«Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
методическая разработка
Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 74.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей
слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Выполнила:
Юрьева Анжелика Викторовна,
учитель – дефектолог
МБОУ «СОШ №2» г. Югорск
Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 инклюзивное образование рассматривается как – «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Процесс развития слепых детей подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих детей. Однако утрата зрения обуславливает специфические особенности в развитии слепых детей, которые при этом не отражаются на развитии высших форм психической деятельности.
Сочетание умственной отсталости с глубокими нарушениями зрения несет большие изменения в психофизическом развитии ребенка. Недостаточность познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности умственно отсталого слепого ребенка в целом сочетается с резкой ограниченностью сенсорных возможностей, необходимых для познания окружающего мира.
У слепого ребенка с нарушением интеллекта наблюдаются многообразные вторичные отклонения в психофизическом развитии. Поэтому организация учебной работы, направленной на компенсацию слепоты и коррекцию нарушенного интеллекта, должна строиться на использовании относительно сохранных сфер деятельности таких детей. При этом главным в компенсировании дефекта зрения и коррекции умственной недостаточности является опора на практическую деятельность детей, жизненные компетенции. Основу этой деятельности составляет учение, в процессе которого ребенок овладевает учебными знаниями и навыками.
Замедленное развитие активной речи, недостаточное ее понимание отрицательно влияет на общее формирование личности аномального ребенка. Формирование первоначальных навыков письма и чтения у умственно слепых детей значительно осложнено и осуществляется более медленно, чем у умственно отсталых зрячих учащихся.
Возникшие трудности овладения этими навыками вызваны различными причинами. Основным нарушением при этом выступает резкое недоразвитие речи и нарушение двигательно-пространственной ориентировки и дифференцированного восприятия, которые страдают вторично при любом сенсорном и интеллектуальном дефекте. Эти процессы умственно отсталых слепых детей оказываются под двойным осложняющимся влиянием сенсорных дефектов, что значительно затрудняет их возможности обучения.
Ведущее место в образовании и реабилитации людей с глубоким нарушением зрения занимает рельефно-точечный шрифт Брайля. Процесс овладения первоначальной грамотой (чтением и письмом по Брайлю) основывается на умении слепых оперировать осязательными образами букв, представлять их зеркально, что требует овладения определенными приемами мысленного преобразования букв.
Необходимым условием для овладения умственно отсталыми слепыми детьми знаниями и представлениями о жизни является развитие у них двигательно-пространственной ориентировки и моторики руки. Это особенно важно, так как через осязательно-двигательное восприятие ребенок узнает признаки, свойства и качества вещей, учится с ними действовать. В дальнейшем развитие осязательно-двигательных навыков становится основой овладения письмом и чтением по системе Брайля. Большое значение здесь имеет развитие моторики мелких мышц рук.
Создание условий обеспечения личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции является наиболее важным выполнением требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 № 1598, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 № 1599.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и индивидуальных особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика, позволяющая определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Применение диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и должно осуществляется постоянно, представляя собой повседневный факт.
Пакет диагностического инструментария, представленный в задании, предполагает развитие обучающихся со сложной структурой дефекта на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного социально-бытового опыта, формирование навыков использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности. Представленные диагностики могут полноценно использовать для преемственности в работе педагоги-психологи, логопеды, тифлопедагоги, олигофренопедагоги и другие специалисты.
Ознакомление детей с системой обозначений Л. Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами (авторская)
Цель: Определение последовательной и планомерной сформированности психологической основы обучения.
Таблица 1
№ п/п | Исследуемые критерии | Не сформировано | Сформировано частично | Сформировано |
1 | Способность к рассуждению | |||
2 | Самоконтроль | |||
3 | Стремление доказывать свое мнение, свою точку зрения | |||
4 | Формирование положительного отношения к учению | |||
5 | Формирование качеств и умений | |||
6 | Развитие сенсорно – рецептивной сферы | |||
7 | Развитие наглядно – образного мышления | |||
8 | Проявление познавательной активности | |||
9 | Взаимодействие с другими людьми | |||
10 | Проявление внутренней рефлексии |
Вывод: по результатам диагностики можно определить вероятность успешности овладения системой Брайля, потребности личности в данном виде деятельности, уровень готовности к обучению, формирование положительной мотивации (низкий, средний, высокий уровни).
