Логопедическая помощь
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ПС Протокол № _____ от «___»______20___г. | СОГЛАСОВАНО Организатор по УР _______ /А.И. Яшкун «___»________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Малобутырская СОШ» ______________ /С.Н.Сиротина/ «_____» ________ 20_____г |
Программа курса внеурочной деятельности
логопедия
1-3 класс
Составитель: учитель – логопед
Халтурина А.А.
с. Малые Бутырки, 2022 год
1.Пояснительная записка
Курс «Логопедия» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно – развивающие программы, диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используются модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с бально – уровневой системой оценки (Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной)
Данная методика позволяет :
1. уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль;
2. выстроить систему индивидуальной коррекционной работы;
3. комплектовать группы на основе общности структуры нарушений речи;
4. отслеживать динамику речевого развития ребёнка;
5. оценивать эффективность коррекционного воздействия;
Коррекционно – развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1984, 1999 годы)
Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.
При планировании занятий с обучающимися используются методические материалы, предложенные в пособиях Л.Н.Ефименковой, Л.М.Козыревой, Е.В. Мазановой, И.Н. Садовниковой, Н.Г. Андреевой, Р.И. Лалаевой
1.2.Цель Программы:
Оказание логопедической помощи обучающимся в освоении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с затруднениями по русскому языку, а также коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся.
Задачи Программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
1.3. Место программы в учебном плане
Данная Программа рассчитана на 1 час в неделю (36 ч.). Логопедическая работа по данной Программа состоит из 3 этапов:
1– Диагностический (первые 2 недели сентября, а также в течении учебного года согласно рекомендациям, указанным в заключениях ППк),
2– Коррекционный (с середины сентября по середину мая),
3 – Оценочный (последние 2 недели мая).
Коррекционная логопедическая работа осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях. Продолжительность группового занятия – 35-40 минут – 1 класса, индивидуального – 20 – 40 минут – 1 класса. Продолжительность группового занятия – 40 минут – 2-3 класса, индивидуального – 20 – 40 минут – 2-3 класса Количество обучающихся в группе от 2 – 5 человек, что позволяет максимально индивидуализировать работу. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов.
Основные методы обучения:
Учитывая психофизиологические особенности обучающихся (системное (общее) недоразвитие речи, низкий уровень развития мелкой моторики, нарушение пространственного восприятия, несформированность учебной мотивации, низкий уровень познавательной активности) на логопедических занятиях ведущим является практический и наглядный методы, особое внимание уделяется методическим приемам стимулирования и мотивации обучения, а именно:
• Дозированность задания с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ;
• Представление материала в занимательной форме, используя дидактические игры и упражнения;
• Поэтапность выполнения работы с обязательным обобщением и подведением итогов каждого этапа;
• Индивидуализация заданий для обучающихся в соответствии с психофизическими особенностями каждого;
• Эмоциональное стимулирование, создание положительной мотивации обучения, ситуации успеха;
• Физкультминутки со стихами и жестами, логоритмика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика;
• Упражнения, направленные на коррекцию нарушений письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления.
• Упражнения, направленные на коррекцию и профилактику дисграфии, дислексии и дизорфографии.
- Развитие фонематического слуха;
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
- отличать правильное произношение от неверного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество произношения товарища в группе;
- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
- безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словаря, как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться навыками словообразования;
- уточнять значение используемых синтаксических конструкций;
- совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
3. Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
- умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние действия;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения целенаправленно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя – логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков.
- ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, инструкцией, с адекватным использованием учебной терминологии;
- ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
- применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной деятельности;
- соблюдение речевого этикета при обращении, во время диалогов;
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР, возрастных особенностей, а так же особенностей речевого дефекта обучающихся.
Данная Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Для построения логопедической работы выделяются следующие принципы:
- учет возрастных особенностей ребенка;
• учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей;
• учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка;
При подготовке коррекционной работы используются следующие алгоритмы их построения:
1. формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
2. Работа над пониманием обращенной речи;
3. Развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
5. Развитие чувства ритма;
6. Развитие дыхания и голоса;
7. Совершенствование произносительной стороны речи;
2.Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедия»
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Целевым ориентиром логопедической работы с обучающимися - логопатами являются предметные результаты освоения содержания учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение».
