Тема: «Нетрадиционные методы и приемы коррекции не речевых и речевых процессов у учащихся младшего школьного возраста»
статья
Тема: «Нетрадиционные методы и приемы коррекции не речевых и речевых процессов у учащихся младшего школьного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Нетрадиционные методы и приемы коррекции не речевых и речевых процессов у учащихся младшего школьного возраста»
В работе учителей-логопедов нетрадиционные методы и приемы становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у учащихся. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы и приемы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, эти методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее, создается психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
На сегодняшний день известно достаточно много нетрадиционных методов и приемов коррекции речевых и неречевых процессов у учащихся младшего школьного возраста. Но мне хочется рассказать о тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: музыкотерапия, хромотерапия, , самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»,
Музыкотерапия
Цели:
- Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности).
- Стимулировать двигательные функции.
- Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
- Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
- Растормаживать речевую функцию.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. «…Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение…» (Р.Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему (А.Р.Гуськов, С.А.Мамулов, И.Р.Тарханов).
Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р.Вагнера, оперетты Ж.Оффенбаха, «Болеро» М.Равеля с их нарастающим ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф.Гайдна, Д.Россини и большинство произведений В.А.Моцарта. Сонаты Л. ван Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз № 24» Н.Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена.
Наиболее важным для детей являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе, и даже пении.
На занятиях использую следующие приемы музыкотерапии:
- прослушивание музыкальных произведений;
- ритмические движения под музыку;
- сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Во время музыкальных сеансов соблюдаю принципы:
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;
- использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;
- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия. С этой целью я использую специально созданные для детей инструментальные композиции Р.Блаво.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции;
- нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Хромотерапия
Цели:
- Нормализовать мышечный тонус.
- Нейтрализовать негативное состояние.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают (В.М.Бехтерев, В.А.Скумин). Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и я это учитываю в работе.
Воздействие цвета на организм ребенка
Цвет | Положительное влияние на организм |
Синий, голубой | Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие. |
Красный, розовый | Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов. |
Зеленый | Успокаивающее действие, создание хорошего настроения |
Желтый | Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния |
Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников использую цвета, представленные в таблице.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накидываю шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещение, а создает мягкий свет определенной цветовой гаммы).
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
У учащихся с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшие глубокие миски (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) заполняю на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Нравятся обучающимся занятия с использованием эвритмии (пропевание звуков в сочетании с движением). Эвритмия воздействует на морально-психологическую и сенсорную сферу ребенка.
Для стимуляции интеллектуального развития и моторики учащихся провожу на занятиях кинезиологические упражнения.
Кинезиология
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Систематическое применение кинезиологических упражнений по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является одним из важнейших средств повышения работоспособности головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Эффект от упражнений немедленный и кумулятивный (накапливающий).
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный и т.д. Пробу выполняем в прямом и обратном (от мизинца к указательному) порядке. Каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак – ребро – ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.
Лезгинка
Левую руку сжимаем в кулак, большой палец оставляем в сторону, кулак направляем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз. Добиваемся высокой скорости смены положений.
Зеркальное рисование
Кладем на стол чистый лист бумаги. Берем в обе руки по карандашу или фломастеру. Начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения мы чувствуем, как расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Ухо – нос
Левой рукой берем за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук «с точностью до наоборот».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет».М.: Издательство «Гном и Д», 2006 г.
- Сазонова С.Н «Развитие речи младших школьников с общим недоразвитием речи».М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
- Фурсеева Е.П. «Нарушения речи у школьников».Ростов-н/Д.: Феникс, 2006 г.
- Гладковская Л.М. «Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе».. – Научно-мет.ж. «Логопед № 1».М.: ООО «Творческий центр Сфера», 2008 г. с. 41-48.
- Карпова С.А «Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи». Научно-мет.ж. «Логопед № 3».М.: ООО «Творческий центр Сфера», 2008 г., с. 62-73.
- «Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами». М.: АРКТИ, 2006 г
- Блаво Р «Исцеление музыкой».СПб.: 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями
Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»
Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...
Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых приемов и техник формирования и развития произносительных навыков учащися на начальном этапе изучения английского языка....
Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
Агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психо...
Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»
В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...