослыми. |
5 | Театрализованная игра по сказке «Чиполлино» | Развивать речь, память, творческие способности. |
6 | Выполнение поручений, связанных с трудом в природе | Приучать детей к труду, выполнять посильные трудовые поручения. |
7 | Чтение пословиц и поговорок о труде | Развивать у детей речь, память. |
8 | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания | Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности с использованием визуальных помощников. |
9 | «Что мы знаем о профессиях» | Рассматривание иллюстраций о профессиях. |
10 | Мытье игрушек- практикум | Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; поощрять стремление воспитанников к участию в совместном труде. |
11 | «Чайник»- практикум | Познакомить с заварочным чайником; учиться заваривать чай с использованием визуальных помощников. |
12 | «Дежурство» | Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда, воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций. |
13 | Сюжетно-ролевая игра «Доктор» | Формировать умение развивать сюжет игры. |
14 | Просмотр мультфильма «Какие бывают профессии» «Всему своё место» | Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать приучать детей наводить порядок в группе. |
15 | Рисование на тему «Дом» | Развивать мелкую моторику рук. |
16 | «Шаг в правильном направлении» | Соотносить предметы с картинками. |
17 | Чтение художественной литературы - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | Продолжать знакомить детей с произведениями В. Маяковского. |
18 | Высаживание растений в горшочки - практикум | Учить детей высаживать растения, доводить начатое дело до конца; развивать аккуратность, стимулировать желание помогать взрослым. |
19 | Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская» | Развивать и совершенствовать игровые навыки; продолжать знакомить детей с профессией парикмахера. |
20 | Беседа «Кто работает в ЦСПР» | Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду. |
21 | «Подготовь постель ко сну» - практикум | Учить готовить постель ко сну, воспитывать самостоятельность. |
22 | Игры со строительным материалом «Мы строители» | Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией строителя. |
23 | Правила поведения на улице и в общественном транспорте | Расширять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, а также при посадке и высадке из него. |
Список литературы
1. Е.В. Моржина. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома - М., Изд. Телевинф.- 2006
2. М.В. Жиднина, Н.Н. Кузьмина Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М., Просвещ. - 2008
3. В.О. Скворцова Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии – М., Изд. Влалос.-2009
4. Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
5. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в дополнительную и альтернативную коммуникацию. М., Теревинф, 2014.
6. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.
7. Штягинова Е.А., Альтернативная коммуникация. Н., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ И РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ.
Работа с детьми, обучающимися по программе 8 вида....
Роль объектов труда в формировании знаний и умений на уроках технологии
Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся. Общеизвестна величайшая роль труда в жиз...
Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"
Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...
тематическое занятие по формированию толерантности "Есть терпение - будет умение"
Пояснительная записка Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменение сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе право быть иным) осознание важности сохране...
Терпенье и труд все перетрут или «О роли трудового воспитания на уроках технологии в школе».
Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Сегодняшние девчонки незаметно вырастают, и нам всем очень хочется, чтобы каждая из них нашла себя в любимой профессии и стала счаст...
Статья "Терпение и труд всё перетрут"
Статья для журнала "Преемственность в образовании" учителей логопедов Смирновоой Н.Л. и Давыдовой Ю.В. "Терпение и труд всё перетрут"....