Русский язык.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение.
1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
2) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Планируемыми результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются: сокращение количества дисграфических ошибок на письме, нестойкий характер проявления ошибок при выполнении репродуктивных и продуктивных (творческих) письменных заданий.
Показатели динамики развития устной речи:
– в фонетической и фонематической сторонах речи:
- умение правильно произносить звуки,
- умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие,
- умение определять количество и последовательность звуков в слове,
- умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками,
-умение делить слова на слоги, определять место ударения.
– в лексической и грамматической сторонах речи:
- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей,
- умение наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов,
- умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении,
– в связной речи:
- правильный подбор языковых средств устного общения,
- соблюдение правил устного общения,
- овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его,
- практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи.
Показатели динамики правильного формирования письма:
- развитие мелкой моторики рук,
- умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертанием письменных строчных и прописных (заглавных) букв,
- правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списыванием,
- понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
- различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание, рассуждение),
- умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
3. Содержание коррекционно-развивающего курса «Логопедия»
В процессе работы на логопедических занятиях у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Логопедические занятия помогают обучающимся с речевыми нарушениями овладеть первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; служат средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; способствуют социализации личности, являются основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
Коррекционно-развивающая работа в 1 классе направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма и чтения.
1. Развитие устной речи как основа формирования письма и чтения:
– развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, определять предметы и явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, пословицы, скороговорки).
– развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования.
– развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).
– развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонемного анализа и синтеза: 1) обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, середине, в конце слова, выделение согласного звука в конце, в середине и в начале слова с использованием фишек, схем). 2) формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью фишек и схем, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков, используя понятия «гласный – согласный, твердый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный»). 3) выполнение различных операций со звуковым образом слова без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных или согласных звуков в заданном слове).
– коррекция звукопроизношения.
2. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма:
– развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.
3. Развитие процессов, составляющих базу формирования письма:
– развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место).
– развитие зрительно-пространственного восприятия (вписание в схему слова буквы, обозначающей заданный звук).
– развитие зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых букв).
– развитие двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании).
– развитие образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей).
Во 2-4 классах осуществляется подготовка к формированию представления о составе речеязыковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения основных единиц языка и речи.
1. Развитие собственных речевых мотивов, побуждающих к объединению отдельных предложений в единое смысловое целое.
2. Формирование у учащихся представления о связном высказывании как едином семантическом целом.
3. Обучение анализу текста.
4. Обучение отбору лексического и грамматического материала с учетом тематического принципа и принципа частотности.
1 класс
Введение
Звуки речевые и неречевые. Цвет предмета. Форма предмета. Размер и величина. Ориентировка в пространстве. Ориентировка в схеме тела.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы
Уточнение значения слов и активизация словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания предметных и сюжетной картинки, серии сюжетных картинок). Установление сходства и различий предметов: сравнение предметов по нескольким признакам. Подбор слов, противоположных по значению. Классификация предметов, явлений по одному или нескольким признакам, объединение предметов, явлений в группу по общему признаку. Работа с устойчивыми выражениями (пословицами, поговорками). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз. Составление предложения со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов с помощью суффиксов. Исправление допущенных ошибок в верифицированных предложениях, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Работа с готовым аудированным высказыванием.
Уточнение артикуляции изучаемого звука (звуков). Звуковой анализ с опорой на схему слова, подбор слов на звук, определение места звука в слове. Письменные задания: письмо букв, слогов, слов, предложений.
1 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной речи | |
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы | 64 часа | ||
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной речи | |
Итого | 72 часов |
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ недели | Тема занятия | Задачи | Дата |
I четверть | |||
1 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 01.09 – 09.09 |
2 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | 12.09 – 16.09 |
3 неделя «Как вести себя на улице» | Гласные звуки и буквы. |
| 19.09 -23.09 |
4 неделя «Осень» | Согласные звуки и буквы. |
| 26.09 – 30.09 |
5 неделя «Школьный участок» | Согласные твёрдые и мягкие. |
согласные».
| 03.10 – 07.10 |
6 неделя «Грибы» | Звонкие и глухие согласные звуки |
| 10.10-14.10 |
7 неделя «Деревья» | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). |
твердые и мягкие согласные, твердый и мягкий слог.
согласные», «мягкие согласные».
| 17.10-21.10 |
8 неделя «Перелётные/ зимующие птицы» | Разделительный мягкий знак. |
твердые и мягкие согласные, твердый и мягкий слог.
согласные», «мягкие согласные».
| 24.10 – 28.10 |
II четверть | |||
9 неделя «Подготовка к зиме» | Количество, последовательность и место звука в словах | • Развивать фонематический слух. • Развитие умения определять звонкие, глухие, мягкие, твёрдые согласные. • Закрепление понятия «звонкие, глухие согласные». • Закрепление понятия «твёрдые, мягкие согласные». | 07.11 – 11.11 |
10 неделя «Берегите свои книги» | Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б | • Развивать фонематический слух. • Развитие умения определять Звуки [б], [б׳]. • Развитие умения определять Звуки [п], [п׳]. | 14.11- 18.11 |
11 Неделя «Школьная библиотека» | Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф- ф']. Буква Ф. | • Развивать фонематический слух. • Развитие умения определять Звуки [в], [в׳]. • Развитие умения определять Звуки [ф], [ф׳]. | 21.11 – 25.11 |
12 неделя «Магазин» | Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. |
[д], [д׳]. | 28.11 – 02.12 |
13 неделя «Зима» | Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. |
| 05.12 – 09.12 |
14 неделя «Домашние животные и их детёныши» | Звуки [х- х']. Буква Х. |
| 12.12 – 16.12 |
15 неделя «Инструменты | Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. |
| 19.12 – 23.12 |
16 неделя «Дикие животные и их детёныши» | Звук [ц]. Буква Ц. |
| 26.12 – 28.12 |
III четверть | |||
17 неделя «Зима» | Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. |
| 09.01 - 13.01 |
18 неделя «Новогодний праздник» | Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. |
| 16.01 – 20.01 |
19 неделя «Зимние развлечения и спорт» | Звуки [м-м']. Буква М. Звуки [н-н']. Буква Н. |
| 23.01 – 27.01 |
20 неделя «Моя Родина» | Звук [Й]. Буква Й. |
| 30.01 – 03.02 |
21 неделя «Транспорт» | Звуки [р-р']. Буква Р. |
| 06.02 – 10.02 |
22 неделя «Мой дом» | Звуки [л-л']. Буква Л. |
| 13.02 – 17.02 |
23 неделя | Дополнительные каникулы | 20.02 – 24.02 | |
24 неделя «Семья дома» | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
| 27.02 – 03.03 |
25 неделя «Женский праздник» | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
| 06.03 – 10.03 |
26 неделя «Бытовые приборы» | Звуко - буквенный анализ и синтез односложных слов. |
| 13.03 – 17.03 |
27 неделя «Продукты питания» | Звуко - буквенный анализ и синтез двусложных слов. |
| 20.03- 23.03 |
IV четверть | |||
28 неделя «Весна» | Ударение. Определение ударного слога в словах. |
| 03.04- 07.04 |
29 неделя «Космос. Планеты» | Предложение и слово. Связь слов в предложении. |
| 10.04 – 14.04 |
30 неделя «Пасха» | Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
«предложение».
| 17.04 – 21.04 |
31 неделя «Мебель» | Текст |
«предложение». | 24.04 -28.04 |
32 неделя «День Победы» | Текст |
«предложение». | 02.05 – 05.05 |
33 неделя «Животные морей и океанов» | Повторение пройденного |
материала | 10.05 – 12.05 |
34 неделя «Летние каникулы» | Повторение пройденного |
материала | 15.05 – 19.05 |
35 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 22.05 – 26.05 |
36 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | 29.05 – 31.05 |
Тематическое планирование для 2 класса
Повторение
Цвет и форма предмета. Пространственные представления. Дифференциация правых и левых частей тела человека. Временные представления.