Схема сформированности значимых для школы функций и навыков у детей с нарушениями зрения и интеллекта (модифицированная, по Проглядовой Г.А.)
Таблица 2
Разделы знаний по предметам | Приблизительные требования по возрастам | ||
Математика (шрифт Брайля) | 6—7 лет | 7—8 лет | 8—9 лет |
1 | 2 | 3 | 4 |
Счет 1. Прямой числовой ряд (без сбоя) 2. Обратный числовой ряд | — — | до 5 — | до 10 от 5 |
Соотнесенный пересчет 1. Без называния итогового числа 2. С называнием итогового числа 3. Сравнение групп предметов пересчетом | — — — | до 5 до 5—7 — | свыше 5 до 10+ * с разницей в 1-2 предмета |
Представления о числах и цифрах 1. Знание цифр 2. Соотнесение цифры и числа З. Письмо цифр под диктовку 4. Знание места числа в ряду, соседей числа, числа данным и данного | — ** — — — | — — — до 5 | до 5 до 10 до 5 до 10 |
Устный счет в пределах | — | 3-4 | 4-6 |
Примечание: должен быть указан тип счета: а) самостоятельно; б) путем присчета и отсчета по 1; в) на конкретном материале (пальцах); г) на конкретном материале путем присчета и отсчета по 1; д) на конкретном материале с помощью педагога; е) понимание смысла действий. | |||
Ориентировка во втором десятке | — | — | в возрасте до 8 лет может не быть |
Ориентировка в сотне, тысяче и понимание разрядности в сотне и тысяче | — | — | в возрасте до 8 лет может не быть |
Решение задач: 1) простых 2) составных 3) с косвенным вопросом | — — — | — — — | в пределах 5 в пределах 3 в пределах 1 |
Примечание: должно быть указано как решается задача — самостоятельно, с помощью педагога — и понимается ли смысл задачи. |
* — знания по этим разделам обязательны.
** — в этом варианте данных знаний может не быть.
Схема сформированности значимых для школы функций и навыков у детей с нарушениями зрения и интеллекта (модифицированная, по Проглядовой Г.А.)
Таблица 3
Разделы знаний по предметам | Приблизительные требования по возрастам | ||
Чтение шрифтом Брайля | 6—7лет | 7—8 лет | 8—9 лет |
1. Знание букв 2. Есть ли готовность к слиянию 3. Есть ли правильное слияние 4. Чтение медленное послоговое 5.Чтение правильное послоговое 6.Чтение правильное послоговое, короткие слова целиком 7.Чтение целыми словами, отдельные слова по слогам 8. Беглое чтение 9.Может ли повторить прочитанное 10.Понимание смысла прочитанного | — — — — — —** — — — — | 5-10букв + — + — — — — — + | 10-15 + + + + + — + + + |
Письмо шрифтом Брайля | |||
1. Письмо отдельных слов печатными буквами 2. Готовность руки к письму З. Знание письменных букв 4. Умение списывать с печатного текста 5. Умение писать под диктовку 6. Знание правил (заглавная буква, точка в конце предложения, правил написании жи—щи, ча—ща, чу—щу) | — — — — — — | — — — — — — | + + — — — — |
* — знания по этим разделам обязательны.
** — в этом варианте данных знаний может не быть.
Анализ письма и чтения (по Проглядовой Г.А.)
(на начало 20_ -20_ уч. года/на конец 20_ -20_ уч. года)
ФИ ребенка ________________класс________
Таблица 4
№ п/п | В начале года | В конце года | |
1 | Базовые неречевые умения | ||
1.1 | Умения ориентироваться на плоскости | ||
1.2 | Умения осязательного обследования | ||
1.3 | Умения опознавать тактильные стимулы | ||
1.4 | Умения координировать движения рук | ||
2 | Виды графических ошибок на письме | ||
2.1 | Ошибки смешения правого и левого (вертикальных) рядов точек в клетке прибора Брайля | ||
2.2 | Ошибки смешения первого и третьего (горизонтальных) рядов точек в клетке прибора Брайля | ||
2.3 | Ошибки, связанные с нарушением ориентировки в рабочем поле клетки прибора Брайля | ||
3 | Виды ошибок при чтении | ||
3.1 | Не сформированность двуручного чтения | ||
3.2 | Ошибки смешения букв, изображение которых зеркально | ||
3.3 | Ошибки смешения букв, в изображениях которых одна и та же конфигурация точек располагается выше или ниже в клетке прибора Брайля | ||
3.4 | Ошибки смешения букв, изображение которых отличается одной точкой |
Изучение гендерных установок
(Полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)
Предмет диагностики: опросник предназначен для исследования гендерных установок у детей.
