Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
картотека

Панчёха Элла Михайловна

Музыкальные игры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Подготовила: учитель музыки

Панчёха Элла Михайловна

С игрой связан детский мир фантазии и выдумки. Интерес детей к процессу игры вводит ребят в окружающий их мир. Задача взрослых – сделать это вхождение значимым, желанным, занимательным.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, друг с другом, создавая предпосылки к дальнейшим педагогическим воздействиям. Музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание детей, имеющих особенности в развитии, неустойчиво, в результате чего, ребёнок не может сосредоточенно слушать задание. Расстройства внимания проявляются и в двигательной расторможенности. Специальные игры на согласованность текста с музыкой, движением помогут развивать у младших школьников координацию функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа с помощью средств двигательной активности.

ИГРА «НЕБО, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ»

Цель: переключение слухового внимания, развитие речевого слуха и быстроты реакции, умение отделять музыкальный раздражитель от речевого раздражителя.

Ход игры:

  1. Ребёнок сидит. Звучит лёгкая музыка. На слово «земля» ребёнок опускает руки вниз, «небо» - руки вверх, «воздух» - вытягивает перед собой.
  2. Ребёнок двигается под марш. «Земля» - приседает, «небо» - поднимает руки вверх, «воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановки.

ИГРА «ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: развитие устойчивости внимания, двигательно-слуховой координации, двигательной активности – поочерёдное движение руками, плавный выдох.

Ход игры:

1. Ребёнок сидит. Звучит лёгкая музыка. Двигая руками с раскрытыми ладонями перед собой вверх и вниз, ребёнок шевелит пальцами, изображая снегопад. На окончание музыкальных предложений «ловит» снежинки ладошками.

2. Ребёнок свободно двигается по комнате и ловит снежинки, поднимая поочерёдно руки перед собой.

3. Ребёнок изображает, как поймал снежинку, а затем, по окончании музыкального произведения, сдувает её с ладони.

ИГРА «ХОЛОДНО - ТЕПЛО»

Цель: умение переключать слуховое внимание на звучание регистров и ладов.

Ход игры:

  1.  Ребёнок свободно двигается по комнате. На музыку, звучащую в мажоре, останавливается и, поднимая руки к солнцу, греется. На музыку, звучащую в миноре, садится на стул (идёт домой) и, обхватив себя руками, греется.
  2.  Те же движения на музыку в верхнем и нижнем регистрах.

ИГРА «ЧАСЫ»

Цель: развитие умения распределять внимание, ощущение метроритма.

Ход игры: Ребёнок стоит и в умеренном темпе проговаривает текст, выделяя хлопками ударные слоги.

Вот часы идут – «тик-так».

Вот часы бегут – «тик-так».

Будем дружно мы играть

И часы изображать.

Под размеренную музыку ребёнок с мамой последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: ребёнок – «Тик!», мама – «Так!». Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле. Игра продолжается до конца музыкального произведения.

ИГРА «РАЗ – ДВА!»

Цель: развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ритмическая игра проводится под музыку Р. Лихтенене «Летка-енка».

Ход игры:

На первую и третью четверти нечётных тактов ребёнок выполняет пружинки, считая вслух «Раз – два!». На чётные такты – движения по тексту:

1 такт – Раз, два!

2 такт – Хлоп-хлоп-хлоп.

3 такт – Раз, два!

4 такт – Топ-топ-топ.

5 такт – Раз, два!

6 такт – Шлёп-шлёп-шлёп.

7 такт – Раз, два!

8 такт – По-во-рот!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии ограничена в объёме, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Музыкальные игры способствуют развитию, коррекции и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и различных формах познавательной деятельности.

Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

ИГРА «БАРАБАН»

Цель: развитие зрительной и двигательной памяти.

Ход игры: Рядом с ребёнком сидит игрушечный заяц с барабаном. Мама читает стихи:

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по-разному играл

И Ванюше подражал.

Мама под музыку марша исполняет на барабане длинные доли, ребёнок повторяет данный ритмический рисунок. При повторе игры мама исполняет короткие доли, ребёнок повторяет.

ИГРА «СМОТРИ И ПОВТОРИ» (ритмическая эстафета)

Цель: развитие зрительной и двигательной памяти.

Музыкальное сопровождение – С. Джоплин «Регтайм кленового листа».

Ход игры: Ребёнок стоит. На первые два такта музыки мама показывает несложное движение. Ребёнок на 3-4 такты повторяет. 5-6 такты – показывает движение мама, 7-8 такты – ребёнок повторяет.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - главный психический процесс. Развитие мышления у детей с ОВЗ происходит с задержкой. Посредством игры ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Музыкальная деятельность помогает детям вслушиваться в музыкальную речь, сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни.

ИГРА «УГАДАЙ, НА ЧЁМ ИГРАЮ»

Цель: обучение умению различать музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Ход игры: За небольшой ширмой разложены инструменты, знакомые ребёнку (бубен, барабан, треугольник и др.)

Взрослый говорит:

Надо музыку послушать,

Инструменты подобрать,

Их звучание запомнить

И по тембру различать.

Ребёнок слушает музыку и подбирает нужный инструмент.

ИГРА «НАЙДИ ЦВЕТ»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Ход игры: У взрослого демонстрационные карточки красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ребёнок сидит и слушает музыку спокойного характера. В начале музыкальной фразы взрослый поднимает карточку какого-либо цвета. Ребёнок находит этот цвет в одежде или окружающей обстановке.

ИГРА «ГДЕ БЫВАЛИ?»

Цель: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.

Музыкальное сопровождение – народная, классическая, современная музыка в инструментальном, оркестровом или вокальном исполнении.

Рекомендуемые произведения:

Р. Шуман «Грёзы»

К. Сен-Санс «Лебедь»

Э. Григ «Утро»

А. Глазунов «Болеро из балета «Раймонда»

П. Чайковский. Первая симфония, 1 часть

Ход игры: Прослушав музыкальное произведение, ребёнок с помощью взрослого придумывает рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ЗИМА?»

Цель: развитие логического мышления, умения подбирать слова, обозначающие признаки предметов.

Ход игры: На стуле стоит игрушечный слон и лежит деревянная палочка.

Слон совсем не знает,

Какой зима бывает.

К кому палочка придёт,

Тот ответ слону даёт.

Ребёнок берёт палочку и передаёт её взрослому на сильную долю музыкального произведения в умеренном темпе, называя при этом приметы зимы, например, «снежная», «холодная», «белая». Родитель передаёт палочку ребёнку на сильную долю, называя примету зимы, и т.д. до конца музыкального произведения.

Ребёнка окружает мир, наполненный множеством звуков. Детям необходима помощь в формировании умений слышать, слушать, различать, сравнивать, обобщать. Задача взрослых способствовать созданию новых понятий, образов, впечатлений, развивать речь и творческие способности.

Помогайте своему ребёнку – играйте с ним в музыкальные игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста

Игры, в которые рекомендовано играть родителям с детьми....

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста....

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...