Конспект коррекционного занятия "Тело человека"
план-конспект

Светлана Николаевна Азимова

Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тело человека26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Платнировской

Конспект коррекционного занятия по психомоторике и развитию сенсорных процессов

1 класс

Тема занятия: «Тело человека»

Цель: коррекция и компенсация психофизических особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями  через активизацию знаний и представлений  о строении собственного тела, его функциях, важности для здоровья человека соблюдения правил личной гигиены.

Задачи:

Образовательные:

-называть  части тела и лица, органы чувств;

 - объяснять, зачем нужны органы чувств и части тела человеку, какую функцию они выполняют.

Развивающие:

- обогащение  и активизация словаря по теме «Тело человека »;

-развитие и коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.

- развитие ориентировки в пространстве и на парте;

- развитие  координации движения и  мышц мелкой моторики;

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к строению собственного тела, соблюдению гигиенических навыков ухода за частями тела и лица;

- формировать положительное отношение к совместной деятельности.

Тип занятия: комбинированный.

Материалы и оборудование:

Кукла Незнайка, кукла Оля, игрушка Домовёнок,  мягкая игрушка обезьянка. Плакат «Тело человека».  Пазл «Тело человека» (на 4-8 деталей). Дидактическая игра «Подбери пару (носочки)». Предметы для ухода за волосами: расчёска, щётка, шампунь, заколка, полотенце, фен. Зеркала по числу обучающихся. Массажные шарики.

Материалы для составления памяток «Гигиена зрения», «Гигиена ротовой полости». Карточки с изображением носов различных живых существ. Блюдца, кусочки сахара и лимона,  небольшой кусочек хлеба, салфетки. Два ватных диска. Один - пропитан духами, а второй - соком чеснока. Небольшое ведёрко.

Ёмкости с холодной и горячей водой. Флажки синего и жёлтого цвета по числу учащихся.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Педагог: Здравствуйте  ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с гостями.

2.Организационный (сюрпризный момент) момент:

Педагог: На полке живут игрушки Незнайка, кукла Оля  и домовёнок Капа. По вечерам, когда в моём кабинете наступает тишина, игрушки обсуждают то, что они слышали и видели  днём.

 Незнайка, который всё путает, всё забывает, поспорил с остальными игрушками о том, как выглядит человек, чем он отличается от остальных существ. Он сказал, кукле Оле, что человек умеет прыгать, бегать, хватать всё.  И тогда домовёнок Капа показала ему обезьянку и сказала что обезьянка -  человек, так как она прыгает и всё хватает. Чем человек отличается от животного? Давайте  расскажем Незнайке как устроено тело человека. Тема нашего занятия «Тело человека».

3. Разминка.

Педагог:

- Ребята, давайте встанем, разомнёмся и подготовимся к большой работе.

Здравствуйте, ладошки!

(дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, ножки!

(топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки!

(квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок!

(цокают языком: цок – цок)

Здравствуй, детский голосок!

(болтают язычком: бл — бл)

А теперь все дружно сели,

И на доску посмотрели.

Основная часть.

Педагог:  Как вы думаете, кто это? (человек). Показ плаката со строением тела человека.

- Ребята, мы сегодня с вами изучим внешнее строение человека. Проведём несколько опытов и разгадаем много загадок.

- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов.

- А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел. Этого не может никакое другое существо на Земле.

Понятия «части тела» и «органы»

- У животных тоже есть части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека.

 Это наша помощница кукла Оля. Кукла - это уменьшенное изображение тела человека.

Голова  у куклы есть? Есть! Какая часть тела называется головой? Как называется «одежда» для головы?

(ответы обучающихся).

Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены большинство  органов чувств и в которой расположен головной мозг.

- Зачем  нужна голова? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)

- Туловище есть? (показ туловища.) Есть!

Какие органы есть на туловище? (ответы детей: руки, ноги и т.д.).

Давайте соберём пазл «Тело человека», чтобы запомнить порядок расположения частей тела человека.

Все предметы мы изучаем по порядку - сверху вниз. Перед каждым из вас стоит зеркало. Смотрите в него и  старайтесь увидеть в нём все части тела, о которых мы будем говорить.