Контингент испытуемых: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Комплектность, состав методики: методика включает в себя инструкцию, перечень вопросов для интервью.
Тип методики: является диалоговой методикой.
Методические пояснения: опрос проводится индивидуально. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы.
Вопросы:
1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах, первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого. Например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа»).
2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой?
3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой?
4. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки – это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)
Обработка и интерпретация результатов исследования
Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения.
Шкала навыков самообслуживания,необходимых для социальной адаптации (авторская методика)
(на начало 20_-20_уч. года/на конец 20_-20_ уч. года)
ФИ ребенка ________________класс________
Таблица 5
№ п/п | Навыки самообслуживания | Владеет (2 балла) | Частично владеет (1 балл) | Не владеет (0 баллов) | Примечания |
1 | Навыки личной гигиены | ||||
умывается | |||||
чистит зубы | |||||
расчесывает волосы | |||||
2 | Самообслуживание | ||||
раздевание | |||||
одевание | |||||
прием пищи | |||||
3 | Навыки, необходимые для социальной адаптации | ||||
пользование ванной | |||||
умение мыться | |||||
забота о волосах, ногтях | |||||
вытирание полотенцем | |||||
использование общественного туалета | |||||
надевание одежды и обуви и уход за ними | |||||
употребление основной кухонной утвари | |||||
умение пользоваться газовыми и электрическими плитами | |||||
использование шкал и мер | |||||
приготовление простых блюд | |||||
выполнение основных домашних поручений | |||||
простая стирка и глажение | |||||
пользование телефоном и умение сделать срочный вызов (врача, пожарных) | |||||
самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода | |||||
езда на велосипеде | |||||
овладение основными предосторожностями против возникновения пожара | |||||
умение обратиться за помощью в необходимых случаях | |||||
распознавание цвета | |||||
понимание показаний часов на циферблате | |||||
пользование будильником | |||||
счет наизусть | |||||
совершение простых счетных операций | |||||
знание денежных купюр и монет | |||||
использование денег при покупках | |||||
простое письмо, значение и написание имени и адреса | |||||
чтение социально значимых слов | |||||
умение правильно стоять, сидеть и ходить | |||||
прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи | |||||
4 | Социальные навыки | ||||
Установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений | |||||
умение правильно реагировать на замечания | |||||
проявление нормальной реакции на доброту и любовь | |||||
овладение основными речевыми навыками | |||||
умение начинать разговор | |||||
пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» … | |||||
умение получить совет | |||||
пользование столовой | |||||
умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении | |||||
осознание опасности чрезмерного курения и выпивки | |||||
осознание моральных норм | |||||
знание функции государственных учреждений: милиция, больница | |||||
умение пригласить и развлечь дома гостей | |||||
5 | Трудовые навыки | ||||
Способность использовать простые инструкции | |||||
употребление простейших бытовых приборов | |||||
выполнение обычных домашних обязанностей | |||||
способность переносить усталость | |||||
принятие указаний руководства | |||||
принятие ответственности | |||||
принятие роли подчиненного | |||||
пунктуальность | |||||
умение устанавливать отношения в процессе работы | |||||
6 | Организация досуга | ||||
Умение организовать свободное время | |||||
установление дружеских отношений | |||||
участие в клубных занятиях и кружках | |||||
увлечение чем-либо (хобби) | |||||
посещение библиотек и музеев | |||||
понимание в доступных пределах музыки и искусства | |||||
способность танцевать; | |||||
Сумма баллов: |
Вывод: по итогам диагностики баллы суммируются. Количество набранных баллов от 6-20 говорит о задатках и начале формирования навыков самообслуживания (начальный этап); 20-100- ребенок актуально развивается, приобретает важные жизненные навыки, находится в стадии адаптации (средний этап);100 и выше - говорит о сформированности навыков самообслуживания, ребенок социально адаптирован (завершающий этап).
