«Особенности и образование детей с нарушениями развития»
материал
«Особенности и образование детей с нарушениями развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_obrazovanie_detey_s_narusheniyami_razvitiya.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности и образование детей с нарушениями развития»
Категория нарушения развития детей | Причины нарушения | Виды нарушений (классификация групп детей с данным видом нарушения) | Краткая характеристика особенностей детей с данным нарушением | Типы и виды образовательных учреждений, где обучаются (лечатся, проходят реабилитацию и др.) дети с данным нарушением. Особенности обучения и воспитания детей с данным нарушением. |
1. Дети с ЗПР | - минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (результат воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка); -длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве; -длительная социальнокультурная депривация (условия неблагополучной семьи, детского дома); - влияние стрессовых психотравмирующих факторов. | Различают следующие виды: -ЗПР конституциального происхождения -ЗПР психогенного происхождения -ЗПР соматогенного происхождения -ЗПР церебрально-органического происхождения | -Ребенок с ЗПР не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требованийю -Затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности -Ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает -Словесно-логическое мышление недоразвито -Низкий уровень работоспособности -Недоступно обучение по программе массовой школы | Существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Организуется работа специальных (коррекционных) образовательных учреждений: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах. Для детей с ЗПР создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида. (две ступени) |
2. Дети с УО | 1. Эндогенные -наследственные 2.Ээкзогенные -внутриутробные инфекции -в период родов -в период после родов 3. Смешанные (после 3 лет) | Различают следующие виды: дебильность, имбецильность, идиотия.
| Дебильность: -отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников - активный словарь беден - преобладают бесцельные действия с игрушками - испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала - Эти люди дееспособны Имбецильность: -отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления - навыки самообслуживания формируются с трудом - познавательные возможности резко снижены - неспособность к самостоятельному понятийному мышлению Идиотия: -нарушения моторных функций - резко нарушены процессы памяти - трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические | Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных детских садах. Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий. Глубоко умственно отсталые лица, обучаясь по индивидуальным образовательным программам. Дети с незначительной умственной отсталостью получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида |
3. Дети с нарушением речи | Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата). | Делятся на: -Алалия -Дизартрия -Дислалия -Заикание | - функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС - плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях -нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений - характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью - неустойчивость внимания и памяти. | В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. |
4. Дети с нарушением слуха | -наследственные факторы; -хромосомные заболевания; -неблагополучное протекание беременности; -родовые травмы; -врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва; -инфекционные заболевания детей; -заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв; -последствия острого воспаления среднего; -неадекватное применение «ототоксических» препаратов, в частности антибиотиков; -длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности; -химические отравления; -механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями; -«кессонная болезнь»; | Классификация: 1) степень поражения слуховой функции; 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции; 3) время возникновения нарушения слуха. Виды: 1. Глухота; 2. Тугоухость; 3. Глухие; 4. Слабослышащие; 5. Позднооглохшие. | Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы. | В ДОУ реализуется комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей дошкольного возраста, в которую входят следующие компоненты. Все занятия проводятся при помощи звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов. В муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-II вида обучаются дети с недостатками слуха и глубоким речевым недоразвитием. Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12- летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе. Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. |
5. Дети с нарушением зрения | -рожденные (патологии возникают вследствие неправильного внутриутробного развития); -наследственные (заболевания передаются от родителей к детям или через поколение и обусловлены генетической природой); -риобретенные (нарушения зрения возникают в течение жизни в результате травм, заболеваний и воздействия неблагоприятных внешних факторов). | Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся: - на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных - непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анализатора). В зависимости от степени нарушения зрения эти люди делятся на слепых и слабовидящих. В зависимости от времени наступления слепоты выделяют следующие: категории незрячих - слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет жизни. По степени нарушения зрения в категории незрячих детей исследователи выделяют следующие группы: -тотально или абсолютно незрячие (отсутствуют зрительные -незрячие со светоощущением (отличают свет от тьмы); -незрячие со светоощущением и цветоощущением (могут различать цвета); -незрячие с тысячными долями от нормальной остроты зрения -незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением.
| -своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта; -снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия; -трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, -трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью; -бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции; -своеобразие характера и поведения сказывается на развитии -своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием раз | Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2–3 до 7 лет. Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе Существуют щколы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. |
6. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата | -инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; - токсикозы беременности; - физические травмы, ушибы плода; - физические факторы (перегревание или переохлаждение организма, действия вибрации, облучение, в том числе, и ультрафиолетовые); - некоторые лекарственные препараты; - экологическое неблагополучие. | Виды патологии ОДА: -Заболевания нервной системы -Врожденная патология опорно-двигательного аппарата -Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата | - сниженный запас сведений и представлений об окружающем - дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти | Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. Создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты: -поликлиники, -неврологические отделения и психоневрологические больницы, -специализированные санатории, -ясли-сады, -школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, -дома ребенка, -интернаты, -различные реабилитационные центры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности расстройств у детей с нарушениями слуха
В статье рассматриваются поведенческие особенности детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), имеющих эмоционально-волевые нарушения, а также возможности психолого-медико-педагогиче...
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
"Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения".
Консультация для родителей, раскрывающая особенности зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией и предлагающая некоторые игры на развитие зрительного восприятия....
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра
При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес...
Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности сопровождения детей с нарушениями развития в группе продлённого дня".
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на создание оптимальных психолого-педа...
"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"
В статье описаны цель и задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...