Индивидуальный план работы с ребенком с нарушением интеллекта на учебный год
методическая разработка
В плане расписана работа по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи, фонематическому восприятию и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_individualnoy_raboty_na_god.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
Цель: диагностика речевого развития ребенка; подготовка к коррекционно-логопедической работе Задачи:
| |||
I неделя День Знаний | II неделя Правила этикета | III неделя «Уж небо осенью дышало» | IV неделя «Дары осени. Грибы» |
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций. 2. Заполнение речевой карты. 3. Составление индивидуального плана работы на учебный год | 1. Массаж «Ручки растираем и разогреваем» 2. Упражнение на дыхание «Надуем шарик» 3. Артикуляционная гимнастика: «Домик» (открыть-закрыть), «Заборчик», «Трубочка», (чередование), «Блинчик», «Иголочка» (чередование), «Качели», «Оближи варенье» 4. Пальчиковая игра «Осень слякоть принесла» 5. Выполнение сложной инструкции, типа: взять красную машинку из шкафа поставить на полку и сесть на место 6. Беседа «Зачем человеку уметь разговаривать» 7. Упражнение «Составь предложение» | 1. Психогимнастика «Берендеево царство» 2. Упражнение «Отхлопай, как я» 3. Упражнение на дыхание «Мячик» 4. Артикуляционная гимнастика: те же упражнения + «Бублик», «Чашечка», «Выпей чашечку» 4. Пальчиковая игра «За грибами» 5. Упражнение «Угадай, что звучит?» (звуки живой-неживой природы) 6. Игра «Найди гриб» 7. Работа в логопедической тетради |
ОКТЯБРЬ
ЭТАП ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: устранение дефектного звукопроизношения; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I неделя «Дары осени. Фрукты» | II неделя «Дары осени. Овощи» | III неделя «Золотая осень. Деревья» | |
1. Массаж «Яблонька» 2. Упражнение на дыхание «Яблочный пирог» 3.Артикуляц. гимнастика: основной комплекс+ «Язычок ищет щелочку в заборе», «Язычок с зубами играет в прятки» 4. Пальчиковая игра «Компот» 5. Звукопроизношение: постанов-ка звука [ш]. (Карточка № 1, 2). Игра «Шумелочки» 6. Игра «Угадай, что звучит?» 7. Игра «Приготовим компот» (относительные | 1. Массаж «В огороде» 2Упражнение на дыхание «Дедушка Рох», «Погреем ручки» 3.Артикуляц. гимнастика: комплекс для шипящих 4. Пальчиковая игра «Наша грядка» 5. Звукопроизношение: автоматизация звука [ш] в прямых слогах, словах (Карточка № 3, 5: ша, шо, шу (Карточки № 3, 4, 5) 6. Игры со звуком [а]: «Придумай слово на звук [а]», «Назови, где звук?» 7. Звуковой анализ слова – астры | 1. Упр на дыхание «Ветер гонит листочки» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих 3. Упражнение «Сделай, что попрошу» 4. Пальчиковая игра «Осенние листья» 5. Звукопроизношение: автоматизация звука [ш] в предложениях (Карточка № 6: ша, шо, шу) 6. Игра «Найди букву «А» (работа с кассой букв) 7. Игра «За кем – за чем?» (сущ мн.ч. тв.п.) | |
IV неделя «Откуда хлеб пришел?» | V неделя «Поздняя осень. Перелетные птицы» | ||
1. Массаж «Зерно» 2. Упражнение на дыхание «Волшебный пузырек» 3. Упражнение «Сделай, что попрошу»: «Положи правую руку на левое плечо, а левую руку на колено» (сложная инструкция) 4. Артикуляционная гимнастика: комплекс для шипящих 5. Пальчиковая игра «В булочной» 6.Звукопроиз-е: автоматизация звука [ш] в словах (Карточка № 7: ши, ше 7. Игра «Подбери родственное слово» 8. Звуковой анализ слова – жук | 1. Упражнение на дыхание «Подуем на перышко» 2. Артикуляционная гимнастика: комплекс для шипящих 3. Игра «Хочу быть птичкой» (координация речи с движением) 4. Звукопроиз-е: автоматизация звука [ш] в предложениях (Карточка № 8: ши, ше) 5. Игры с буквой «У»: «Найди букву «У» (работа с кассой букв), «Разрезная буква» 6.Пересказ отрывка из рассказа «Улетают журавли» И. Соколова-Микитова |
НОЯБРЬ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: устранение дефектного звукопроизношения; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I неделя «Птичий двор» | II неделя «Домашние животные | III неделя «Дикие животные» | IV неделя «Краски осени» |