Гласные звуки и буквы.
Уточнение артикуляции звуков гласных букв первого ряда. Повторение серий звуков [а – о – у – ы – э], слогов с общим согласным и разными гласными звуками. Отраженное произношение звука [и], звукосочетаний [й'а], [й'о], [й'у], [й'э]. Выделение звука [и], звукосочетаний [й'а], [й'о], [й'у], [й'э]на фоне слога, слова. Увеличение словарного запаса по лексическим темам. Словообразование. Словоизменение. Согласование существительных с глаголами и прилагательными. Оформление связного высказывания (ответы на вопросы). Составление пересказа по вопросам. Восстановление деформированных слов, предложений.
Дифференциация парных согласные по акустико – артикуляционному признаку, кинетическое сходство.
Узнавание изучаемых звуков на фоне звуковых, слоговых рядов. Отраженное воспроизведение звуковых, слоговых цепочек, слов-паронимов на основе противопоставления изучаемых звуков. Воспроизведение ритмического рисунка слов, фраз. Уточнение и обогащение словаря лексическим темам. Словообразование. Изменение существительных по числам. Согласование существительных с прилагательными и глаголами. Отгадывание загадок. Работа деформированными словами, предложениями, со стихотворными текстами. Составление рассказа-описания по картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выразительное чтение.
Совершенствование лексико – грамматических средств и связной речи. Актулизация и уточнение словарного запаса по лексическим темам. Обогащение, закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной и письменной речи | |
Звуки и буквы | 2 час | ||
Слоговой звуко- буквенный анализ и синтез слов | 4 часа | ||
Гласные звуки и буквы | 12 часов | ||
Дифференциация парных согласных по акустико – артикуляционному и кинетическому сходству | 28 часов | ||
Совершенствование лексико – грамматических средств и связной речи. | 18 часов | ||
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной речи, письменной речи | |
Итого | 72 часа |
Календарно – тематическое планирование для 2 класса
№ недели | Тема занятия | Задачи
| Дата | |
I четверть | ||||
1 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 01.09 – 09.09 | |
2 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | ||
3 неделя «Это я. Речь» | Звуки и буквы |
буквы».
буквы».
| 12.09 – 16.09 | |
4 неделя «Я - ребёнок» | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
| 26.09 – 30.09 | |
5 неделя «Я - школьник» | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
| 03.10 – 07.10 | |
6 неделя «Школьные принадлежности» | Гласные 1 и 2 ряда |
| 10.10-14.10 | |
7 неделя «Моя семья» | Гласные буквы А-Я |
| 17.10-21.10 | |
8 неделя «Я и бабушка» | Гласные О-Ё |
| 24.10 – 28.10 | |
II четверть | ||||
9 неделя «Я и мама» | Гласные У-Ю |
У- Ю | 07.11 – 11.11 | |
10 неделя «Мой дом» | Гласные Ы - И | • Называть звуковой состав гласных Ы- И • Анализировать и объяснять работу букв И – Ы в словах в разных позициях • Анализировать звучание согласных перед и после И- Ы | 14.11- 18.11 | |
11 неделя «Мои игрушки» | Гласные Э-Е | • Называть звуковой состав гласных Э - Е • Анализировать и объяснять работу букв Э – Е в словах в разных позициях • Анализировать звучание согласных перед и после Э -Е | 21.11 – 25.11 | |
12 неделя «Россия – моя Родина» | Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 28.11 – 02.12 | |
13 неделя «Мир животных и птиц» | Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах, предложениях. |
артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 05.12 – 09.12 | |
14 неделя «Мир растений» | Дифференциация согласных Р – Л в слогах. |
письме. | 12.12 – 16.12 | |
15 неделя «Лиственные деревья» | Дифференциация согласных Р – Л в словах, предложениях. |
письме. | 19.12 – 23.12 | |
16 неделя «Хвойные деревья» | Дифференциация С – Ш в слогах, словах и предложениях. |
письме. | 26.12 – 28.12 | |
III четверть | ||||
17 неделя «Новый год» | Дифференциация З – Ж в слогах, словах, предложениях. |
письме. | 09.01 – 13.01 | |
18 неделя «Зима» | Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах, предложениях. |
письме. | 16.01 – 20.01 | |