Рекомендации педагогам: необходимым условием в формировании навыков самообслуживания является определение зоны ближайшего развития ребенка и актуального развития. Педагог оказывает помощь ребенку, в зависимости от этапа, на котором находится ребенок. При формировании навыков самообслуживания используются следующие уровни помощи:
- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
- ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
- ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Исследование движений и действий
Цель: Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге» Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).
№ п/п | Задание | Оценка |
1 | Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), говорим: «Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках) |
|
Оценка результатов в баллах:
5 - задания выполняются без синкинезий;
4 - односторонние синкинезий в части заданий;
3 - односторонние синкинезий при выполнении каждого задания;
2 - перекрестные синкинезий;
1 - двухсторонние синкинезий.
№ п/п | Задание | Оценка |
2 | Оптико-кинестетическая организация движений: пробы на «праксис позы». Сложение по подражанию первого и второго пальцев в кольцо. Вытягивание второго и третьего пальцев («Сделай зайчика»). Вытягивание второго и пятого пальцев («Сделай козу рогатую») |
|
Оценка результатов в баллах:
5 - все задания выполняются правильно без помощи взрослого;
4 - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
2- выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
1- задания не выполняются.
№ п/п | Задание | Оценка |
3 | Зрительно-пространственная организация движений (проба Хэда). Предварительно выявляется, усвоены ли ребенком понятия «левая» и«правая» рука. Затем садимся напротив ребенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку». При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д. |
|
Оценка результатов в баллах:
5 - все задания выполняются правильно (в предложенном темпе);
4 - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
2 - эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;
1 - стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.
Используемая литература:
1.Захарова Л.И. Исследование скорости зрительного восприятия у слабовидящих школьников 1-4 классов с нормальным и сниженным интеллектом. - Л.: ЛГПИ, 1971;
2.Молчановская И.В. Анализ овладения фонетически правильным письмом умственно отсталыми учащимися с глубокими нарушениями зрения. Из опыта воспитательной работы и трудового обучения в школах слабовидящих. - М.: АПН СССР, 1980;
3.Нарышкина Е.С. Исследование особенностей памяти у слепых школьников с нормальным и нарушенным интеллектом. - М, 1974;
4.Никулина Г.В. Обучение письму и чтению по системе Брайля.- С.П., 2006;
5.«Пособие по изучению системы Брайля для взрослых» (составитель Голубина В.В. НПКФ «Ритос» СПб ВОС, 1993;
6.Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности. Е. Д. Беспанская - Павленко. – Минск: БГУ, 2013;
7.Самойлов А.Ф. Сравнительное исследование процесса формирования представлений о ситуативной совокупности предметов у слепых школьников 3-4 классов с нормальным и нарушенным интеллектом. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1972;
8.Самойлов А. Ф. Развитие произвольности оперирования представления ми у слепых младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом. -Л.: ЛГПИ, 1975;
9.Учебно – методическое пособие для изучения системы рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Программа и методические рекомендации В.К. Рогушин – М., ИПТК Логос ВОС, 2005.
___________/Юрьева А.В./
Приложение
Преодоление трудностей освоения рельефно-точечного шрифта Брайля
слепыми младшими школьниками
Цель: формирование базовых неречевых умений (умений ориентирования на плоскости, осязательного обследования, опознавания тактильных стимулов и координации движений рук), необходимых для успешного освоения рельефно-точечного шрифта Брайля.
Педагогическая работа со слепыми учащимися младших классов реализуется в 3 этапа:
1 этап – подготовительный – сбор анамнестических сведений о ребенке и диагностическое обследование уровня сформированности базовых неречевых умений. На основе полученных данных – уточнение особенностей коррекционной работы для каждого ребенка.
2 этап - основной – проведение педагогической работы:
– у детей, не умеющих писать и читать по системе Брайля, педагогическая работа направлена на предупреждение трудностей овладения письмом и чтением (пропедевтическое направление);
– у учащихся, умеющих писать и читать по системе Брайля, – на преодоление трудностей овладения письмом и чтением по системе Брайля (коррекционное направление).
3 этап – заключительный – практическое применение сформированных у учащихся умений (совершенствование полученных умений при письме и чтении шрифтом Брайля предложений и текстов).
Реализация пропедевтической работы осуществляется в два шага:
Шаг 1. Развитие и совершенствование пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных умений.
Шаг 2. Формирование образа букв (методика Л.И. Солнцевой).
По завершении каждого шага проводится диагностика, а по ее результатам принимается решение о возможности перехода к следующему шагу. Материал для заданий первого шага пропедевтической работы соотносится с содержанием коррекционных курсов «Развитие осязания и мелкой моторики» и «Пространственная ориентировка», а для заданий второго шага – с содержанием дисциплины «Русский язык». Развитие и совершенствование пространственных представлений включает работу над следующими умениями:
– ориентироваться в пространстве своего тела (сомато-пространственные представления);
– ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению к ребёнку (справа - слева, выше - ниже, левее - правее и т.д.);
– ориентироваться в пространственных отношениях между предметами, находящимися на столе;
– ориентироваться в установлении пространственных отношений между 2–3 предметами, а затем между их рельефными изображениями.
Развитие и совершенствование тактильно-осязательных и двигательных умений направлено на развитие и совершенствование:
– координированной работы обеих рук;
– использования указательного и других пальцев для восприятия рельефных точек с помощью осязания;
– лёгкого и равномерного прикосновения к точкам шрифта Брайля;
– непрерывного движения рук по строкам прибора Брайля и рядам шеститочий шрифта Брайля слева направо и наоборот.
Работа по уточнению и закреплению образов букв включает:
1. Формирование глобального образа-представления изучаемой брайлевской буквы. На этой ступени формируется сенсорная база для изучения рельефно-точечных букв по системе Брайля: с использованием специальных тифлотехнических («Разборная азбука по Брайлю», «Кубик буква», «Колодка шеститочия») и наглядных пособий разного масштаба, создаются тактильный и зрительный (при наличии остаточного предметного зрения) образы каждой буквы.
2. Анализ структуры глобального образа буквы. Этому способствует работа по установлению места точек в составе каждой из букв, усвоение их места (положения) при письме и чтении.
3. Формирование точного образа букв русского алфавита по системе Брайля:
– по количеству входящих в букву точек;
– по расположению точек, образующих специфическую форму каждой буквы;
– ориентирование в шеститочии.
4. Формирование чёткого дифференцированного образа-представления буквы для соотнесения с обозначаемым звуком, для представления буквы и в прямом, и в зеркальном отражении. Специальное внимание – на выполнение упражнений, направленных на развитие инструментального осязания, т.е. умений поиска с помощью грифеля места определенной точки клетки прибора Брайля. Для этого используются пособия «Разборная азбука по Брайлю» и «Колодка шеститочия».
Реализация коррекционной работы осуществляется три шага:
Шаг 1. Развитие и совершенствование пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных умений.
Шаг 2. Формирование образа букв дополнялось заданиями на дифференциацию смешиваемых букв системы Брайля и закреплению изученных букв при написании отдельных букв, слогов и коротких слов.
Шаг 3. Практическое применение полученных умений.
Упражнения для развития мышц руки и успешного освоения азбуки Брайля.
Упражнения выполняются сидя за столом
1. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»).
2. Соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести («корзиночка»).
3. Противопоставление первого пальца всем остальным (обеими руками).
4. Свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются (левая рука фиксирует правое предплечье, чтобы не двигалось, и наоборот).
5. Постучать каждым пальцем по столу под счет «раз, два, три».
6. Постучать пальцами по столу в порядке: первый, второй, третий пальцы (по 3 раза), затем – второй, третий, четвертый и т.д. Данное упражнение выполняется слева направо, т.е. начиная с большого пальца – к мизинцу, и наоборот – справа налево (также по 3 раза) («игра на пианино»).
7. Последовательное постукивание каждым пальцем по столу с усилием и нажимом (каждым пальцем по 2 раза). Выполняется слева-направо и наоборот.
8. Постукивание по столу большим пальцем, средним и мизинцем (слева направо и наоборот), а также – указательным и четвертым пальцами, с усилием и нажимом (по 2 раза) («игра на пианино»).
9. То же упражнение – большим и средним пальцами, средним и мизинцем с усилием и нажимом (по 2 раза).
10. Отвести и провести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием («кошка выпустила когти»).
11. Многократное сгибание и разгибание пальцев, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных («сыпать зерно для птиц»). Выполняется с убыстрением темпа.
12. Прокатывать и вращать карандаш, лежащий на столе, сгибанием и разгибанием пальцев всех вместе и по очереди.