1.Массаж «Петушок» 2. Упражн-е на дыхание «Эхо» (звукоподражание) 4. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 5.Звукопроизношение:автоматизация звука [ш] в обратных слогах, словах и предл-х (Карточка № 9-12: аш, ош, уш, ыш) 6. Игра «Собери игрушки» (со звуками [а], [у]) 7. Игра «Измени слово» (при-ставочные глаголы) 8. Звуковой анализ АУ | 1. Упражнение на дыхание «Спой песенку» (пропевание слогов) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальчиковая игра «Мои друзья» 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [ш] в обратных слогах, словах и предл-х (Карточка № 13-16: иш, эш, юш, яш) 5. Игра «Узнай букву» 6. Игра «Кого не стало? (род.п.) 7. Работа в логопедической тетради | 1. Самомассаж «Прыг-скок» 2. Упражнение на дыхание «Ежик проснулся» 3. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 4. Пальчиковая игра «Мальчик-с-пальчик» 5.Звукопроизношение:автоматиз звука [ш] в словах и предлож-х со стечением согласных (Карточка № 17, 18: шва, шка, шна, шла) 6. Игра «Лошадка», «Где звук [и]?» 7. Игра «Чей, чье, чья?» (притя-жательные местоимения) | 1.Логоритмика «Мелкий дождик» 2. Упражнение на дыхание «Спой песенку» (пропевание слогов) 3. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [ш] в словах и предл-х со стечением согласных (Карточка № 19, 20: шта, шпа, шма) 5. Игры с буквой «И»: «Найди букву», «Разрезная буква» 6. Чтение логопедического бук-варя 7. Работа в логопедической тетради |
ДЕКАБРЬ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; устранение дефектного произношения; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I «Зима. Зимующие птицы» | II «Одежда. Головные уборы» | III «Обувь» | IV «Новый год. Зимние забавы» |
1.Массаж рук «Зимующие птицы» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальчиковая игра «Кормушка» 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [ш] во фразе (Карточка № 21, 22+ Альбом «Мы со звуком [ш] играем) 5.Игра «Назови слово со звуком [о]» 6. Пересказ отрывка из рассказа «Дятел» М. Пришвина 7. Упражн-е «Подбери действие, признак 8.Упражнение «Повтори слоговую дорожку» 9. Звуковой анализ: ослик | 1. Логоритмика «Шьем одежду» (произнесение слогов с подключ. движения руками и мимикой) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальчиковая игра «Для чего человеку одежда нужна» 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [ш] во фразе (Карточка № 23, 24 + Альбом «Мы со звуком [ш] играем) 5. Игра «Без чего предмет?» (согласование числит с сущест-м) 6. Выкладывание буквенного ряда (работа с кассой букв) 7. Чтение таблицы | 1.Логоритмика «Каблучки» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальч. игра «Новые кроссовки» 4. Подготовка к постановке звука [ч]: показ (зрительный и кинестети-ческий) и словесное описание артикуляции звука 5. Беседа по серии сюжетных картинок 6. Упражнение «Повтори слоговую дорожку» 7. Работа в логопедической тетради | 1. Упражнение на дыхание «Спой песенку» (пропевание слогов) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальч. игра «Мы во двор гулять идем» 4. Звукопроизношение: постановка звука [ч] Игры: «Поезд», «Чайник» 5. Игры с буквами: «Найди и назови букву», «Разрезная буква» 6. Чтение таблиц с гласными буквами 7. Печатанье букв: «А», «У», «И», «О» 8. Придумай рассказ |
ЯНВАРЬ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
II «Новогодний калейдоскоп» | III «Профессии» | IV «Материалы и инструменты» | V «Животные холодных стран» |
1. Упраж на дыхание «По свежему снегу» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Игра «Снежинки» 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [ч] в обратных слогах, словах и предложениях (Карточка № 1, 2, 3: ач, оч, уч, ыч) 5. Игра «Подари картинки со звуками [м] – [м’]» 6. Рассказ-е ск. «В гостях у Дедушки Мороза» по серии сюжетных картинок 7. Упражн-е «Подбери родствен-ные слова к слову: снег, зима 8. Звуковой анализ: машина | 1. Упраж на дыхание «Папа пилит» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальчиковая игра «Профессии» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [ч] в прямых слогах, словах и предложениях (Карточка № 6, 7, 8: ча, чо, чу, чи) 5. Работа в логопедической тетради 6. Чтение логопедического букваря 7. Упражнение «Составь предложе- ние» по опорным словам 8. Анализ слогов: АМ, МИ | 1.Упражнение на дыхание «Играем в тенис» (проговаривание слоговых дорожек на одном выдохе) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков + упр «Лошадка», «Останови лошадку» 3. Пальчиков. игра «Инструменты» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [ч] во фразе (Карточка № 9-13) 5. Упражнение «Поймай слог» 6. Игра «Раздели слова на слоги» 7. Упражнение «Из чего, какой»
