Роль объектов труда в формировании знаний и умений на уроках технологии
статья (технология) по теме
Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся.
Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"
В труде находит своё выражение особое воздействие человека на природу. Труд как процесс, совершающий её материалами, представляет собой сознательно-волевую деятельность людей, направленную на создание тех или иных потребительских стоимостей, нужных и полезных человеку.
Особый вид труда представляет труд учащихся. Современная наука о трудовом обучении различает следующие виды труда учащихся: учебный, самообслуживание, производительный (трудовая деятельность на уроках технологии). Все перечисленные разновидности труда служат целям воспитания подрастающего поколения, привития ему определённых качеств личности, навыков и умений.
Трудовая подготовка молодёжи - один из основных приоритетов в образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим фактором его успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом становления и социальной адаптации личности.
Рассматривая труд как социальную стратегию, необходимо учитывать и физиологическую сторону труда. Трудовая деятельность требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой.
С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическое удовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает; всякий труд требует внимания
Выше указанные влияния личности характерны и для трудового обучения в школе.
В настоящее время в школе идёт становление образовательной области "технология", основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока). Уроки технологии представляют большие возможности для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_obektov.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль объектов труда в формировании знаний и умений учащихся на уроках технологии»
Учитель технологии
II квалификационной категории
Бирдина Г.Р.
Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся.
Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"
В труде находит своё выражение особое воздействие человека на природу. Труд как процесс, совершающий её материалами, представляет собой сознательно-волевую деятельность людей, направленную на создание тех или иных потребительских стоимостей, нужных и полезных человеку.
Особый вид труда представляет труд учащихся. Современная наука о трудовом обучении различает следующие виды труда учащихся: учебный, самообслуживание, производительный (трудовая деятельность на уроках технологии). Все перечисленные разновидности труда служат целям воспитания подрастающего поколения, привития ему определённых качеств личности, навыков и умений.
Трудовая подготовка молодёжи - один из основных приоритетов в образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим фактором его успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом становления и социальной адаптации личности.
Рассматривая труд как социальную стратегию, необходимо учитывать и физиологическую сторону труда. Трудовая деятельность требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой.
С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическое удовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает; всякий труд требует внимания
Выше указанные влияния личности характерны и для трудового обучения в школе.
В настоящее время в школе идёт становление образовательной области "технология", основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока). Уроки технологии представляют большие возможности для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся.
Требования к объектам труда при металлообработке
При изучении раздела "Обработка материалов" рекомендуется применять словесные, наглядные, практические методы обучения.
Словесные методы обучения:
Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).
Беседа.
Самостоятельная работа учащихся с литературой.
Телевидение, звукозапись.
Наглядные методы обучения:
Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий.
Показ трудовых приемов.
Самостоятельные наблюдения учащихся.
Производственные экскурсии.
Практические методы обучения:
Упражнения по выполнению приемов, операций.
Самостоятельные работы.
Тренажеры
Лабораторно-практические работы
Управление технологическими процессами.
Рассмотрим особенности каждого из методов.
В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно - образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах.
Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует "обратная связь", т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа - метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала, также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом.
Например:
что такое "пластичность"?
какие линии используются при разметке сортового проката?
какое оборудование необходимо для создания данного изделия?
Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний.
Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций, которыми следует руководствоваться:
информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
стараться, чтобы важнейшие особенности предметом производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях. При разработке конспекта урока в разделе "Обработка металла" применяются некоторые методы демонстрации как:
Образцы видов металлов и сплавов.
Плакаты по теме.
Схемы, применяемые в учебнике.
Формы организации учебного процесса при изучении раздела
В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
фронтальная,
звеньевая,
индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках.
Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ.
Индивидуальная форма организации работы - выполнение каждым учащимся различного задания - применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким - либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.
Структура комбинированного урока:
Внешняя структура включает в себя 3 элемента:
Вводный инструктаж;
Самостоятельная работа и текущий инструктаж;
Заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.
Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1) подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
2) сообщение новых знаний;
3) самостоятельное получение учеником новых знаний :
4) текущее повторение, первичное закрепление;
5) создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж.
Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1) самостоятельная работа по получению новых умений;
2) самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
3) творческая проектная деятельность.
Заключительный инструктаж:
обобщение и систематизация изученного;
контроль и оценка знаний, умений, навыков;
выдача домашнего задания.
Влияние объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда – один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.
Основные из них следующие:
1.Соответствие программе трудового обучения
2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Данное требование предусматривает воспитание и развития) учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость, бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственные представления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движений и др.
Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходя из соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления, программе трудового обучения в том или ином классе.
3.Преемственность в изготовлении объектов труда. Это требование имеет важное педагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляет трудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях. Сложность состоит в том, чтобы объект труда состоял из деталей, требующих для изготовления разные материалы и выполнения различных трудовых и технологических операций. В этом случае учитель получает возможность распределить изготовление деталей по разным классам.
4.Сочетание посильности и необходимой сложности изготовления объекта труда. Выполнение этого требования в значительной мере служит развитию интереса учащихся к процессу труда.
Составляя тематический план урока, он распределяет эти изделия по классам с учетом требований программы, Уровня подготовки школьники н, сроков изготовления, а также наличия материалов, инструментов, оборудования.
Прежде чем предложить изделие учащимся, учитель обязательно сам его изготавливает, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить, какие трудности могут встретиться ученику в роботе.
Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задача учителя заключается в том, Чтобы найти такой, который больше всего соответствовал бы условиям мастерских, требованиям программы и подготовленности школьников, а заведомо сложные, непосильные подчас снижают интерес к их выполнению.