13. Прокатывать, вращать карандаш (спичку) между первым и вторым, первым и третьим, первым, вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами (правой и левой руки).
14. Прокатывать по столу карандаш целиком ладонью рук и между ладонями обеих рук.
15. Прокат карандаша 1,2,3 пальцами (туда и обратно).
16. Отведение и смыкание пальцев руки (1-2, 2-3, 3-4, 4-5) («ножницы»).
17. Разминать пластилин с напряжением.
18. Раскатать шарик пластилина в колбаску, движения 1,2,3 пальцами.
19. Катать шарик из пластилина или пластмассы по очереди 1,2,3 пальцами, придерживая правую кисть левой рукой и наоборот.
20. Раскатывать на весу шарик из пластилина без движения кисти руки или «колбаску» - 1 и 2-м, 1 и 3-м, 1,2 и 3-м пальцами одновременно.
21. Обводить карандашом шаблоны геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Поочередно каждой рукой, при этом свободная рука придерживает шаблон, чтобы он не ездил по листу бумаги. Для детей с остаточным зрением можно использовать цветные карандаши.
22. Накладывание шаблона с прорезанными фигурами разных форм (геометрических и т.д.) и заштриховывание их карандашом в различных направлениях.
Тест для учителей тифлопедагогов
1. Объединённое зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно единое:
- одновременное;
- монокулярное;
- монокулярно-альтернативное;
- бинокулярное.
2. Косоглазие бывает:
- закрытое;
- скрытое;
- прикрытое;
- приоткрытое.
3. Миопия – это:
- светобоязнь;
- дальнозоркость;
- близорукость;
- слепота.
4. При гиперметропии лучи света фокусируются:
- на сетчатке;
- перед сетчаткой;
- за сетчаткой;
не фокусируются .
5. Какой из данных аппаратов не предназначен для лечения нарушений зрения?
- бивизотренер;
- мускултренер;
- семафор;
- синоптофор.
6. Человек, видящий всё в черно-белом цвете:
- ахромат;
- ахроматист;
- ахроматик;
- дихромант.
7. Преломляющая способность глаза – это:
- аккомодация;
- локализация;
- конвергенция;
- рефракция.
8. Косоглазие – это патология:
- сетчатки;
- мышц глаза;
- век;
- стекловидного тела.
9. Кто из этих педагогов не работал над проблемой воспитания и обучения детей с нарушением зрения?
- Плаксина Л.И.;
- Богомолова А.И.;
- Феоктистова В.А.;
- Солнцева О.Г.
10. Область пространства, из которой человек способен воспринимать световые сигналы при неподвижной голове и неподвижных глазах:
- макулярная область сетчатки;
- поле зрения;
- ближняя точка ясного видения;
- дальняя точка ясного видения.
11. Расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под
руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками:
- зона актуального развития;
- зона ближайшего развития;
- задержка психического развития;
- аффективные нарушения.
12. Целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств, это:
- восприятие;
- воображение;
- воля;
- внимание.
13. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания – это:
- воображение;
- восприятие;
- память;
- представление.
14. Что такое арттерапия?
- артикуляционная гимнастика;
- работа по устранению дефектов звукопроизношения;
- коррекция психических процессов с помощью искусства;
- гимнастика для глаз.
15. Мероприятия, направленные на восстановление или полную компенсацию ограниченных психических или физических возможностей человека:
- адаптация;
- реабилитация;
- реадаптация;
- интеграция.
16. Способность человека видеть объекты, мало отличающиеся по светлоте или яркости от фона:- контрастная чувствительность
- аккомодация;
- светоощущение;
- цветоощущение.
17. Часто встречающееся у детей с нарушением зрения отсутствие соответствия между словом и образом, это:
- аутизм;
- сигматизм;
- ротацизм;
- вербализм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий для выявления индивидуальных особенностей учащегося.
Диагностический инструментарий для выявления индивидуальных особенностей учащегося....
Учет индивидуальных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в построении воспитательного процесса
Учет особенностей обучающихся...
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ
В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...
Урок русского языка в 6 классе ( для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1вариант) по теме: «Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
laquo;Обобщение изученного по теме «Имя существительное»...
Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями...
Диагностическая карта изучения уровня воспитанности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (модификация методик Н.П. Капустина и М.И. Шиловой
Диагностическая карта изучения уровня воспитанности...