Комплекс артикуляционной гимнастики в помощь родителям
учебно-методическое пособие
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 403.99 КБ |
Предварительный просмотр:
- Активизация мягкого нёба
В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться наиболее высокого поднятия мягкого неба и удлинения времени удержания мягкого нёба в поднятом положении.
Упражнения | Качество выполнения упражнений ребенком точность, скорость, амплитуда). Трудности, возникающие при выполнении упражнений |
Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого неба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды. Позевывание при открытом рте, имитация позевывания. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. |
II. Активизация щек и губ
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений, умения контролировать движения щек и губ.
Упражнения | Качество выполнения упражнений ребенком (точность, скорость, амплитуда). Трудности, возникающие при выполнении упражнений |
1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание щек попеременно. 3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 4. Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются, вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты 5. Оскал – губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов. 6. «Хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях. 7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ. 8. Оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. 9. Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях. 10. Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста). 11. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 12. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях. 13. Поднимание верхней губы – обнажаются верхние зубы; оттягивание вниз нижней челюсти – обнажаются нижние зубы. 14. Движения губ хоботком влево-вправо. 15. Сильное надувание щек. 16. Удерживание губами карандаша или стеклянной трубочки. |
III. Активизация языка
Первая группа упражнений
Цель упражнений: развитие умения удерживать язык в определенном положении.
«Лопатка»: широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу, держать мягким и расслабленным без движения. Методические указания: не открывать рот слишком широко, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко – он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться углов рта. | |
«Мостик»: поставить кончик языка за нижние зубы, серединку языка сильно выгнуть вперед. Методические указания: не открывать рот слишком широко, чтобы не было напряжения; следить, чтобы работал только язык, – нижняя челюсть должна быть неподвижной; следить, чтобы не подворачивались губы. |
Вторая группа упражнений
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений языка, укрепление мышц языка.
«Иголочка»: сильно вытянуть кончик языка вперед и немного вверх, чтобы кончик был острый и тонкий. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы кончик языка не отклонялся; не следует чрезмерно напрягать кончик языка. | |
«Змейка»: из положения «иголочка» доставать кончиком языка верхние зубы и альвеолы (бугорки за верхними зубами). Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; двигая кончиком языка, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. | |
«Лошадка»: легко пощелкать кончиком языка, присасывая его к нёбу. Методические указания: упражнение сначала нужно выполнять в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. | |
«Маятник»: движения сильно высунутого языка вправо-влево. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, – она должна быть неподвижной; язык – острым и тонким; рот широко открыт. |
Третья группа упражнений
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений языка, укрепление мышц языка.
«Чашечка»: поднять боковые края языка вместе с кончиком, чтобы в середине образовалась ямка. Методические указания: рот широко открыт; язык должен быть широким, боковые края касаются углов рта; не высовывать язык далеко; следить, чтобы не подворачивались губы | |
«Грибок»: из положения «лошадка» присосать язык к нёбу, нижнюю челюсть опустить. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной; губы в положении улыбки; боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно | |
«Гармошка»: сделать «грибок», не опуская языка, поднимать и опускать нижнюю челюсть, чтобы под языком возникало легкое ощущение боли. Методические указания: следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны; открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти; следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. Данное упражнение помогает растянуть тугую подъязычную связку | |
«Дождик»: сделать «грибок», плотно прижав боковые края, легко щелкать кончиком языка, не опуская его. Методические указания: упражнение сначала нужно выполнять в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционной гимнастики...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....
Комплекс артикуляционной гимнастики
Памятка для родителей...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....
Комплексы артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов...