В копилку родителям. Нормы речевого развития детей
статья
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. В каком возрасте появляются определенные звуки у ребенка в норме и как важно за этим слелить рассказано в этой статье.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом все само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей.
Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kopilku_rodit.normy_rechev._razv.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В копилку родителям. Нормы речевого развития.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом все само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей.
Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. К концу года произносит особые слова, понятные только матери и ребенку. Может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».
К двум, трем годам усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Если правильно заниматься с ребенком, то он, конечно, будет хорошо понимать взрослого, разговаривать все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Характерной особенностью речи двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. На четвертом – пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.
Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? И т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу.
Русский язык является одним из основных предметов программы школы. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка или программы гуманитарных предметов.
В муниципальном образовательном учреждении «Сланцевская «СОШ №6» работают разные специалисты, в том числе учителя-логопеды, которые могут помочь детям, нуждающимся в коррекции нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы получить более подробную консультацию вы можете записаться на прием.
В школе находятся специальные учебно-воспитательные логопедические кабинеты, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. После уроков дети могут пройти там курс коррекционно – развивающих занятий. За более подробной информацией или консультацией можно обращаться к школьным логопедам. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.
Логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Ожидаемый результат: от значительных улучшений до полного устранения нарушений у детей в зависимости от тяжести речевого дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основная цель этой информации – привлечь внимание родителей и педагогов к упомянутому вопросу, помочь им своевременно в нем разобраться.
Учитель-логопед А. В. Манчук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы речевого развития детей.
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...
Вместе с мамой. Нормы речевого развития детей 2-3 лет.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»Так же этот период счи...
Нормы речевого развития детей 2-3 и 3-4 лет
Нормы речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Нормы речевого развития ребенка"
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, ж...
Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 4-5 лет"
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет....
Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 5-6 лет"
Характеристику речевого развития детей от 5 до 6 лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение должно прийти в норму....
Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 6-7 лет"
Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубня...