Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры
методическая разработка
В разработке описаны методы и приемы для оуществления индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды»
Тема доклада: «Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры»
Докладчик: Вовк Евгения Владимировна, учитель физической культуры ГКОУ школы №8 г. Лабинска.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся, в том числе с расстройством аутистического спектра. Вариант 8.3 предполагает, что обучающиеся с РАС, осложненным легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, не сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные сроки, которые определяются стандартом. Вариант 8.4 предполагает, что обучающиеся с РАС, осложненным умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения, с содержанием и итоговым достижениям сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Физические упражнения играют важную роль в развитии любого ребенка. Особое значение они имеют для детей с расстройством аутистического спектра, которые испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением. Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья является физическая активность. Именно физические упражнения являются доступным и эффективным средством для развития детей страдающих аутизмом.
Участие детей с аутизмом в групповых занятиях по физическому развитию является обязательной, важной составной частью обучения, воспитания и развития социальных навыков ребенка.
При работе в группах, классе учитель сталкивается с рядом типичных проблем на уроках:
- затруднения с выполнением конкретных упражнений из-за неразвитой способности к пространственному координированию движений своего тела.
- сложности при работе с мячом, спортивным инвентарем и снарядами;
- непонимание происходящего, неспособность следовать инструкциям. Если у ученика не получается выполнить упражнение правильно, или он не понимает сути происходящего на уроке, то может возникнуть непредсказуемая ответная реакция . От попытки убежать и спрятаться, – до проявлений агрессии по отношению к учителю, одноклассникам;
- появление стереотипных движений вследствие ослабленного самоконтроля.
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
- соблюдать структуру урока и проговаривать выполняемые действия.
- предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
- соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
- соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный активность и добиваться автоматизации базовых движений;
- соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
Урок физкультуры состоит из 3 частей.
1.) В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что учитель или одноклассник делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Далее идут беговые упражнения и ОРУ без предметов или с предметами.
В этой части урока многие упражнения выполняются парно. В итоге так налаживается взаимодействие со сверстниками. Ребенок учится общаться с одним человеком и в группе, вести диалог, работать совместно.
2.) В основной части занятия я использую такие упражнения как
Ходьба по скамье
Это простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие. Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. По мере овладения навыком задания усложняю.
Ходьба на руках
Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов.
Полоса препятствий
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Полоса может состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополняться различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий
• Прыжки лягушкой;
• Перекатывания;
• Прыжки на скакалке;
• Ходьбу по линии;
• Лазание по гимнастической стенке и т.п.
Игры с мячом
Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:
• Удары ногой по мячу
• Ведение мяча
• Отбивание мяча от пола
• Отбивание мяча руками и ловлю мяча
Кегли или попади в корзину стоящую на полу
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает ловкость, точность движений, глазомер.
Шведская стенка
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно.
3.) В заключительной части урока использую дыхательные упражнения и игры малой подвижности.
Подводя итог, хочу сказать, что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и количество повторений, использование различных предметов, упражнения в обручении для определения личного пространства и упражнений на расслабление.
Использованная литература:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Москва «Просвещение» 2021.
- М.Н.Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка», Москва, 1973
- Геслак Дэвид. «Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт подготовки обучающихся по акробатике на уроках физической культуры. (мастер – класс)
Опыт подготовки обучающихся по акробатике на уроках физической культуры. (мастер – класс)...
Развитие физического качества "сила" для обучающихся старших классов на уроках физической культуры
Учитывая возрастные особенности обучающихся и применяя специальные методики развития силы (в т.ч. взрывной силы и силовой выносливости) разработал методические рекомендации для учителей физической кул...
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся
В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приём...
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся
В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приём...
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ на уроках физической культуры
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалиф...
Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры"
Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидаульного подхода к обучающимся с расстройствами аутистического спектра на уроках физической культур...