Сочетание педагогических целей и целесообразности труда школьников. Суть этого требования состоит в том, что труд школьников не только способствует их развитию, воспитанию и расширению познавательной активности, но приносит и некоторую пользу обществу в виде изготовленной продукции. Если объекты труда будут иметь народнохозяйственное значение, то и воспитывающие и обучающие функции процесса труда усиливаются, повышается осознанность действий учащихся.
Развитие творческих начал в процессе трудовой деятельности учащихся. Вовлечение учащихся в творческий процесс по совершенствованию материальной базы и технологии труда при её выборе может показаться чрезмерно сложным для его изготовления на базе школьных учебных мастерских. Однако после анализа технологии изготовления может быть сделан вывод о том, что дополнительная оснастка для имеющегося типового оборудования позволит изготовить этот объект учащимися. В этом случае появляется возможность вовлечь школьников в изобретательскую и рационализаторскую деятельность, в процессе которой у учеников формируются многие полезные качества, и нередки случаи, когда наряду с совершенствованием технологической базы учащиеся совершенствуют структуру и самих объектов труда.
Соблюдение требований безопасного труда. Вопросам охраны труда и требований безопасности, учащихся в процессе труда посвящена следующая глава.
Некоторые методисты к числу требований к объектам труда относят следующее:
1.Объекты производительного труда должны давать возможность создания разнообразных производительных технологических ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям современного производства.
2.Изготавливаемые изделия должны состоять из деталей, разнообразных по размерам, конфигурации, материалу, точности и чистоте обработки.
3.При изготовлении изделий по возможности должны применяться многочисленные виды обработки, сборки и других технологических операций.
Выполнение всех рассмотренных выше требований труда зависит от многих факторов:
1.Состояние материально технической базы школы.
2.Численного состава и уровня подготовки учащихся.
3.Социального окружения школы.
4.Взаимодействие школы и базового предприятия.
5.Творческой работы педагогического коллектива школы, поиск объектов труда школьников.
Подбор работ посильных для учащихся.
Объекты работы, прежде всего, должны отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обработки. Если к качеству предъявлять определенные требования, то учащиеся работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако, ставя перед учащимися требования к точности работы, надо помнить, что возможности учащихся ограничиваются их способностями управлять рабочими движениями. Поэтому необходимо подбирать такие объекты труда, которые по требуемой точности были бы посильными для учащихся. В связи с этим учителю приходится довольно часто изменять конструкцию изделий, чтобы учащиеся могли изготовить их с меньшей точностью, но не снижая их эксплутационных качеств.
Объект труда должен быть посильным для учащихся и в связи с физической нагрузкой. Например: Разрезая металл ножницами, не закреплёнными в тисках, учащимся приходится прикладывать 'значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужном положении. Поэтому нервно-мышечные напряжения учащихся сохраняется на протяжении всей работы. При работе ножницами, закрепленными в слесарных тисках, такой недостаток устраняется, и учащиеся могут резать более толстый листовой материал.
Необходимо подбирать приемы работы, наиболее отвечающие возможностям детей, применять приспособления. Основная трудность в том, что нет каких-либо нормативов. Поэтому учителям приходится самостоятельно, следя за внешними проявлениями утомления, определять посильность работы для учащихся и соответственно этому применять различные меры, направленные на нормирование физической нагрузки.
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения и в трудовых операциях. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, учитель исходит из единых требований и руководствуется рядом общих положений.
Так при подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыков по выполнению какой-либо операции обработки материалов, учитель решает следующие общие вопросы:
Подбирает объекты труда, посильные для учащихся.
Определяет методику изложения нового материала.
Организует самостоятельную работу учащихся.
Заключение
Труд — это необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшая для формирования личности деятельность. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной особенностью является целенаправленный характер. В труде человек переживает чувство радости, нравственного удовлетворения заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению цели, эстетическое удовлетворение и т.д. В процессе труда человек также мыслит, воображает, ощущает, запоминает.
Однако, как показывает педагогическая наука и практика, не всякий труд воспитывает. Только правильно организованный, соединенный с обучением, общественно полезный, производительный труд на уроках технологии способствует формированию гармонически развитой личности, подготовке её к труду.
Цель вовлечения учащихся в учетный труд в ходе изготовлений объектов труда их всестороннее гармоничное развитие, повышение познавательной активности школьников путем соединения с трудовой деятельностью. Достичь этой цели возможно, если реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции трудовой деятельности школьников на уроках технологии.
Во время всего обучения учетный труд должен быть поставлен таким образом, чтобы он является не только средством создания материальных ценностей, но и
средством воспитания и образования учащихся, чтобы в процессе труда учащиеся закрепляли и расширяли свои знания и умения, учились применять их для решения практических задач.
Участие в учебном труде открывает новые возможности приобретения социального опыта, расширения теоретического и технологического кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных объектов при формировании знаний и умений учащихся.
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для это...
Дидактическая находка. Контроль знаний и умений на уроках технологии.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственн...
Использование игровых технологий при контроле знаний и умений на уроках биологии
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию формы (сценарии, которые можно наполнить любым содержанием( уроков контроля знаний в разделах "Растения" и "Животные" с использованием элементов игры...
Применение интерактивных объектов при формировании знаний и умений учащихся
В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для это...
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Доклад на учительской конференции....
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках мировой художественной культуры.
Статья содержит размышления о проблемах формирования метапредметных знаний и умений на уроках мировой художественной культуры, приведены примеры - фрагментов уроков МХК, на которых решаются эти п...
Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».
Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....