Начнём.

Волосы

Отгадайте загадку:

Их не сеют, не сажают,

Они  сами вырастают. (Волосы)

Посмотрите в зеркало. У вас есть волосы?  Они бывают разного цвета и длины.

(Педагог  кладет руку на голову, перебирает волосы).

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подергайте... Что почувствовали? (боль)

- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (согревать и защищать от жарких лучей солнца).

- Ребята перед вами на подносах лежат разные предметы.  Возьмите в руки те, которые предназначены для ухода за волосами.

- Расскажите, что вы выбрали? (Называют предметы: фен, расчёска, массажная щётка, заколка, шампунь, полотенце).

-Передайте предметы в коробку.

- Что находиться ниже волос? Лоб. Чем он важен?

Глаза

Отгадайте загадку:

Оля смотрит на цветы,

На картинки, сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Глазки)

Посмотрите в зеркало. У вас есть глаза?  У всех? Сколько глаз?

ОПЫТ 1:

Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. 

(Педагог отворачивается, молча,  рисует глаз на листе бумаги.)

- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия).

- Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (веки). Зачем нужно моргать?

- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?

- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Веки – закрываются при опасности.

Брови – задерживают пот, влагу.

- Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Давайте составим памятку, как беречь здоровье глаз. Не все умеют читать, поэтому выберите подходящие картинки. Их мы поместим на лист памятки, находящийся на доске.

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

4. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

5. Нужно гулять на свежем воздухе.

6. Нужно защищать глаза от яркого солнца.

Вот какая памятка получилась. Поместим её на доске!

Нос

Отгадайте загадку: 

Этот орган на лице,
Есть у всех людей.

Мы его увидеть сможем,
И у всех зверей.
Нужен он, чтобы дышать,
Запахи, чтоб различать.

                                        (Нос)

Посмотрите в зеркало. У вас есть нос?  Сколько носов у человека?

Педагог: Ребята, на доске размещены изображения носов разных живых существ давайте вспомним, как они называются. Назовите  их? Перевернём листочки и поймём, правильно ли мы ответили.

Нос человека  не так прост, он состоит из спинки, крыльев носа и ноздрей.

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте встанем и сделаем дыхательную гимнастику.

«Глубоко вдохнем мы воздух,

Ртом мы выдохнем его. («Язычки»)

1 –вдох, 2 - выдох,

1 –вдох, 2 – выдох.

Крылья носа мы погладим сверху,

Спинку носа  разотрем

 И еще разок вздохнем».

ОПЫТ 2:

- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (чтобы дышать)

- Закройте глаза (педагог  подносит ватный диск с запахом чеснока, а другой с запахом духов к носу каждого ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (дышать и различать запахи)

Уши

Отгадайте следующую загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны,

Нашей Оле ... (Ушки)

Посмотрите в зеркало. У вас есть уши? Сколько их?  Можно ли увидеть свои уши без зеркала?

 - Они находятся  по бокам головы? (педагог  указывает на уши).

Динамическая пауза для ушей.

Педагог:  ребята, давайте встанем и сделаем зарядку для ушей:

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть верхние края ушей вверх.)

Тянем их старательно,

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но  не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны.)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы слышать здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз.)

Четко произносим слово: «УШИ»!

ОПЫТ 3:

- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала?  А что я говорила?

Так зачем нам уши? (чтобы слушать).

Рот

В домике этом —                                                                                                                        Красные двери.                                                                                                                          Рядом с дверями —                                                                                                                 Белые звери.                                                                                                                                    (Рот)

Посмотрите в зеркало. У вас есть рот? Зубы? Язык?                                                                     - Рот  располагается ниже носа? Во рту есть язык и зубы, чтобы мы могли говорить и есть.

ОПЫТ 4:

- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Что с ним можно сделать?  (ответы детей) Съешьте его.

- Теперь сожмите губы пальцами  скажите: я иду гулять. Получилось?

ОПЫТ 5:

- И еще один опыт (на тарелочках лежат кусочки сахара и лимона). Попробуйте их. Что почувствовали?