19 неделя «Признаки зимы. Зимние месяцы» | Дифференциация И – Й изолированно, в словах, предложениях. |
| 23.01 – 27.01 | |
20 неделя «Зимние развлечения» | Дифференциация Б – П изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
| 30.01 – 03.02 | |
21 неделя «Зимние виды спорта» | Дифференциация В – Ф изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
произношении и на письме. | 06.02 – 10.02 | |
22 неделя «Труд людей зимой» | Дифференциация Т-Д изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
| 13.02 – 17.02 | |
23 неделя «Наша армия.День защитника Отечества» | Дифференциация К – Г изолированно слогах, словах и предложениях. |
| 20.02 – 22.02 | |
24 неделя «Забота о птицах зимой» | Дифференциация Г - К изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 27.02 – 03.03 | |
25 неделя «Женский день» | Дифференциация З – С изолированно и в слогах, словах и предложениях. |
звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 06.03 – 10.03 | |
26 неделя «Забота о животных ранней весной» | Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы |
| 13.03 – 17.03 |
27 неделя «Весна. Весенние месяцы» | Слова - признаки |
| 20.03- 23.03 |
IV четверть | |||
28 неделя «Космос. Планета Земля» | .Слова - действия |
| 03.04- 07.04 |
29 неделя «Весной в огороде и поле» | . Слова близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы) |
| 10.04 – 14.04 |
30 неделя «Пасха» | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. |
грамматически верного предложения. | 17.04 – 21.04 |
31 неделя «Цветы» | Различение предложений и словосочетаний. |
| 24.04 -28.04 |
32 неделя «Мир вокруг нас» | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. |
грамматически верного предложения. | 02.05 – 05.05 |
33 неделя «Майские праздники. 1 мая, 9 мая» | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. |
| 10.05 – 12.05 |
34 неделя «Обитатели морей и рек» | Интонационная законченность предложения. |
| 15.05 – 19.05 |
35 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 22.05 – 26.05 |
36 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | 29.05 – 31.05 |
Тематическое планирование для 3 класса
Звуки и буквы
Различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных на материале слогов, слов. Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Выделение ударной и безударной гласных. Уточнение артикуляции гласных звуков. Дифференциация гласных звуков. Увеличение словарного запаса по лексическим темам. Согласование слов в предложении. Изменение глаголов по лицам. Обозначение безударных гласных в корнях слов. Слог.
Оформление связного высказывания (ответы на вопросы). Составление простых распространенных предложений. Работа с деформированным текстом. Составление пересказа по вопросам.
Состав слова. Словообразование.
Восприятие на слух загадок и выделение последнего согласного в словах-отгадках. Восприятие на слух загадок и выделение второго согласного звука в словах-отгадках. Увеличение словарного запаса. Образование слов суффиксальным способом (существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, -ниц-, -инк-, -ин-, прилагательных с помощью суффиксов –и-, -н-, -ан-, -ян-, -енн-). Образование слов приставочным способом. Согласование существительных с прилагательными и глаголами. Восстановление деформированных слов, словосочетаний, предложений. Составление предложений. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке. Выразительное чтение.
Предлоги
Использование предлогов в речи. Правописание предлогов. Составление предложений. Восстановление деформированных предложений.
Части речи
Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Глагол как часть речи. Увеличение словарного запаса. Согласование существительных с прилагательными и глаголами. Согласование имен существительных с числительными. Составление предложений. Чтение. Пересказ. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление словосочетаний. Составление предложений. Восстановление деформированных предложений. Составление рассказа по плану. Составление предложений. Восстановление деформированных предложений. Составление рассказа по плану.