| 1.Упражнение на дыхание «Разго-вор северного оленя с тюленем» (проговаривание слоговых доро-жек на одном выдохе) 2. Артикуляц. гим-ка: те же упр-я + «Маляр» 3. Пальч. игра «Мальчик-с-пальчик 4. Звукопроизношение: автоматиз звука [ч] в связной речи (Карточка № 14 – 18) 5. Игра «Поймай звук [ы]» 6. Игра «Самый-самый» (сравни-тельная степень качественных при-лагательных) 7. Звуковой анализ слов: дым, сын |
ФЕВРАЛЬ
ЭТАП ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; устранение дефектного произношения; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I «Животные жарких стран» | II «Страна – Россия. Город – Магнитогорск» | III «Защитники Отечества» | IV «Прощай, Зимушка-зима. Итоговое» |
1. Мимическое упр «Обезьяны» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков + «Язычок ползет сквозь дверную щелку», «Кусаем кончик языка» 3. Пальч. игра «Жаркая страна» 4.Звукопроизношение: подготовка к постановке звука [л] Игра «Индюки» 5. Работа с кассой букв: нахождение буквы «ы», выкладывание буквенного ряда 6. Работа в логопедической тет-ради 7. Игры: «Подбери слово», «Новое слово» 8. Расскажи про животного | 1. Упраж на дыхание «На улице» (проговаривание слоговых дорожек на одном выдохе) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальч. игра «Город» 4.Звукопроизношение: Постановка звука [л] (Карточка № 1) 5. Игра «Угадай букву» 6. Игра «Отгадай загадку» 7. Чтение таблицы 8. Звуко-буквенный анализ: кит – киты | 1.Упражнение на дыхание «Слава Армии»» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков + упр «Лошадка», «Останови лошадку» 3. Игра «Космонавт» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [л] в обратных слогах, словах и предложениях (Карточка № 2– 5: ал, ол, ыл, ул) 5. Упражнение «Придумай слово со звуком [э]» 6. Игра «наш-наши» 7. Упражнение «Закончи предло-жение» (предлог из-за) 8. Работа в логопедической тетради | 1.Упражнение на дыхание «Спой песенку» (пропевание слогов) 2. Артикуляц. гим-ка: те же упр-я + «Маляр» 3. Пальч. игра «Погреем пальчики» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [л] в прямых слогах, словах и предложениях (Карточка № 6, 7: ла, ло, лу, лы) 5. Игра «Рассмотри букву» (срав-нение элементов) 6. Чтение логопедического букваря 7. Придумай рассказ 8. Работа в логопедической тетради |
МАРТ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; устранение дефектного произношения; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I «Женский день 8 Марта» | II «Посуда» | III «Продукты питания» | IV «Мой дом. Мебель» |
1.Речевая гимнас-ка «Идет весна» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков + упр «Балалайка» 3. Пальчиков. игра «Поздравляю» 4. Звукопроизношение: автоматиз звука [л] в словах, предложениях со стечением согласных (Карточка № 8, 9,10: пла, бла, кла, гла...) 5. Игра «Подарки Оли и Эммы» – дифференциация звуков [о], [э] 6. Игра «Выложи букву» 7. Составь рассказ по картинке | 1. Упражнение на дыхание «Что случилось?» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков + упр «Балалайка» 3. Пальчиковая игра «Посуда» 4. Звукопроизношение: автоматизац звука [л] во фразе (Карточка № 11-14) 5. Игра «Без чего предмет?» (согласование числит с сущест-м) 6. Чтение таблицы 7. Игра «Где звук» 8. Расскажи про посуду (описа-тельный рассказ) 9. Звуко-буквенный анализ: мак, мука | 1.Упражнение на дыхание «Мы готовим» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальчиковая игра «Жили-были» 4. Подготовка и постановка звука [р] от трр: показ (зрительный и кинестетический); словесное описа ние артикуляции звука (Карточка № 1 + Игра «Останови лошадку») 5. Игра «Рассели картинки» (диф-ференциация звуков [к], [к’]) 6. Игра «Составь предложение» (со значением протиивопоставления и глаголами будущего времени по опорным словам) 7. Работа в логопедической тетради | 1. Упр на дыхание «Ремонтируем мебель» (зибваем гвозди: та-та-та) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальчик. игра «Много мебели» 4. Звукопроизношение: автоматиз звука [р] в словах, предложениях со стечением согласных (Карточка № 2-5: тра, дра, тро, дро, тру, дру, тры, дры) 5. Упражнение «Обведи букву» 6. Чтение таблицы 7. Составь рассказ по картинкам 8. Упр «Составь предложение» (предлог из-под) 9. Анализ слогов: АК, КИ |
АПРЕЛЬ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I «Скоро в школу мы пойдем» | II «Весна. Прилет птиц» | III «Транспорт» | IV «Бытовая техника» |
