Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
картотека
Музыкальные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 953.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Подготовила: учитель музыки
Панчёха Элла Михайловна
С игрой связан детский мир фантазии и выдумки. Интерес детей к процессу игры вводит ребят в окружающий их мир. Задача взрослых – сделать это вхождение значимым, желанным, занимательным.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, друг с другом, создавая предпосылки к дальнейшим педагогическим воздействиям. Музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание детей, имеющих особенности в развитии, неустойчиво, в результате чего, ребёнок не может сосредоточенно слушать задание. Расстройства внимания проявляются и в двигательной расторможенности. Специальные игры на согласованность текста с музыкой, движением помогут развивать у младших школьников координацию функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа с помощью средств двигательной активности.
ИГРА «НЕБО, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ»
Цель: переключение слухового внимания, развитие речевого слуха и быстроты реакции, умение отделять музыкальный раздражитель от речевого раздражителя.
Ход игры:
- Ребёнок сидит. Звучит лёгкая музыка. На слово «земля» ребёнок опускает руки вниз, «небо» - руки вверх, «воздух» - вытягивает перед собой.
- Ребёнок двигается под марш. «Земля» - приседает, «небо» - поднимает руки вверх, «воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановки.
ИГРА «ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»
Цель: развитие устойчивости внимания, двигательно-слуховой координации, двигательной активности – поочерёдное движение руками, плавный выдох.
Ход игры:
1. Ребёнок сидит. Звучит лёгкая музыка. Двигая руками с раскрытыми ладонями перед собой вверх и вниз, ребёнок шевелит пальцами, изображая снегопад. На окончание музыкальных предложений «ловит» снежинки ладошками.
2. Ребёнок свободно двигается по комнате и ловит снежинки, поднимая поочерёдно руки перед собой.
3. Ребёнок изображает, как поймал снежинку, а затем, по окончании музыкального произведения, сдувает её с ладони.
ИГРА «ХОЛОДНО - ТЕПЛО»
Цель: умение переключать слуховое внимание на звучание регистров и ладов.
Ход игры:
- Ребёнок свободно двигается по комнате. На музыку, звучащую в мажоре, останавливается и, поднимая руки к солнцу, греется. На музыку, звучащую в миноре, садится на стул (идёт домой) и, обхватив себя руками, греется.
- Те же движения на музыку в верхнем и нижнем регистрах.
ИГРА «ЧАСЫ»
Цель: развитие умения распределять внимание, ощущение метроритма.
Ход игры: Ребёнок стоит и в умеренном темпе проговаривает текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут – «тик-так».
Вот часы бегут – «тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку ребёнок с мамой последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: ребёнок – «Тик!», мама – «Так!». Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле. Игра продолжается до конца музыкального произведения.
ИГРА «РАЗ – ДВА!»
Цель: развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ритмическая игра проводится под музыку Р. Лихтенене «Летка-енка».
Ход игры:
На первую и третью четверти нечётных тактов ребёнок выполняет пружинки, считая вслух «Раз – два!». На чётные такты – движения по тексту:
1 такт – Раз, два!
2 такт – Хлоп-хлоп-хлоп.
3 такт – Раз, два!
4 такт – Топ-топ-топ.
5 такт – Раз, два!
6 такт – Шлёп-шлёп-шлёп.
7 такт – Раз, два!
8 такт – По-во-рот!
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Память у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии ограничена в объёме, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Музыкальные игры способствуют развитию, коррекции и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и различных формах познавательной деятельности.
Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.
ИГРА «БАРАБАН»
Цель: развитие зрительной и двигательной памяти.
Ход игры: Рядом с ребёнком сидит игрушечный заяц с барабаном. Мама читает стихи:
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл
И Ванюше подражал.
Мама под музыку марша исполняет на барабане длинные доли, ребёнок повторяет данный ритмический рисунок. При повторе игры мама исполняет короткие доли, ребёнок повторяет.
ИГРА «СМОТРИ И ПОВТОРИ» (ритмическая эстафета)
Цель: развитие зрительной и двигательной памяти.
Музыкальное сопровождение – С. Джоплин «Регтайм кленового листа».
Ход игры: Ребёнок стоит. На первые два такта музыки мама показывает несложное движение. Ребёнок на 3-4 такты повторяет. 5-6 такты – показывает движение мама, 7-8 такты – ребёнок повторяет.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление - главный психический процесс. Развитие мышления у детей с ОВЗ происходит с задержкой. Посредством игры ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Музыкальная деятельность помогает детям вслушиваться в музыкальную речь, сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни.
ИГРА «УГАДАЙ, НА ЧЁМ ИГРАЮ»
Цель: обучение умению различать музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.
Ход игры: За небольшой ширмой разложены инструменты, знакомые ребёнку (бубен, барабан, треугольник и др.)
Взрослый говорит:
Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.
Ребёнок слушает музыку и подбирает нужный инструмент.
ИГРА «НАЙДИ ЦВЕТ»
Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.
Ход игры: У взрослого демонстрационные карточки красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ребёнок сидит и слушает музыку спокойного характера. В начале музыкальной фразы взрослый поднимает карточку какого-либо цвета. Ребёнок находит этот цвет в одежде или окружающей обстановке.
ИГРА «ГДЕ БЫВАЛИ?»
Цель: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.
Музыкальное сопровождение – народная, классическая, современная музыка в инструментальном, оркестровом или вокальном исполнении.
Рекомендуемые произведения:
Р. Шуман «Грёзы»
К. Сен-Санс «Лебедь»
Э. Григ «Утро»
А. Глазунов «Болеро из балета «Раймонда»
П. Чайковский. Первая симфония, 1 часть
Ход игры: Прослушав музыкальное произведение, ребёнок с помощью взрослого придумывает рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
ИГРА «КАКАЯ БЫВАЕТ ЗИМА?»
Цель: развитие логического мышления, умения подбирать слова, обозначающие признаки предметов.
Ход игры: На стуле стоит игрушечный слон и лежит деревянная палочка.
Слон совсем не знает,
Какой зима бывает.
К кому палочка придёт,
Тот ответ слону даёт.
Ребёнок берёт палочку и передаёт её взрослому на сильную долю музыкального произведения в умеренном темпе, называя при этом приметы зимы, например, «снежная», «холодная», «белая». Родитель передаёт палочку ребёнку на сильную долю, называя примету зимы, и т.д. до конца музыкального произведения.
Ребёнка окружает мир, наполненный множеством звуков. Детям необходима помощь в формировании умений слышать, слушать, различать, сравнивать, обобщать. Задача взрослых способствовать созданию новых понятий, образов, впечатлений, развивать речь и творческие способности.
Помогайте своему ребёнку – играйте с ним в музыкальные игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей младшего школьного возраста
Игры, в которые рекомендовано играть родителям с детьми....
Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»
Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...
«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»
ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...
«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация
laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Музыкально-дидактические игры...
Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста
В данной работе рассмотрены методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста....
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»
Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...