Предложение
Увеличение словарного запаса. Согласование существительных с прилагательными и глаголами. Согласование существительных с числительными. Подбор антонимов к словам. Виды предложений по цели высказывания. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений. Выразительное чтение. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок.
Текст
Типы текстов. Составление рассказа из отдельных предложений. Составление рассказа по картинке и по вопросам. Составление рассказа по сюжетной картинке.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной и устной речи | |
Повторение | 14 часов | ||
Ударение | 2 часа | ||
Ударные и безударные гласные | 4 часа | ||
Части речи | 34 часа | ||
Предложение. Текст | 10 часов | ||
Логопедическое обследование | 4 часа | Тестовая диагностика устной и письменной речи | |
Итого | 72 часа |
Календарно – тематическое планирование для 3 класса
№ недели | Тема занятия | Задачи
| Дата | ||||
I четверть | |||||||
1 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 01.09 – 09.09 | ||||
2 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | 12.09 – 16.09 | ||||
3 неделя «Как я провёл лето» | Гласные и согласные звуки и буквы. |
| 19.09 -23.09 | ||||
4 неделя «Я и мое тело» | Согласные звуки. Твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие. |
| 26.09 – 30.09 | ||||
5 неделя «Части лица» | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
в слове.
| 03.10 – 07.10 | ||||
6 неделя «Осень. Признаки осени» | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. |
| 10.10-14.10 | ||||
7 неделя «Дары природы» | Оглушение звонких согласных в корне слова. |
| 17.10-21.10 | ||||
8 неделя «Осенние работы на огороде» | Оглушение звонких согласных в корне слова. |
| 24.10 – 28.10 | ||||
II четверть | |||||||
9 неделя «Осенние работы в саду» | Коррекция правописания звонких и глухих согласных на конце слов. |
| 07.11 – 11.11 | ||||
10 неделя «Осенние работы в поле» 14.11- 18.11 | Ударение. |
| 14.11- 18.11 | ||||
11 неделя «Осень в изображениях художников» | Ударные и безударные гласные. |
представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.
| 21.11 – 25.11 | ||||
12 неделя «Домашние и дикие животные» | Ударные и безударные гласные. |
написании ударных и безударных гласных в родственных словах.
| 28.11 – 02.12 |
13 неделя «Зима. Изменения в природе» | Слова, обозначающие предметы. |
| 05.12 – 09.12 |
14 неделя «Животные жарких стран» | Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. |
| 12.12 – 16.12 |
15 неделя «Домашние и дикие птицы» | Слова, обозначающие один и много предметов. |
| 19.12 – 23.12 |
16 неделя «Новый год» | Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. |
множественного числа имени существительного в родительном падеже. | 26.12 – 28.12 |
III четверть | |||
17 неделя «Зимующие и перелётные птицы» | Существительные мужского и женского рода. |
| 09.01 - 13.01 |
18 неделя «Труд людей зимой» | Существительные среднего рода. |
существительного, заменяя слова- предметы подходящими по смыслу местоимением (оно). | 16.01 – 20.01 |
19 неделя «Знаменитые места. Москва – столица России» | Слова, обозначающие действие предмета. |
| 23.01 – 27.01 |
20 неделя «Транспорт» | Сопоставление форм одного и того же глагола. |
| 30.01 – 03.02 |
21 неделя «Профессии» | Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы –у, -при). |
| 06.02 – 10.02 |
22 неделя «Масленица» | Изменение слов, обозначающих действия, по числам и родам. |
| 13.02 – 17.02 |
23 неделя «День защитника отечества» | Подбор слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы. |
| 20.02 – 24.02 |
24 неделя «Весна. Признаки весны» | Слова, обозначающие признаки предметов. |
словах, обозначающих признак предмета. | 27.02 – 03.03 |
25 неделя «Международный женский день» | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина, форма, вкус). |
признаков предметов. | 06.03 – 10.03 |
26 неделя Труд людей весной» | Образование относительных прилагательных. |
прилагательных от существительных с помощью суффиксов. | 13.03 – 17.03 |
27 неделя «Животные средней полосы России» | 20.03- 23.03 | ||
IV четверть | |||
28 неделя «Насекомые» | Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным и противоположным значением. |
, обозначающие противоположные признаки антонимы). | 03.04- 07.04 |
29 неделя «Космос» | Подбор прилагательных, близких по значению. |
(синонимы) | 10.04 – 14.04 |
30 неделя «Пасха» | Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. |
| 17.04 – 21.04 |
31 неделя «Цветы. Первоцветы» | Работа с деформированным предложением. |
грамматически правильного предложения. | 24.04 -28.04 |
32 неделя «1 мая, 9 мая» | Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. |
| 02.05 – 05.05 |
33 неделя «Лето. Летние месяцы» | Восстановление деформированного текста. |
последовательность предложений в тексте. | 10.05 – 12.05 |
34 неделя «Летние работы в деревне» | Составление рассказа по серии картинок. |
в рассказе, последовательно излагать текст. | 15.05 – 19.05 |
35 неделя | Диагностика устной речи | Выявление недостатков в устной речи | 22.05 – 26.05 |
36 неделя | Диагностика письменной речи | Выявление недостатков в письменной речи | 29.05 – 31.05 |
5. Информационно-образовательные ресурсы
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);
- с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература:
- Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей»: Пособие для логопедов.- 2-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 1979.
- «Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения»/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. Изд. 3-е- Волгоград: Учитель, 2015.
- Нефёдова О.В., Узорова О.В. «Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок: 1-4 классы» - М.: Издательство АСТ, 2016.
- «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-3 классы/авт.-сост. Н.А. Абрамова.-Изд.2-е Волгоград: Учитель, 2015.
- Смирнова С.С., Цыплѐнкова О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образовательной кинесиологии».- Тверь:.Изд. «Тверской орден Трудового Красного Зн..», 2011.
- Чистякова О.В. «Исправляем дисграфию: 500 упражнений для обучающихся 1-4 классов.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016
- Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.- СПб: КАРО, 2014.
- Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы).- СПб: КАРО, 2015.
- Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы).- СПб: КАРО, 2016.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.:Прсвещение,2003.
- Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, Издательство Академия развития, 2006.
- «Логопедия в школе: практический опыт»/ Под ред. В.С. Кукушина. Учебно-практическое пособие – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей- логопедов/Е.В.Мазанова.- М.: Изд.Гном, 2011.
- Справочник учителя-логопеда школы/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина.- Волгоград:Учитель, 2012.
- Прищепова И.В., Недоленко С.В., Прищепова П.А.Диагностика недостатков письма у младших школьников.- СПб: Издательский дом «Литера», 2016.
- Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы).- СПб: КАРО, 2015.
- Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы).- СПб: КАРО, 2016.
Интернет-ресурсы:
- .www.logoped18.ru
- wwww.nsportal.ru
- www.pedportal.net
- www.logopedrunet.ru
- www.infourok.ru
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Иллюстрационные материалы по темам:
«Азбука», «Времена года», «Времена суток», «Животные», «Птицы», «Одежда», «Обувь», «Овоши и фрукты» и др.
Технические средства:
Компьютер – 1 шт
Принтер – 1 шт
Зеркало – 1 шт.
Одноразовые шпатели
Массажные мячики и мячики Су-Джок – 4 шт.
7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Причина | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...
Логопедическая помощь детям раннего возраста
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами, особенно это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому важно выявить неблагополучно...
Организация работы с учащимися, нуждающимися в логопедической помощи
В статье описывается работа школьного логопункта и система работы с родителями детей-логопатов...
Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»
Оригинальная серия практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с наруш...
Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".
ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...
Рабочая программа «Логопедической помощи в социальной адаптации и реабилитации детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью «Учимся говорить и общаться»
Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Планирование логопедических занятий...