1.Логоритмика «Песенка водички 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальчиковая игра «В школу» 4.Звукопроизношение: постановка звука [р] (Карточка № 6) 5. Игра «Подари картинки со звуками [с] – [с’]» 6. Работа в логопедической тетради 7. Игра «Закончи предложение» (сложно-подчиненное) 8. Составь рассказ по картинкам 9. Звуковой анализ слова – сапоги | 1. Упраж на дыхание «Папа пилит» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальчиковая игра «Скворечник» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [р] в прямых слогах, словах и предложениях (Карточка № 7-9: ра, ро, ру, ры) 5. Игра «Рассыпались буквы» 6. Чтение логопедического букваря 7. Словесные игры: «Подбери дейс-твие», «Подбери родственное слово» 8. Пересказ рассказ «Грачи прилетели» Н. Сладкова | 1. Логоритмика «Машина» 2 Артикуляц. гим-ка: комплекс для сонорных звуков 3. Пальчиковая игра «Не забывай» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [р] в обратных слогах, словах, предложениях (Карточка № 10-12: ар, ор, ур, ыр…) 5. Игра «Поймай звук» 6. Игра «Подари картинки» – отбор картинок со звуком [ш] 7. Игра «Слушай внимательно – отвечай старательно» (приста-вочные глаголы) 8. Работа в логопедической тетради | 1. Упр на дыхание «Разговор техники» (проговаривание слого-вых дорожек: пра-бра, кра-гра с изменением силы голоса) 2. Артикуляц. гим-ка: те же упр-я 3. Пальч. игра «Электроприборы» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [р] в слогах, словах, предложениях со стечением согласных (Карточка № 13-15: пра, бра, кра, гра…) 5. Работа с кассой букв 6. Чтение логопедического букваря 7.Составление сложных предложе-ний с союзом «а» по предметным картинкам |
МАЙ
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА | |||
Цель: закрепление исправленного звука в речи ребенка; развитие высших психических процессов Задачи:
| |||
I «Весна. Мир растений» (полевые цветы) | II «Весна. Мир растений» (садовые цветы) | III «Насекомые» | IV «Лето. Ах, лето!» |
1. Мимическое упр «Цветочки» 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальч. игра «Вырос высокий цветок на поляне» 4.Звукопроизношение:автоматизация звука [р] во фразе (Карточка № 16, 17) 5. Игра «Ромашки» (дифферен-циация звуков [р] и [р’]) 6. Работа в логопедической тетради 7. Перескажи рассказ 8. Звуковой анализ слова – ракета | 1. Упраж на дыхание «Большая и маленькая ракета» (с разной силой голоса) 2. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков 3. Пальчиковая игра «Цветы» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [р] во фразе (Карточка № 18, 19 + Альбом «Мы со звуком [р] играем») 5. Игра «Разрезная буква» 6. Чтение таблицы 7. Расскажи про цветы (сравни-тельно-описательный рассказ) | 1.Пальч. игра «Новые кроссовки» 2. Упражнение на дыхание «Песен- ка гласных звуков» 3. Артикуляц. гим-ка: комплекс для шипящих звуков + упр «Лошадка», «Останови лошадку» 3. Игра «Прилетели – пожужжали» 4.Звукопроизношение: автоматизац звука [р] во фразе (Карточка № 20+ Альбом «Мы со звуком [р] играем») 5. Игра «Составь слово из звуков» 6. Работа с перфокартой (подбор слов к схемам, печатанье букв) 7. Игра «Назови ласково» 8. Придумай рассказ по картинкам | Диагностическое обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Среда, с которой работает ребенок, представляет собой настенное съемное многофункциональное панно. Материал расположен на уровне глаз ребенка, можно все потрогать руками. Каждый отдельный предме...
Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида
В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....
Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».
В статье описан опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ надомного обучения по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся....
План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта
План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...
Журнал и индивидуальный план работы классного руководителя 6класса на 2021-2022 учебный год
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе основного общего образования интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических раб...
Журнал и индивидуальный план работы классного руководителя 6класса на 2021-2022 учебный год
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе основного общего образования интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических раб...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком при нарушении питания
Обмен веществ нарушается при многих внутренних болезнях. Однако если преобладают эти нарушения, то заболевание расценивается как обменное.Наиболее частым нарушением обмена веществ является общее ...