Место специальной педагогики в современной школе
статья
Место специальной педагогики в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_spetsialnoy_pedagogiki_v_sovremennogy_shkole.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Место специальной педагогики в современной школе
Подготовила Е.В. Кузнецова
Учитель-дефектолог
г. Тихвин – 2023
«Жизнь учителя и жизни учеников
связаны тысячами невидимых нитей.
Задача коррекционной педагогики –
сделать эти нити видимыми для всех.
Она делает это, задавая вопросы,
интересующие, всех и каждого».
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия в связи с кардинальными переменами в социально-политической жизни страны возникла острая необходимость переосмысления всей ситуации, сложившейся в социально-педагогической и образовательной сферах государства. Детальному анализу подверглась и область специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое осмысление этой специфической области педагогического знания, глубокий историографический анализ накопленного опыта дали возможность четко обозначить предмет и объект деятельности специальной педагогики.
Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки.
Специальная педагогика в современной школе – бурно разрастающаяся ветвь современной педагогической науки. Время общей педагогики, изучающей воспитание в «общем и целом» прошло. Будущее общеобразовательных школ за целенаправленными специализированными формами и методами обучения, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности.
Уже сегодня, как полагают педагоги 80% детей имеют ярко выраженные индивидуальные особенности, около половины воспитанников подвержены отклоняющемуся поведению, а развитие еще примерно 60% обучающихся идет нетипично [6].
Сегодня специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей. Основные направления поиска новой парадигмы – гуманизация, фундаментализация, интеграция.
Гуманизация подразумевает главной целью специального образования максимальное приближение обучающегося, имеющего недостатки развития, к полноценному и достойному существованию, включение его в равноправные социальные отношения. В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики.
В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование обучающегося с особыми образовательными потребностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого ребенка в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в доступном образовании, так как многие из них не могут обеспечить себе получение профессии и достойное качество жизни в будущем.
Личностно – ориентированная парадигма предлагает активное использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении. Необходимо исходить из природы «особого» ребенка, учитывать в процессе обучения характер и структуру его нарушения, зону ближайшего и актуального развития, его возможности, интересы.
Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ стало определение инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся.
В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.
Инклюзивное образование является формой обучения, при которой все дети, несмотря на свои особенности, включены в общую систему образования. Обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей. При этом образовательной среде уделено особое место в развитии инклюзивного образования.
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию, восполняющая пробелы в обучении и способствующая раскрытию и реализации способностей ребенка в различных сферах, являющаяся специально организованной образовательной средой.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), предусмотренных обновленными ФГОС.
В общеобразовательной школе специальная педагогика выступает в роли помощника обучающемуся с несформированными универсальными учебными действиями. Без целенаправленного преодоления недостатков снижается эффективность обучения и усложняется процесс овладения необходимыми для них знаниями.
Практическая польза специальной педагогики в образовательном пространстве современной школы весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция, включенная в инклюзивное пространство, всегда дает положительные результаты.
Реализуя на практике идеи инклюзивного образования, мы понимаем проблемы обучающихся с особыми образовательными потребностями, улучшаем образовательную среду. Вместе с тем, глубоко убеждены в гуманизации школьного сообщества, успешной адаптации и интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями в социум.
Список литературы
1. Специальная педагогика / Под ред. П. М. Назаровой. М. 2000.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Акдемия, 2002
3. Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5.
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.
5. Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М. А. Галагузовой. М.. 1998. Вып. 3.
6. Дубских, А. В. Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике / А. В. Дубских. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 53-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место классного руководителя в современной школе
Классный руководитель должен любить детей, хорошо знать психолого-физиологические особенности, уметь найти ключик к любому ученику, видя, прежде всего, в нем ЛИЧНОСТЬ! ...
Музейная педагогика в практике современной школы
Данная публикация о том, как можно использовать в образовательном и воспитательном процессе краеведческие материалы...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
Место географии в современной школе
Вопрос о преподавании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро...
Место классного руководителя в современной школе
Место классного руководителя в современной школе...