- Так зачем нам рот? (чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).

Давайте составим памятку «Что нельзя пробовать языком?»

1.Нельзя есть неизвестные таблетки.

2.Нельзя принимать слишком горячую пищу.

3.Нельзя брать  в рот острые предметы (иголки, булавки).

4.Нельзя есть очень холодное.

5.Нельзя облизывать  грязные предметы.

6. Нельзя брать еду грязными руками.

Вот какая памятка получилась. Поместим её на доске!

Шея

Следующая загадка:

На плечах сижу,

Голову держу.

                    (Шея.)

 (Педагог показывает на шею куклы) 

Шея находится ниже головы.  Можно ли увидеть  свою шею без зеркала? Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Обучающиеся  запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Обучающиеся выполняют). Вы видите столько же предметов и людей или больше? Зачем нужна шея?

Тело

Педагог:  ребята, давайте поговорим о теле и разомнём его.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо–влево…

Гибкое, какое тело!

- Узнаем, зачем человеку тело. (Педагог  приглашает к доске ребенка)

ОПЫТ 6Попробуй, не наклоняясь, поднять с пола ведёрко. Получилось? Зачем тебе тело?

Руки

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ручки)

Мы можем увидеть свои руки без зеркала?

- Узнаем, зачем человеку руки. (Педагог  приглашает к доске ребенка).

ОПЫТ 7. Убери руки назад за спину и возьми со стола игрушку. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? Руки у человека одинаковые или разные (Левая и правая). Сколько пальцев на одной руке? На двух? Скажите, как называется «одежда» для рук? (Варежки, рукавички, перчатки).

Развитие моторики.

Гимнастика для рук

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)

Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза, на веки) 

И - внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам) 

Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)

А вот пальчиков  - по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)

 Чтобы ими всё хватать. (хватательный жест руками)

Ноги

Отгадайте загадку:

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны,

Нашей Оле ... (Ножки)

Ноги у человека одинаковые или разные ? (Левая и правая). Мы можем увидеть  свои ноги без зеркала?

 Упражнение «Носочки».

 Ребята, как называется «одежда» для ног, перед вами коробочки с носочками, разберите их по парам. Скажите, на сколько малышей можно надеть в эти носочки.

Кожа

Всё тело человека  покрыто кожей. Кожа - самый большой орган человека.

ОПЫТ 8:

- Мы изучим и её. Закройте глаза, я кладу на ладошку предмет (ёмкость с холодной водой). Что почувствовали?

-Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (ёмкость с теплой водой).

Что почувствовали?

ОПЫТ 9:

- Закрой глаза и определи, что я сделаю. (Педагог  обращается к ребенку и катает по руке массажный шарик). Теперь все возьмите массажные шарики и покатайте их в руках.

- А теперь, каждый легонько ущипните кожу.  Что почувствовали? (боль)

- Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

Сегодня мы узнали много нового, давайте перечисли все части тела, которые мы выучили. Давайте вспомним, сколько у человека, каких частей тела? Давайте назовём ласково каждую часть тела. Например: глаз-глазик и т.д.

Заключение

- Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

- А такую часть тела, которая бы ничего не делала? (Ответы детей).

Рефлексия.

Подведём итоги урока. Перед вами лежат флажки жёлтого и синего цвета. Если вам было интересно, то поднимите жёлтые, если вы что-то не поняли, и вам было трудно -  поднимите синие флажки.

Ритуал прощания.

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали. Давайте попрощаемся с гостями.

«А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

дружно скажем «до свиданья»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»  Актуальность проблемы:  Известно, что в подростк...

конспект коррекционного занятия "Человек и космос"

Познавательное занятие для детей среднего школьного возраста, способствовует углублению знаний о космосе;  развивает речь, слуховое восприятие, память; обогащает словарный запас; воспитывает...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"

Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы»)  Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...

Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тело человека.Правила личной гигиены"

Конспект коррекционно- развивающего занятия разработан для младших школьников  с ОВЗ , осваивающих АООП для учащихся 3 класса с нарушенияи интеллекта....

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...