Перспективы образования школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе
статья
Целевые ориентиры обучения школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективы образования школьников с ОВЗ | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Перспективы образования школьников с ОВЗ в условиях обновленных ФГОС
Целевые ориентиры обучения школьников с ОВЗ
Подготовила Е.В. Кузнецова
Учитель-дефектолог
г. Тихвин – 2022
В настоящее время в связи с конкретизацией целей образования, введением в реализацию обновленного Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, построенного на компетентностном подходе, меняется взгляд на методику обучения. Методологической основой является системно-деятельностный подход, как один из основных задач образования.
ФГОС обеспечивает:
-единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования для всех категорий обучающихся;
-преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит, как для нормотипичных детей, так и для детей с ОВЗ.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом особенностей детей с ОВЗ, а также требований к образовательным процедурам.
В обновленных ФГОС учтены необходимые условия для получения качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и оказания своевременной коррекционной помощи, на основе специальных педагогических подходов, условия, в максимальной степени способствующие получению основного общего образования, а также социальному развитию обучающихся, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Для каждой категории обучающихся на основе ФГОС разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы. Ведущим элементом обязательной части АООП является содержание образования.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неѐ входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
Во всех образовательных областях обновленных ФГОС, выделены «академический компонент» и «компонент жизненной компетенции». Учтена неоднородность группы обучающихся с ОВЗ, весь диапазон различий. В структуре и содержании АООП выделены 8 предметных областей и коррекционно-развивающая область. Предусматривается возможность перехода обучающегося с ОВЗ с одного варианта образовательной программы на другой. Описаны и конкретизированы необходимые специальные образовательные условия – общие и специфические. Выделены особые образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ и специфические в каждой из групп.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
с учетом адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных групп
Учебный план для каждой нозологической группы;
Адаптация содержания учебного материала;
Корректировка предметных результатов освоения учебных программ; оценки достижения планируемых результатов освоения программы;
Применение специальных технологий, методов, приемов на каждом уроке.
В связи с этим были разработаны стандарты образования детей с ОВЗ. Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению психологомедико-педагогической комиссии, могут обучаться по АООП НОО ООО различных нозологических групп.
Варианты образовательных программ учитывают особые образовательные потребности обучающихся, и содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям их реализации.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса:
индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это индивидуальная программа учащегося на определённый срок обучения, включающая все условия обучения и среды.
Разрабатывается в целях создания условий для максимальной реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет оценить степень достижения поставленных целей и задач в обучении ребёнка с ОВЗ. Позволяет осуществлять контроль образовательного процесса детей с ОВЗ. Структурирует и интегрирует понятийный аппарат каждого специалиста, включенного в данную работу. Мотивирует специалистов к профессиональному росту. Обеспечивает включенность семьи в образовательный процесс. Объединяет всех участников образовательного процесса.
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.
Обновленные стандарты образования уделяют серьезное внимание функциональной грамотности. Понятие – относительно новое. Сегодня понятие приобрело новый смысл «Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
Основные направления формирования функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Цифровая/компьютерная грамотность
- Креативное и критическое мышление
- Глобальные компетенции
Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования к усвоению минимума функциональной грамотности детей с ОВЗ.
Формирование функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ является гарантией успеха в любой предметной области и основой развития ключевых компетентностей. Обновленные ФГОС для обучающихся с ОВЗ расширяют поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения, являются необходимым инструментом повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Список литературы
- Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019 - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html
- Бельгисова К.В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : монография / К. В. Бельгисова, Е. Л. Симатова, О. В. Шаповал. - Электрон, текстовые данные. - Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017 - 168 с. - 978-5-93926 - 293-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78382.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / МО и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Свет мой зеркальце» для педагогов дополнительного образования УДОД и учителей ИЗО общеобразовательных школ
Презентация для мастер-класса «Свет мой зеркальце» для педагогов дополнительного образования УДОД и учителей ИЗО общеобразовательных школ.Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессиональног...
ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...
Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....
Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"
Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...