Материал для родителей
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Игры и занятия
При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:
- Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
- Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнут. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
- Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
- Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
- Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
- Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
- Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
- Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
- Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
- Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
- Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
- Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
- Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.
Игры с буквами
Описание: Если вы уже начали обучать своего ребенка буквам, учить его читать, не ограничивайтесь только простыми табличками, книгами или кубиками. Предлагаю вам варианты игр с буквами. Уверяю вас, используя эти игры, процесс обучения чтению превратится в увлекательное занятие.
Автор: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» Правообладатель: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» Дорогие родители! Если вы уже начали обучать своего ребенка буквам, учить его читать, не ограничивайтесь только простыми табличками, книгами или кубиками. Предлагаю вам варианты игр с буквами. Уверяю вас, используя эти игры, процесс обучения чтению превратится в увлекательное занятие.
«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.
«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.
«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.
«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.
«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.
«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.
«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)
«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.
«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).
«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.
«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.
«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.
«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.
Формирование навыков мелкой моторики рук.
Работа запястья Описание: В этой статье мы отдельно остановимся на формировании силы, стабильности и ловкости движений, выполняемых при вращении кисти. Запястье участвует во всех действиях и потому очень обратить внимание на то, как ребенок выполняет движения связанные с супинаций (удержание кистей ладонями вверх) и сменой/ вращением кистью (смена супинации и пронации)
Безусловно, основное место занимают бытовые навыки: в процессе выполнения бытовых действий укрепляется запястье и развиваются возможность его удержания. стабильности сначала с опорой. а потом на весу.
Вместе с тем, можно подобрать специальные игры и задания, позволяющие целенаправленно развивать запястье.
Автор: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Жиянова Полина Львовна, Жукова Ирина Правообладатель: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
Игры и упражнения
Носить предметы в положении ладонями вверх (супинация кисти)
1.Переноска предметов разной формы, размера, веса, предметов из разных материалов: пустой поднос, поднос с несколькими небьющимися предметами, поднос с мячиками. .
2.Переноска предметов с ручками: ведро с водой, кувшин с водой, кружка, кастрюля, сковорода, и т.д.
Вращательные движения в одной плоскости:
Скатывать бумагу, коврики
Отвинчивать крышки
Размешивать (варить кашку) Чем более густуй и вязкой будет то, что размешивает ребенок, тем лучше.
Вращательные движения с поворотом кисти (смена пронации и супинации)
Поворачивать ручки двери
Отжимать/выкручивать белье после стирки
Ловить мяч
Открывать замок ключом
Зачерпывать и пересыпать ложкой: две мисочки поставить на поднос. Полная справа, пустая слева.
Выливать жидкость из кувшина (можно играть во время купания)
Другие игры с кувшином/сосудами с ручкой:
Переливание воды при помощи сосудов разной формы и размеров.
Разливание воды из большого сосуда в несколько маленьких.
Наливание воды через воронки различного размера в сосуды различного размера и формы.
Переливание воды при помощи шприца.
Поливание цветов.
Рисование
Рисование кругов, спиралей, клубков - сначала на столе потом на весу на мольберте. Специальные пальчиковые игры с поворотами кистей:
мы капусту рубим рубим
мы морковку трем трем
мы капусту солим солим
мы капусту жмем жмем.
Или более простые игры, например:
ребро ладони - кулачок: порубили, постучали
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Одна из примет нашего времени - удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием в умственном развитии. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они поняли, что эти дети могут так же как и другие, учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.
Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди обычно развитых сверстников, такой ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.
Уже известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов и педагогов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.
Это говорит о том, что работа с такими детьми - дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Во всем мире людей с синдромом Дауна называют " солнечными" - настолько они дружелюбны, открыты, добры и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И как все дети, они любят шалить, играть, читать, танцевать, узнавать что-то новое.
Но жить, учиться и проявлять свои таланты, развиваться дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.
Большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и жизни в семье показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.
Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус - это хорошая основа для воспитательной работы. Такой ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
Детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений, они различают цвета. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Существует большое количество методик, которые позволяют эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна взрослым необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Но надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные предметы, звуки, слова и т. д.
Дети с синдромом Дауна не умеют самостоятельно рассматривать, вглядываться. Для них характерны трудности восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Такие дети часто не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы столовую, туалет или свой класс. Могут ошибаться при определении времени на часах, дней недели, времен года.
Эти дети часто болеют. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у таких детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать, а, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Из всего вышесказанного, можно определить особенности речи детей с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:
- дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
- в возрасте 11-13лет у этих детей может возникнуть заикание;
-слабое развитие фонематического слуха, медленный темп усвоения речи окружающих;
- замедленный темп артикуляции;
- дизартрия.
Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.
Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.
Все это определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна это их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
- развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
- воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения (Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Больше необходимо уделить внешним формам поведения);
- трудовое обучение (Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда);
- сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям - формирование различных эталонных систем.
I направление. Формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа - глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов:
1. Идентификация предметов по признаку цвета.
2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.
3.Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.
4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.
5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности.
7. Формирование представления о форме предмета.
II. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете:
1. Идентификация предметов в целом.
2. Идентификация предметов по форме.
3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.
4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
5. Формирование умения словесно обозначить форму предмета.
6. Обобщение разноцветных геометрических фигур.
7. Классификация по форме, без контурных эталонов.
8. Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.
9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
III. Формирование представлений о величине:
1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.
2. Формирование представлений о длине предмета: "длинный - короткий ".
3. Формирование представлений о ширине: " широкий - узкий".
4. Формирование представлений о высоте " высокий - низкий".
IV. Формирование пространственных представлений:
1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе:
" Я - точка отсчета"
2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека
3. Ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова - находятся вверху, ноги -внизу, животик - спереди, спинка - сзади)
4. Ориентация на листе бумаги.
V. Формирование представлений о времени:
1. Формирование представления «сутки».
2. Формирование представлений о временах года.
3. Формирование временных понятий: " вчера - сегодня - завтра".
4. Формирование временных понятий: " дни недели".
VI. Формирование тактильно двигательного восприятия:
1. Ориентация в тактильных ощущениях.
2. Развитие зрительно двигательной координации.
3. Развитие стереогнозиса (это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь).
VII. Коррекция слухового восприятия - имеет первостепенное значение для развития речи:
1. Слуховое восприятие неречевых звуков.
2. Слуховое восприятие речевых звуков.
3. Развитие ритмического слуха.
VIII. Коррекция мышления.
Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в " обычную жизнь" - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.
Обделенный здоровьем и некоторыми способностями ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок - прекрасные душевные качества. Подобные дети очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.
Дети с синдромом Дауна учат людей любить друг друга такими , как есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии.
Список литературы
1. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
4. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
5. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
Методики
Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:
- Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
- Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
- Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
- Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
- Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.
Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.
Из-за чего дети с аутизмом могут проявлять агрессию и почему они в этом не виноваты
«Агрессивное поведение у людей с аутизмом возникает не потому, что у них аутизм»
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психологического (психического) развития. Человеку с РАС бывает сложно выстраивать коммуникацию с людьми, он иначе воспринимает окружающий мир.
По данным ВОЗ, примерно один ребенок из 160 имеет расстройство аутистического спектра. Оно проявляется по-разному: некоторые люди с аутизмом самостоятельны и эффективны в повседневной жизни, другие же нуждаются в постоянном уходе. Способности и потребности таких людей могут со временем меняться, но расстройство сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Агрессивное поведение у людей с РАС может встречаться несколько чаще, чем у людей без него, говорит врач-психиатр, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, член экспертного совета фонда «Выход» и фонда «Антон тут рядом» Елисей Осин. По его словам, чаще всего такое поведение наблюдается у маленьких детей, оно связано с нарушением коммуникации. Например, если ребенок с аутизмом не может спокойно продемонстрировать потребность во внимании, объяснить другим, что он хочет, или пытается достичь определенную цель, то прибегает к более простым способам поведения.
Выглядеть агрессивное поведение может по-разному: от щипков и кидания предметов до истерик, когда ребенок падает на пол, расстраивается, кричит.
По словам руководителя организации «Шаг за шагом» Светланы Артемовой, среди людей с аутизмом распространена самоагрессия: они могут повреждать себя, царапая кожу, вырывая волосы. Такое поведение чаще всего провоцируют внешние раздражители.
«Например, есть причины, которые для обычных людей неважны или незначительны, а люди с аутизмом придают этому большое значение и могут повести себя таким образом», — рассказывает Артемова.
Часто РАС сопровождается сопутствующими расстройствами, в том числе депрессией, тревожным состоянием, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. По словам Елисея Осина, это также может стать дополнительной причиной проблем с поведением.
В процессе взросления у большинства людей с аутизмом формируются навыки коммуникации и социального взаимодействия, поэтому проблемное поведение уменьшается. В то же время, отмечает Осин, у подростка или взрослого человека с аутизмом оно может проявляться сильнее и нужно больше усилий, чтобы с этим справиться. Во избежание таких проблем с возрастом, людям с аутизмом и их семьям требуется ранняя помощь.
«Если малышей научить эффективно контактировать с людьми, то можно предупредить их агрессивное поведение во взрослом и подростковом возрасте», — говорит Осин.
Ранняя помощь — это система мер, которая помогает как можно раньше преодолеть симптомы аутизма, поясняет эксперт. Детей учат эффективной коммуникации с людьми, участию в общих играх, социализируют с учетом их индивидуальных потребностей. Важно также научить родителей налаживать контакт с детьми с РАС.
«Когда маленький ребенок ведет себя своеобразно и развивается своеобразно, родители часто бывают крайне растеряны и предпринимают, мягко говоря, неэффективные действия: тратят деньги на шарлатанов или на неисследованные процедуры, лекарства. Могут также не понимать поведение ребенка», — объясняет Елисей Осин.
Медицинская помощь и терапия
Сегодня одна из главных проблем для людей с аутизмом и их родных — отсутствие эффективной социальной и медицинской помощи и терапии, сходятся во мнении и эксперты. Часто в медучреждениях родителям ребенка с РАС предлагают госпитализацию даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости.
Люди с аутизмом нуждаются в терапии, основанной на прикладном анализе поведения: в обучении их терпению и ожиданию, соблюдению правил и социальных норм и другим навыкам жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей
Памятка родителям пятиклассника по выполнению домашнего задания....
Материал для родителей
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий...
Материал для родителей
памятка...
Консультативный материал для родителей
Данный материал предназначен родителям тех детей, что имеют проблемы в развитии письменной речи. Даются основные упражнения для домашней работы с ребёнком над звуко-буквенным и слоговым анализом....
Материал для родителей
10 советов родителям...
Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...