Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 6-7 лет"
консультация
Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_6_-_7_let.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет
1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.
4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.
6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...).
Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет
1. Словарный запас от 3500 слов.
2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).
3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).
4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).
5. Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).
6. Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых, птицах, рыбах.
7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).
8. Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
10. Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).
11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).
12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.
13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
14. Владеют монологической и диалогической речью.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
2. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
3. Трудности различения звуков или их смешение.
4. Грубые аграмматизмы в речи.
5. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.
6. Не проговаривание окончаний в словах.
7. Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.
8. Частая расстановка неправильного ударения.
Методы развития.
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.
2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.
3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.
4. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
5. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
6. Облекайте занятия в игровую форму.
7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
8. Развивайте фонематический слух ребёнка.
9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
10. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Дыхательная гимнастика
Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру.
Вот некоторые упражнения для развития дыхания:
1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
2. «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
4. «Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.
Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.
Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.
1. «Чистим зубки» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
2. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
3. «Очень вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.
4. «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
5. «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
6. «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
7. «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
8. «Барабанщик» - улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д… Следить за тем, чтобы язык поднимался к нёбу сам (без нижней челюсти), рот должен быть постоянно открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык с силой упирается в нёбо.
Речевые игры.
«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
«Я знаю 5…»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.
«Правда или ложь»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.
Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.
«Скажи по-другому»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.
Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).
«Кто длиннее?»
Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.
Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей".
Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей" с детьми 6-7 лет....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей»
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающ...
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"
Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"...
Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей 4-ого года жизни с ОВЗ»
Дошкольный возраст – важнейший период в жизни каждого человека. Именно в это время происходит формирование памяти. С каждым годом ребенок начинает запоминать больше информации, а усилий для ее з...